Постучаться в Skype

Как создать нечто принципиально новое, основываясь на опыте работы в сегменте мессенджеров.

Сколько раз вы слышали подобные слова: "Я отправлял тебе файл через Skype, но ты был не в сети. Я тебе писал через Viber, но сообщение не было отправлено". С такими проблемами сталкивались все без исключения пользователи мессенджеров: файлы не доходят, сообщения не отправляются. К тому же есть риск, что переписку могут прочитать те, кто просто сядет за ваш компьютер или возьмет чужой телефон. В первую неделю сентября разразился громкий скандал, когда хакеры выложили в свободный доступ интимные фото звезд Голливуда. Среди пострадавших – обладательница "Оскара" Дженнифер Лоуренс, Ариана Гранде, Виктория Джастис, Кейт Аптон, Бри Ларсон и др. Большинство фотографий представляют собой селфи в обнаженном виде – их беспечные знаменитости сохраняли в своих мобильных устройствах. В качестве вероятной причины утечки эксперты называют взлом сервиса iCloud. Как говорят представители компании Apple, они уже начали внутреннее расследование с целью установить, действительно ли фотографии были получены путем взлома аккаунтов iCloud. К расследованию инцидента подключилось ФБР, а хакер, взломавший личные данные актрис, пустился в бега. Точно таким же образом злоумышленники могут получить доступ практически к любой информации, хранящейся на удаленных серверах, в "облаках". Причиной может послужить как потеря мобильного телефона, так и взлом аккаунта. И фотографии или личные сообщения, предназначенные только одному адресату, превратятся в общедоступные. Причина в том, что пользователи разного рода мессенджеров и мобильных устройств не слишком утруждают себя соблюдением элементарных мер безопасности. Они могут потерять устройство, где открыт доступ к переписке, или используют слишком простой пароль для входа и в почту, и в компьютер, а ведь он запросто подбирается либо копируется. Учитывая то, что мобильные гаджеты уже стали неотъемлемой частью повседневной жизни, в них хранится столь огромное количество конфиденциальной информации, что она способна скомпрометировать кого угодно.

"Все коммуникационные технологии двигаются по спирали, и сейчас мы находимся на таком отрезке, когда закладывается новый тренд. Номер мобильного телефона на сегодняшний день является одним из основных идентификаторов. Он позволяет обеспечить достаточно высокий уровень конфиденциальности и ограничивает спам-рассылки и ненужные контакты в "социальных помойках", которые у многих переполнены случайными людьми. Поэтому именно те контакты, что есть в телефоне, – это в 99% случаев тот "ареал обитания", который человеку действительно нужен", – говорит один из основателей сервиса 4talk Сергей Кравцов. При этом особое внимание разработчики 4talk уделили конфиденциальности работы с мессенджером. По сути, никакого стандартного пароля для входа в систему не требуется. Единым ключом является номер мобильного телефона: на него каждый раз высылается уникальный пин-код. То есть о несанкционированном доступе к личной информации, в случае если вовремя заблокировать потерянный телефон, беспокоиться не приходится.

QIP мертв, да здравствует 4talk?

Но посредством одной лишь опции безопасности конкурировать с такими мощными сервисами, как Skype, Viber, Telegram или ICQ, абсолютно нереально. Поэтому разработчики 4talk постарались найти у перечисленных проектов точки уязвимости в интерфейсе: многие жалуются на отправку файлов в Skype, которые "теряются", на нестабильную работу многих мессенджеров и ограниченный функционал. 4talk – это смесь WhatsApp c Dropbox (система хранения данных). Им можно пользоваться с любого устройства, будь то ноутбук, телефон или планшет. Вся информация сохраняется в "облаке", и нет необходимости что-либо синхронизировать и сохранять, будь то сообщения, фотографии или файлы. "Этот функционал всегда был гигантской проблемой для того же Skype, так как можно отправлять файл человеку, который находится не в сети, и никогда не знаешь, будет ли доставлена информационная посылка адресату", – поясняет Сергей Кравцов. Пользуясь 4talk, не нужно ждать, когда собеседник появится в сети, так как все файлы загружаются на "облачный" сервер и в любой момент, причем с любого устройства можно его скачать.

Понять, что именно нужно пользователям, основателям 4talk помог их предыдущий проект – мессенджер QIP. Он был запущен в середине 2000-х и впоследствии из простого интернет-пейджера перерос в глобальный проект, объединивший почтовую службу, поисковик и собственный портал с новостями. Его аудитория составляет десятки миллионов человек (точные данные не разглашаются), а сайт посещают до 1,2 млн человек в день. Для управления всем этим огромным "хозяйством" даже была создана компания – ООО "Русские интернет решения". Однако, несмотря на достаточно большие масштабы проекта, его основатели, в том числе и Сергей Кравцов, решили переключиться на новое направление, так как на базе QIP реализовать все задуманное было очень сложно. Нужно было создавать новый мессенджер фактически с нуля. Тем более что с предыдущими партнерами по QIP возникли сложности: сервис намеревался выкупить холдинг "РБК". Но по каким-то причинам источники утверждают, что всему виной юридические ошибки: РБК получил лишь права на использование продукта, а не сам продукт (QIP). По состоянию на сентябрь 2014 года, права на мобильные версии мессенджера QIP находятся у компании "Русские интернет решения". На странице QIP в Google Play висит следующее объявление: "Вы, наверно, уже заметили, что мы больше не обновляем программу. Команда разработчиков QIP хочет поблагодарить вас за долгие годы, что мы вместе с вами пользовались замечательным мессенджером QIP". РБК опровергает слухи о "кончине" QIP, а его основатели активно агитируют за переход к использованию 4talk.

Тенденция возникновения подобных мессенджеров обозначилась с того времени, когда "поверх" мобильной сети GSM стали появляться IP в GPRS. Абоненты на том этапе в основном использовали ICQ-решения. "Для абонентов открылась возможность посылать сообщения по цене трафика, тогда как SMS и MMS тарифицировались и тарифицируются мобильными операторами за единицу. Скажем так, что в одном мегабайте трафика можно уместить несколько сообщений, и цена соответственно получается меньше, чем отправка нескольких SMS-сообщений, – объясняет популярность мессенджеров эксперт центра сетевых решений компании "Инфосистемы Джет" Сергей Балякин. – Использование данных клиентов просто-напросто выгодно абоненту. Также появилась возможность использовать один и тот же клиент не только в мобильных сетях, но и в Wi-Fi, фиксированных сетях других операторов, что обеспечивает большую гибкость использования продукта для абонента".

Эталон-мессенджер

"Идея создать что-то новое появилась около года назад, – вспоминает Сергей Кравцов. – Начали искать, что мы можем привнести нового, помимо безопасности и "облаков". Оказалось, что у WhatsApp вообще нет PS- и Mac-версии, у Viber эти версии реализованы просто отвратительно. Skype безобразно работает с файлами. Поэтому мы решили создать некое эталонное решение, которое будет просто для пользователей, удобно и не станет содержать всех багов и проблем конкурентов". Фактически выведя QIP на определенный уровень (сделав его прибыльным бизнесом с многомиллионной аудиторией), команда разработчиков решила заняться чем-то другим, но менять направление деятельности не имело смысла. Попробовали создать нечто принципиально новое, основываясь на опыте работы в сегменте мессенджеров.

Ключевой вопрос в такого рода проектах: на чем зарабатывать? Новый пользователь получает сразу весь набор услуг, но если ему нужно больше, например больше места для хранения файлов, то ему может быть предложена подписка за весьма условную плату – $1 в месяц. Цена крайне невелика, но если услугой воспользуется даже 1-3% от планируемой аудитории (100 млн человек), то выручка проекта будет весьма существенной – от $20 млн в год. Помимо этого, за отдельную плату будут предлагаться и разного рода "украшения" – картинки для переписки, смайлики, стикеры и т.п., что активно продается в том же Viber. "Сейчас на подписании находится несколько договоров с крупными операторами такси в Европе и в России. Используя функцию геолокации, заложенную в 4talk, любой пользователь сможет вызвать такси прямо через приложение, что, естественно, будет приносить проекту дополнительный доход, а пользователям – удобство", – отмечает Сергей Кравцов. Он активно работает с операторами сотовой связи в Европе (Tele2, Bite, Omnitel, Vodafone) и такими компаниями, как Disney. Финансовую информацию основатели 4talk не раскрывают, но говорят, что в проект вложено "несколько миллионов долларов". Все инвестиции в реализацию проекта планируется окупить в течение ближайшего года его работы.

"Несмотря на ряд проблем, проект имеет значительные перспективы с точки зрения инвестиций. И именно за счет этих средств проект сможет диктовать жесткую политику развития рынка в сторону кросс-платформенности и тем самым завоевать лояльную аудиторию, – рассуждает партнер группы компаний vvCube Даниил Кириков. – Кроме того, проект имеет отличительную особенность, с помощью которой сможет монетизироваться лучше других сервисов, – "облачность". На примере Dropbox пользователям предоставляется базовое пространство для хранения информации. Расширение этого пространства может стоить дополнительную символическую сумму на постоянной или абонентской основе". "Принципиальное отличие 4talk от аналогов (Viber, Telegram) заключается в первую очередь в удобстве клиентского интерфейса, использовании функционала, реализации внутренней архитектуры "облака", которая позволяет хранить историю переписки, книгу контактов при использовании клиента 4talk на других устройствах, – добавляет Сергей Балякин. – При сравнении также нужно обратить внимание на особенности использования чатов и конференций – они могут различаться в зависимости от видения и понимания удобства использования функциональности разработчиками/дизайнерами таких мессенджеров. Стоит отметить и наличие у 4talk возможности отправки фото без сжатия и транскодирования (при этом сохранена и опция отправки со сжатием), тогда как другие клиенты/мессенджеры не предоставляют данной возможности".

Рядовой среди генералов

В конце августа закончилось тестирование 4talk, и проект вышел на открытый рынок. Всего за неделю только в Play Market программу скачали несколько тысяч человек, хотя разработчики рассчитывали на несколько тысяч новых пользователей каждый день, а в идеале до 100 000 новых пользователей ежедневно. "Если продукт хороший и команда четко сфокусирована на работе с аудиторией, он "цепляет" пользователей, то за первый год работы можно набрать и до 100 млн пользователей. Задачи амбициозные, но мы не в первый раз такие продукты поднимаем. Мы очень упертые", – подчеркивает Сергей Кравцов. Однако далеко не все потребители приняли новый продукт на ура. "Смысл этой программы? И так уже куча таких программ типа ватсап и вибер, зачем еще? Вы бросили легендарный QIP ради того, чтобы создать еще один ватсап? Ребята, вы меня разочаровали!!! (грамматика и стилистика оригинала сохранены. – Прим. "Ко")", – пишет в комментариях по поводу нового продукта пользователь Павел Чистяков. Но, несмотря на столь скептические отзывы, Сергей Кравцов рассчитывает, что его детище в ближайшие три-четыре года займет доминирующее положение на рынке, серьезно потеснив крупнейших операторов рынка. "Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, – с самоиронией замечает он. – Но все наши амбициозные цели вполне достижимы".

"Перспективы этого сервиса мы оцениваем как сомнительные, поскольку очень сложно отвоевать аудиторию у популярных сервисов, таких как чат Facebook, WhatsApp и т.д. Я сомневаюсь, что можно будет заработать и на хранении данных, потому что конкуренция в этом сегменте довольна высока. Скорее, единственный путь монетизации – это продажа сервиса мобильным операторам, которые будут на его платформе делать свои собственные чаты, конечно, если до этого дойдет", – критически оценивает будущее 4talk член правления МФО "Народная казна" Ярослав Кабаков.


Максим Логвинов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
webnewsite.ru / автор статьи
Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: