Предприниматели – старое и новое время

«Не знать истории –

значит всегда быть ребенком»

Цицерон

Реалии современной России характеризуются бурным развитием крупных и мелких предприятий во многих областях промышленности, что, в конечном счете, сказывается и на среднестатистических 6-7 процентах прироста экономики в год. Очевидно, что в большинстве случаев эти цифры являются лишь иллюстрацией скорости, с которой наша страна преодолевает огромный разрыв в развитии отечественной и западной индустрии. Что же явилось причиной такого отставания, и всегда ли российская экономика лишь перенимала достижения западных стран?

После всех перенесенных потрясений, связанных и с развалом Советского Союза, и с финансово-экономическим обвалом в 1998 году, российские предприниматели вновь и вновь оказываются у истоков возрождения частного производства. Сохранились ли в современном бизнесмене те черты характера, которые испокон веков были присущи русскому предпринимателю-дворянину, феодалу или даже крестьянину, и к кому следует обращаться за примерами становления бизнеса?

За ответами на бесконечно возникающие вопросы мы отправляемся сквозь толщу времени к самым первым торговцам, которые по праву могут называться родоначальниками предпринимательства.

Истоки российского предпринимательства

В основе успешной торговли в X-XI вв. лежало отсутствие возможности быстро, а главное с минимальными издержками, перевозить большие партии товаров из одного города в другой. Выражаясь современным языком – отсутствовала развитая транспортная сеть, что неизменно приводило к значительной разнице в цене на одни и те же товары в различных городах и странах. Таким образом, предприимчивые купцы, скупая товар в одном городе и продавая его по более высокой цене в другом, впоследствии становятся одним из самых богатых и почитаемых сословий.

В это время начинают развиваться и кредитные отношения. Согласно историческим справкам, предприниматель-купец Климята выдавал и брал кредиты под залог, причем устанавливать высокие проценты считалось не по-христиански. Ремесленники же и подавно могли называться предпринимателями, поскольку не только производили товары, но также организовывали закупку сырья и сбыт готовой продукции.

С периодом объединения русских земель после феодальной раздробленности тесно связано имя боярина Морозова. Напомним, что платой за военную службу в те времена становились наделы земли (вотчина, а затем и поместья) с прикрепленными к ней крестьянами. Так, Борис Иванович организовал не только текстильные предприятия, но и около 17 заведений по производству поташа (солей), которые по ряду признаков смело можно отнести к первым мануфактурам.

Расцвет отечественного предпринимательства XIX-XX вв.

Быстрое развитие транспортных средств, в особенности железнодорожных перевозок, в конечном счете, делает торговлю иностранными товарами малоприбыльным занятием. И уже к началу XIX века около 90% купцов имели собственные предприятия, а отмена крепостного права способствовала привлечению наемных рабочих. Эти перемены дали существенный толчок развитию отечественной промышленности. С.Ю.Витте в докладе Николаю I писал: «По быстроте и силе этого (промышленного – прим. автора) роста Россия стоит впереди всех иностранных экономически развитых государств».

В этот период появляются и первые акционерные общества, основанные на отечественных предприятиях, с крупным вливанием иностранного капитала. На протяжении многих веков высокие пошлины не позволяли импортировать зарубежные товары в Россию, поэтому иностранные предприниматели предпочитали ввозить в страну капитал, вкладывая его в акционерные общества, либо открывая собственное дело. Итого к 1917 году доля России в мировом промышленном производстве составляла примерно 5%, что соответствовало уровню наиболее развитых стран (США, Япония, Швеция).

Современный бизнес в России

Сегодняшняя Россия – это очередной этап в истории развития частного предпринимательства, началом которого можно считать 90-ые годов XX в., когда несостоятельность административно-плановой экономики вылилась в ряд реформ, допускавших индивидуальную деятельность сначала в мелком и среднем бизнесе, а после и вовсе полную денационализацию предприятий. Разрыв длиною в 70 лет вновь стал отделять отечественную индустрию от иностранных конкурентов, причем в наибольшем упадке оказалась та самая легкая промышленность, некогда являвшаяся гордостью нашей страны.

Восстановление и развитие сельского хозяйства и обрабатывающих отраслей промышленности требует больших вливаний финансовых ресурсов в долгосрочном периоде, что не отвечает интересам современных крупных бизнесменов. Куда как выгоднее оказываются вложения денежных средств в добычу и продажу сырьевых ресурсов за границу. И хотя такую политику крупных компаний объясняет множество других факторов, в том числе и политических, невольно хочется провести аналогию с первыми торговцами, наживавшихся за счет разницы в цене.

Вместо заключения

Итогом сего краткого экскурса в историю нашей страны становится вопрос о сходствах и различиях «старого» и «нового» предпринимательства. Очевидно, что и традиционный, и современный предприниматель постоянно находится под давлением государственного аппарата, в условиях бюрократии и коррупции. Что уж говорить, ведь в ежегодном списке самых коррумпированных стран Россия далеко не на последнем месте.

Вместе с тем, историк А.А. Галаган отмечает, что первоначальное предпринимательство развивалось на основе использования русского менталитета, традиций, обычаев и идеалов, тогда как «в сегодняшней предпринимательской среде превалируют идеи космополитизма, адаптации многочисленных вариантов будущего страны к западным или восточным моделям развития», что, несомненно, не так уж и далеко от истины. Тем более что первые результаты этой «адаптации» уже не за горами.

Руденко И. А.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
webnewsite.ru / автор статьи
Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: