Страховой рынок является одним из индикаторов состояния экономики. После спада в кризисном 2009 г., когда сборы страховщиков рухнули почти на 10%, последующие три года рынок демонстрировал двузначный рост ежегодно. Однако начиная с IV квартала 2013г. динамика поступлений средств в сегменте страхования стала замедляться.

По итогам первого полугодия 2014г. рост рынка не превышал 8%. Это явные признаки стагнации, констатируют эксперты. Когда у корпоративного сектора не хватает средств, о страховании рисков компании задумываются в последнюю очередь. «Темпы прироста взносов падают, убыточность растет, соответственно снижается и рентабельность собственных средств»,– подтверждает генеральный директор ОАО «СК «Альянс» Николаус Фрай. «Сейчас на рынке довольно сложно найти позитивные тенденции на рынке. Замедление темпов роста, снижение спроса и продаж новых автомобилей, негативное влияние макроэкономических факторов – все это привело к росту убыточности на фоне стагнации в экономике»,– соглашается со словами коллеги член совета директоров группы «Ренессанс Страхование» Сергей Рябцов.

Наиболее тревожная ситуация сложилась в сегменте моторного страхования. Большинство западных страховщиков свою розничную деятельность свернули. «Это касается «Альянса», «Цюриха» и «Оранты». «Альянс» свернул свой бизнес, «Цюрих» и «Оранта» – с убытками продали, – отмечает генеральный директор ОАО «СК «Пари» Александр Кудряков. – Такового же рода ситуация наблюдается и у ряда российских компаний. Мы знаем, что фактически сворачивает деятельность «Гута Страхование», и, по нашим данным, НСГ прекратила продажу розничных страховых продуктов». Можно сделать вывод, что акционерам этих компаний бизнес в том виде, в котором он существовал до последнего времени, стал неинтересен. Но все далеко не так печально, как может показаться на первый взгляд: для одних кризис– это повод уйти с рынка, а для других – возможность нарастить свою долю. «В кризисные периоды всегда выигрывает тот, кто работает на перспективу. Сейчас очень важный период для развития и улучшения инфраструктурных проектов и бизнес-процессов», – подчеркивает Сергей Рябцов.

Одним из знаковых итогов уходящего года стало изменение тарифов ОСАГО. Вокруг данной темы было сломано много копий: страховщики жаловались на растущую убыточность этого вида страхования, а страхователи подозревали участников рынка в жадности. Средняя убыточность ОСАГО в России преодолела порог в 100%, констатирует рейтинговое агентство «Эксперт РА». При этом убыточность обязательной автогражданки свыше 100% по итогам 2013г. была зафиксирована в 23 регионах, а в четырех субъектах (Камчатский край, Амурская, Ульяновская и Мурманская области) этот показатель превысил 120%. При таком показателе убыточности автомобилисты рисковали остаться вообще без страховщиков, апоследние вынуждены были выбирать– либо субсидировать данное направление, либо уходить из сегмента ОСАГО. Законодателям удалось предотвратить коллапс рынка. Однако эксперты полагают, что повышение базового тарифа ОСАГО, действующее с октября 2014 г., даст лишь небольшую паузу перед системным кризисом, который может разразиться уже к лету следующего года. Как считают специалисты, необходимо пересмотреть региональные коэффициенты, причем в некоторых регионах до двух раз. «Помимо повышения базовых ставок, необходима корректировка коэффициентов, влияющих на расчет страховой премии. Например, ранее обсуждалась более подробная градация коэффициента возраста-стажа, территориальные коэффициенты тоже уже давно требуют изменений»,– добавляет Сергей Рябцов. По его словам, для стабильной работы на рынке ОСАГО важно, чтобы в каждом регионе был установлен оправданный тариф.

Опрошенные «Ко» эксперты не слишком оптимистичны в оценках перспектив рынка в 2015 г., хотя и не ожидают «ухода в минус». «Если говорить о том, как будет меняться рынок в 2015 г., то здесь следует ожидать незначительного роста, от 0 до 5%. Причем в значительной степени он будет обусловлен повышением тарифов по ОСАГО, с одной стороны, и, с другой, возможно, те риски, которые оцениваются не в рублях, а в валюте, будут давать большую премию в рублях, и мы получим формальный прирост, – поясняет Александр Кудряков. – Но фактически объемы тех рисков, которые будут застрахованы в имущественном сегменте (это касается складов с импортными товарами, грузоперевозок, лимитов ответственности, оценивающихся в валютном эквиваленте), возрастать не будут, а может, и снизятся. А формально денежные поступления будут больше». «Мы полагаем, что отдельные сегменты станут менее прибыльными – например, автострахование. Поскольку запчасти нужно покупать за евро, из-за роста курса данный сегмент станет испытывать трудности, – прогнозирует Николаус Фрай. – При этом другие сегменты рынка будут демонстрировать стабильную картину – например, ДМС. Мы полагаем, что здесь рыночные условия останутся прежними, хотя и будет наблюдаться небольшой рост частоты страховых случаев».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *