Снятие санкций сТегерана в условиях перенасыщения отечественного рынка открыло новые возможности для сбыта вагонов.
Втовремя, когда ни у грузовладельцев, ни у операторов вагонов, ни у ОАО «РЖД», ни в бюджете нет денег и, по словам директора исследовательского агентства InfraNews Алексея Безбородова, идет борьба всех против всех, поворот на внешний рынок – естественное движение. ОВК заключила трехлетний контракт на поставку вагонов икомплектующих для них трем вагоностроительным компаниям Ирана. Поего условиям, 1100вагонов будет поставлено в готовом виде, еще 4900 вагонов соберут на иранских заводах с использованием систем и запчастей производства ОВК. Стоимость контракта – несколько сотен миллионов долларов. Аналогичная сделка по поставке в Иран 5000 вагонов с Уралвагонзавода оценивается в 11,2 млрд руб., и кредитует ее ВЭБ. Частной компании Александра Несиса тоже удалось найти госгарантии: ее сотрудничество с Ираном будет финансировать Росэксимбанк. Госбанк, выступающий институтом стимулирования экспорта, готов брать на себя риски иностранного покупателя.
«Большинство коммерческих банков пока осторожно выходит в нишу кредитования иностранного покупателя напрямую. Есть банки посмелее, которые работают через финансирование иностранных банков, но без посредничества пока боятся. На этой нише теперь сфокусируется Росэксимбанк», – говорит глава Росэксимбанка Андрей Поляков. Ранее он заявлял о готовности профинансировать иранскую сделку ОВК на 1 млрд руб. и в дальнейшем подключить к этому проекту другие крупные финучреждения, например, ВТБ.
«Заказ для ОВК важен, поскольку потенциал внутреннего рынка ограничен – в стране профицит вагонов, и рассчитывать на стремительный рост спроса пока довольно сложно, – говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.– Иранский заказ позволит загрузить мощности ОВК. Ключевой вопрос, скорее всего, заключался всоотношении поставок целых вагонов и комплектующих, за счет которых Иран развивает собственное вагоностроение. Учитывая высокий интерес к иранскому рынку со стороны китайских производителей, не исключено, что ОВК пришлось в данном заказе урезать свои запросы».
Гендиректор лизинговой компании «Трансфин-М» Дмитрий Зотов отмечает, что контракт ОВК с Ираном, помимо продажи вагонов, предполагает постройку вагоносборочного предприятия на его территории, что позволит ОВК в дальнейшем поставлять крупное и среднее вагонное литье для нужд этого предприятия, атакже запчасти для ремонтаужеприобретенных вагонов. «Насколько выгоден контракт для ОВК, сказать довольно трудно, но это хорошая возможность для компании получить компетенции по экспорту вагонов вгосударства колеи 1435, например, в Китай, страны ЕС, США и государства Ближнего Востока», – считает Дмитрий Зотов. ОВК сможет изучить юридические и логистические аспекты поставки вагонов на экспорт, а также протестировать свою продукцию, так как испытательные железнодорожные кольца в России есть только для вагонов колеи 1520.