Луис С.К.

Самую дельную мысль можно безнадежно испортить, если высказать ее плохо поставленным голосом. Нельзя убедить аудиторию инвестировать деньги в данную промышленную отрасль, если твой голос звучит так, словно ты жалобно клянчишь у присутствующих корочку хлеба. Нет никакого смысла говорить трепетные слова любви и нежности женщине, если в самых патетичных местах давать петуха и сипеть.

  1. Предварительные действия
  2. Наведи последний лоск
  3. 7 упражнений во весь голос

И наоборот: полная чушь, нонсенс, абракадабра воспринимается как нечто непререкаемое, если ее произносит субъект с уверенным бархатным баритоном. Таким голосом просто невозможно говорить глупости, думают слушатели и продолжают почтительно внимать.

Хорошо если сама природа разместила у тебя в горле волшебную флейту, по зову которой слушатели мигом становятся по стойке «смирно» и маршируют в указанном тобой направлении.
А что делать, если ты одарен куда менее благозвучным аппаратом? Если твой голос то подвизгивает, то таинственно исчезает, то неожиданно возвращается, прорываясь наружу хриплым ревом? Или, например, произнося слово «что» ты не можешь удержаться, чтобы не присвистнуть, да так, что у окружающих начинают ныть зубы?
Учиться говорить правильно.

Предварительные действия

 Первое, что тебе необходимо, — это выяснить, нет ли у тебя заболеваний, мешающих правильной речи. К таким болезням могут относиться хронические бронхиты, трахеиты, синуситы, полипы, увеличенные аденоиды и ряд других заболеваний. Симптомами могут быть сиплый, хрипловатый или гнусавый голос, боль при необходимости его повысить, одышка. В этом случае нужно отправиться к отоларингологу и попросить, чтобы тебя обследовали и вылечили.
Второй мешающий начинающему оратору фактор — проблемы с дикцией. От дефектов дикции легче всего избавляться у специалиста-логопеда. Существует огромное множество комплексов, призванных улучшать произношение даже у взрослых людей. Многие из этих упражнений весьма забавны — учащихся заставляют говорить с ложкой во рту, набивать рот орехами или держать в зубах свернутые носовые платки. Пятнадцать-двадцать часов подобных нехитрых развлечений — и больше чем половина обучающихся навсегда прощаются с «лыбами», «фыфками» и этой неугомонной Сасей, которая все никак не может дошошать свою шушку. Остальным приходится проходить более долгий курс или, увы, иногда совмещать его с посещениями стоматолога.
Если ты твердо намерен в ближайшее время превратиться в мастера художественного слова, посети логопеда, даже если у тебя нет явно выраженных проблем с дикцией. Методист почти наверняка обнаружит у тебя несколько мелких недостатков и очистит от них твою речь.
Как возникает голос
Расположенные в твоей гортани связки похожи по форме на небольшие губы. При их раскрытии или сжатии в струе выдыхаемого из легких воздуха возникают разные по тональности звуки. Громкость голоса зависит от скорости, с которой движется выдыхаемый воздух, высота — от степени раскрытости связок. Потом звук проходит корректировку языка, губ, зубов и мягкого неба, которые создают различные резонансы и превращают голос в речь. За эту работу ответственны более чем 200 мускулов, получающих команды из особого речевого центра головного мозга.

А вот теперь можно приниматься за самостоятельные упражнения. Потому что чистая речь — это еще не все. Не менее важно богатство интонаций, сила голоса и умение легко им управлять. Хороший оратор спокойно может два-три часа громко беседовать с аудиторией, при этом у него не пересохнет во рту и не перегрузятся голосовые связки. Смогут ли слушатели столько времени усердно воспринимать его речь — это другой вопрос. Хотя тут тоже много значит мастерство говорящего.

  • От положения связок в твоей гортани зависит тональность голоса. Чем расслабленнее связки, чем шире они открыты, тем голос ниже. Если ты хочешь взять слишком низкий для тебя тон, тебе нужно очень широко распахнуть эти связки, что может привести к их перенапряжению.
    Для того чтобы взять более высокий тон, тебе необходимо напрячь связки и присомкнуть их. В этом положении связки очень быстро устают.
    Чтобы научиться долго и успешно владеть своим голосом, для начала тебе нужно найти свою нулевую тональность. Нулевая тональность — это такое положение связок, при котором тебе легче всего говорить, менять силу звука и артикулировать. В этой тональности твой голос чувствует себя комфортнее всего.
    Профессиональный трюк: сделай сильный и глубокий зевок. Сразу после него твои голосовые связки займут самое удобное для них положение. Попробуй теперь прочитать какой-нибудь текст, например этот абзац, не выходя из нулевой тональности. Если ты хочешь говорить громче, не напрягай связки, а просто быстрее выдыхай воздух. Больший напор воздуха увеличит громкость звука, не добавляя лишней нагрузки на связки.
    Научись легко находить свою нулевую тональность. Если тебе приходится долго говорить, лучше всего делать это, пользуясь в основном ее помощью. Переходы на более высокий или низкий тон тебе нужно будет совершать, только если ты желаешь интонационно выделить ту или иную часть речи. Но основой всех интонационных игр должна быть одна тональность — твоя нулевая.
  • Перед тем как начинать говорить или приступить к новому витку речи, делай глубокий вдох.
Немецкий психолог Альбер Мерабиан, основываясь на собираемом в течение многих лет опыте, вывел цифры, которые показывают, насколько для слушателя важен голос, произносящий информацию. Испытуемые запоминали произнесенный тест на 40% лучше, когда его читали профессиональные актеры, чем когда за дело брались люди с плохо поставленным голосом. Более того, когда подопытных спрашивали, является ли услышанная ими информация верной, в два раза больше людей доверяли тому, что им сказали актеры, чем текстам, зачитанным простыми смертными. К похожим выводам пришли также американские исследователи Мирон Цукерман и Кунитатэ Мияке, которые подтвердили, что интонационно богатый голос вызывает у слушателей большее доверие и симпатию.

Запас воздуха позволит тебе закончить мысль без ненужных интонационных пауз или риска задохнуться. Вдох делай через нос — воздух быстрее согреется и не переостудит связки. Кроме того, нос — хороший фильтр, который защитит тебя от мелких соринок, что так любят першить в горле у ораторов и заставлять их многозначительно, но не к месту откашливаться.

  • Говори только на полном, хорошем выдохе. Попытки говорить в экономичном режиме расхода воздуха приведут к одышке, а единственный звук, который ты извлечешь из себя на вдохе, — это нервный всхлип.
  • Тренируйся иногда в произношении скороговорок. При этом лучше читать их не по памяти, а по книжке, даже если ты знаешь их наизусть, — следя глазами за текстом, тебе легче будет управлять артикуляцией.
  • Если ты собираешься выступать с важной речью, недурно не только прочитать ее несколько раз заранее, но и отметить точками те места, где лучше всего делать паузы для вдохов. Правильный расход запасов воздуха — один из важнейших показателей мастерства оратора.
  • Запиши свою речь на аудиокассету и послушай ее. Так ты яснее увидишь все свои речевые и интонационные огрехи.
  • Не забывай играть интонацией. Наиболее важные части длинных предложений отмечай, меняя тональность (чтобы не спутаться во время прочтения, можешь отметить такие места волнистой чертой). Такая игра сделает речь интересной для слушателей, даже если каждое второе слово в ней кончается на «изм» или «ация». (Я знаю, что есть интересные сами по себе слова, кончающиеся на эти суффиксы. Так что не думай, что ты меня поймал.)
  • Рассчитывай силу своего голоса. Если практика показывает, что тебе тяжело говорить более десяти минут подряд, — постарайся уложиться в этот срок.
  • Если по долгу службы тебе приходится часто и много говорить (на презентациях, совещаниях и по телефону), пройди курс индивидуальных занятий по сценической речи у преподавателя театрального ВУЗа.

Наведи последний лоск
Безукоризненное произношение и поставленный голос нуждаются для полного совершенства еще и в правильной подаче. Неграмотно составленная речь сведет на нет всю проделанную работу.

  • Разбей свою речь на короткие предложения. Если ты не немец, то проблем с этим возникнуть не должно — все остальные языки в мире не требуют, чтобы ты сто тысяч километров тащил за собой тележку, груженную глаголами, в самый хвост бесконечной фразы.
  • Если можешь использовать простое слово вместо сложного — не стесняйся его поставить. Если же очень хочется употребить слово из семи слогов, постарайся, чтобы в твоей речи оно было одно. И не расстраивайся: потом, когда будешь писать статьи и монографии, вставишь туда сколько хочешь умных и длинных слов — читатели куда понятливее, чем слушатели.
  • Всегда начинай с самого важного. Ты сразу привлечешь к себе внимание. Если твоя речь состоит из нескольких частей, в начало каждой ставь основную мысль, а дальше расшифровывай и доказывай ее. И не бойся потом несколько раз повторить эту основную мысль, дабы она все-таки осела в головах окружающих, а не потерялась под позднейшими напластованиями.
    Пошути хотя бы один раз.

7 упражнений во весь голос

Жужжим
Попробуй пять раз раз медленно прожужжать обычную гамму (до-ре-ми и т.д.) сверху вниз и снизу вверх. Одновременно совершай челюстями жевательные движения. Это упражнение расслабляет артикуляционную мускулатуру. Повторяй ежедневно — по утрам в ванной или сидя в пробке в автомобиле.

Жуем
Проведи языком по кругу по всем зубам, словно ты проверяешь их на предмет наличия дырок. Одновременно совершай медленное круговое движение подбородком по максимальному радиусу. Это упражнение тренирует челюстные мышцы и мышцы языка, ответственные за хорошую дикцию.

Издаем неприличные звуки

Надуваем щеки и производим губами тот звук, за который нас в школе выставляли вон из класса. Сейчас у тебя есть оправдания — резкое выпускание воздуха сквозь вибрирующие губы укрепляет мышцы гортани и тренирует заодно лицевые мышцы.

Кашляем
Если у тебя першит в горле, постарайся прокашляться. Но кашляй обязательно со звуком, произнося в этот момент что-нибудь вроде «хо!» или «хэ!» — так ты быстрее откашляешься. Если у тебе сел голос, не шепчи: шепот во много раз больше напрягает связки, чем речь, пусть даже хриплая.

Зеваем
Глубокий зевок расслабляет всю голосовую мускулатуру и настраивает твой голос на нейтральную нулевую тональность.

Хохочем
Еще одно интересное упражнение на голосовые связки. Положи ладони с обеих сторон на нижние ребра и смейся так, чтобы чувствовать руками движения грудной клетки. Смейся организованно, последовательно произнося: «Ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе, хи-хи-хи, ху-ху-ху и так далее». (Надеемся, что никто тебя за этим занятием не застукает.) Упражнение призвано приучать твои голосовые связки широко открываться, что необходимо для получения низкого тона.

Затыкаем рот пробкой
Возьми пробку от винной бутылки и зажми ее передними зубами так, чтобы две трети пробки торчали наружу. А теперь постарайся, не выпуская пробку, медленно и внятно прочитать вот этот самый абзац. Упражнение призвано улучшить твою дикцию и приучить голос к более умелой артикуляции — при таком ограничении ему придется искать дополнительные пути выражения.

Тра-та-та, тра-та-та,
Вышла кошка за кота.
За Кота Котовича,
За Петра Петровича.

Ну как, пробка пока на месте? Ладно, можешь тогда вынуть. Но вечером повтори все еще раз. И так каждый день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *