Домой Блог

Canon. Токио, Япония

Если бы не семья митараи, то canon сейчас бы, возможно, и не было. Митараи первый – такеши – спонсировал исследования небольшой мастерской по производству точных оптических инструментов precision optical instruments laboratory, с которой и началась история компании canon в далеком 1933 году.

Спонсировал Такеши Митараи не что иное, как налаживание в Японии производства высококлассных фотоаппаратов – не хуже самых совершенных на то время немецких «леек». Помогла ли в этом деле японцам буддийская богиня милосердия Кванон (Kwanon), портрет которой висел в мастерской, трудно сказать. Но всего за год молодым изобретателям удалось создать первую японскую 35-миллиметровую камеру с фокальным затвором. Камеру так и назвали – Kwanon, чтобы богиня не обиделась.

Однако уже год спустя, в 1935-м, суеверия были отброшены в сторону, поскольку камерам требовалось более звучное название – была зарегистрирована торговая марка и логотип Canon. «Стандарт» – примерно такое значение имеет это слово. С тех пор изделия компании стараются оправдывать это звание.

Правда, первые серийные фотоаппараты шли с приставкой Hansa – торговым именем компании, получившей права на их продажу. Зато эти камеры были нарасхват, поскольку стоили в два раза дешевле популярных Leica. Дела у лаборатории пошли в гору, штат увеличился, началось (1936 год) строительство своего завода. Появились инвесторы, и вместо лаборатории была основана (1937 год) корпорация Precision Optical Industry, Co., Ltd. с уставным капиталом в 1 миллион иен. И даже собственную оптику в производимых устройствах стала использовать. И тут война… Поражение, разруха и тяжелейший экономический кризис.

Корпорация беспомощно барахталась в волнах этого кризиса и чуть не утонула, на время прекратив функционирование. Но тут Такеши Митараи стал президентом компании и вывел ее из тяжелой ситуации. По японским меркам того времени он творил чудеса: ввел новую систему помесячной оплаты труда сотрудников (1945), пятидневную рабочую неделю (1946) и обязательные медосмотры для служащих при помощи разработанного в своей же компании рентгеновского аппарата. Результат – корпорация вновь на плаву. Ее фотоаппарат Canon SII с ажиотажем раскупается офицерами оккупационных войск. И чтобы намертво закрепить успех в сознании народа, компания меняет имя на Canon Camera Co. Inc. (1947).

Эстафету становления гиганта фотоиндустрии подхватил второй Митараи – сын Такеши Хадзиме. Именно он провел компанию по тернистому пути проникновения на рынки Америки и Европы. С чисто японским упорством компания выдержала конкурентную борьбу и соперничество с брендами по всем направлениям.

Окрыленная международным признанием, Canon берет приступом самые разные технологические вершины: участвует в создании национального телевидения (1950), выпускает 8-миллиметровую кинокамеру Canon Cine 8T (1956) и Canon Projector P-8 (1958), осваивает рынок суперпопулярных персональных калькуляторов и копировальной техники, соперничая с Xerox. А по ходу дела из названия компании исчезает слово Camera (1969 год).

Canon была на коне практически во всех областях стремительно развивающейся технической отрасли. Именно Canon создала первый в мире электронный калькулятор с 10-значной клавиатурой Canola 130 и персональный копир NP-1100, правда, первый только в Японии (1964). Canon изобрела устройства для коммуникации (1974) и разработала лазерный принтер (1975), который стал основой для принтеров фирм Apple и Hewlett-Packard. Лазерный светодиодный принтер LBP-10 (1979), факс с протоколом G2 Telefax B-601 (1980), принципиально новый способ печати Bubble Jet (1981) и пузырьково-струйный принтер – BJ-80 (1985) – тоже находки Canon. Для создания линз к телескопу SUBARU на Гавайях выбрали не кого-нибудь, а Canon.

Последний Митараи – Фуджио, нынешний президент корпорации – за рекордно короткий срок вывел преуспевающую крупную компанию Canon в элиту мирового бизнеса. Около 200 компаний по всему миру сегодня в группе Canon! А в штате этих компаний свыше 100 тысяч человек. И не случайно Canon несколько лет держит твердое второе место в мировом рейтинге корпораций, владеющих самыми современными запатентованными технологиями. На первом месте в рейтинге пока IBM…

Конечно, в области производства сложной оптической техники Canon – компания №1 в общемировом масштабе (за ней идут Sony и Kodak). Однако сейчас Canon в основном производит высококлассную и высокотехнологичную оргтехнику и офисное оборудование – это направление самое прибыльное. Принтеры, компьютерная периферия и копировальные аппараты – это примерно 2/3 от всей ее продукции. На долю же фото– и видеокамер приходится порядка 20%, а на оптику и телекоммуникационное оборудование – всего лишь по 4-5%.

Совмещение множества функций в небольшом объеме – вот что можно назвать визитной карточкой Canon в офисном оборудовании. Canon берет и соединяет факсимильный аппарат и сканер вместе. Или сочетает телефон, модем, факс, копировальный аппарат – и до чего же удачно!Мировую известность завоевали ее видеокамеры и телевизионные кинескопы, медицинское оборудование, техника для производства полупроводников, техника для микрохирургии, визуальные коммуникационные системы, сканеры, калькуляторы, мониторы, сложнейшие видеокоммуникационные системы.

Сюда же можно включить еще штук 30 позиций, относящихся к области профессиональных и потребительских IT-решений и средств формирования и обработки изображений.Помимо всего прочего название Canon неразрывно ассоциируется с самыми престижными спортивными соревнованиями, которые непосредственно поддерживает компания. И, кстати, этим летом Canon стала официальным спонсором матчей российской футбольной Премьер-лиги.

Если говорить о тенденциях дальнейшего развития компании, то они целиком продиктованы рынком. Производство пленочных камер стало нерентабельным – Canon останавливает разработку новой «пленки», но не сворачивает ее выпуск полностью, в отличие от того же Nikon. На рынке «цифры» этот спрос, наоборот, все растет. Canon не только участвует в гонке за мегапикселями и компактностью, но и наращивает функциональную насыщенность своих устройств, изготавливая универсальные девайсы – например фотовидеокамеру. Только что выпустив самую компактную в мире видеокамеру HV10, Canon делает стандарт видеоизображений высокой четкости доступным для домашних пользователей.

В отношении носителей Canon видит большие перспективы у флэш-карт, отличающихся сверхкомпактностью и высокой скоростью доступа к данным. Принтеры Canon как выпускала, так и будет выпускать – примерно поровну струйных и лазерных. А то, что принтеры полностью заменятся многофункциональными устройствами – напрасные опасения, как заверяет компания.

Dell. Раунд-Рок, штат Техас, США

dell

«За девять лет Майкл Делл принес своим акционерам более 50 тысяч процентов прибыли» – говорится в биографии основателя компании Dell. Первая мысль: «Такого быть не может!» Вторая, после детального знакомства с компанией Dell: «Вот куда нужно было вкладывать деньги, а не в какой-то МММ или «Хопер-Инвест!»

У Майкла Делла нет никаких дипломов, поскольку учиться ему было некогда. Мистер Делл в 8 лет изъявил желание заочно получить образование, поскольку учеба только отвлекала его от важных дел. Еще в школе этот чудо-ребенок провел аукцион, заработал на этом пару тысяч долларов и купил себе первую персоналку. А к 18 годам на продаже газет Майкл получил 18 тысяч и купил на этот раз роскошную «бэху» – редкость в Америке по тем временам. Еще через год (шел 1984-й) юноша стал основателем компании Dell Computer.

Наш «золотой мальчик» задумал соперничать не с кем-нибудь, а с самим Голубым гигантом – IBM. Для начала Майкл решил продавать компьютеры этого же производителя, но не так, как было принято – через посредников, а напрямую, общаясь с покупателем по телефону. При таком подходе ему не нужен был торговый зал и торговля приносила больше прибыли за счет уменьшения накладных расходов и лучшего обслуживания клиентов.

Принцип сегодняшнего Dell был сформулирован в те годы, и с тех пор никак не изменился: «Продай пользователю не то, что завалялось на складе, а то, что ему нужно, и дешевле, чем другие». Вот и продавали парни конечному пользователю машины IBM прямо с фабрики, добавляя к ним модные навороты и обеспечивая гарантированный ремонт и круглосуточную техподдержку.

Компания развивалась бешеными темпами, и так же стремительно росла стоимость ее акций – с 23 центов в 1990 году до 40 долларов в 1992-м! Правда, уже через год у Dell был сильный шанс развалиться, как разваливается под собственной тяжестью карточный домик. Не было у компании соответствующей инфраструктурной поддержки, и акции упали в три раза. Впрочем, кризис роста у Dell прошел быстро и почти безболезненно. Делл сманил несколько хороших менеджеров у конкурентов, в том числе и у IBM, и свернул продажи через магазины, возвратившись к «особенной модели прямых продаж». Кстати, впервые в отрасли именно Dell внедрила идею продажи компьютерной техники через интернет.

Так что общий рост акций компании действительно побил все мыслимые рекорды – с 1990 года они подорожали с 23 центов до 124 долларов, то есть на те самые 53 тысячи процентов (!), а рост компании в течение 1996-98 годов составлял 40% в год!

«Прямая модель» сработала не только в США, где Dell Computers вышла на первое место по продаже компьютеров (1999), но и на Западе и на Востоке. Организация бизнеса Dell везде основывалась на трех принципах: «Никогда не продавай через посредников», «Забудь о складских запасах», «Клиенту – максимум уважения». Не изменилась эта стратегия и сегодня. Dell является ведущим мировым поставщиком решений и услуг по построению ИТ– и интернет-инфраструктуры. Ассортимент Dell включает в себя как компьютерную технику, так и периферийные устройства. Dell разрабатывает, производит, продает и обслуживает широкий набор моделей персональных компьютеров, ноутбуков, серверов, устройств хранения данных, сетевого оборудования, КПК и другого аппаратного обеспечения.

На этой радужной ноте мы и хотели завершить наш рассказ о корпорации Dell, третьей в мировой табели о рангах производителей компьютеров (после IBM и Compaq). Но в конце лета компанию как будто кто-то сглазил! Неприятности пошли одна за другой. Те самые надежнейшие ноутбуки Dell из серий Latitude, Inspiron, Precision и XPS стали взрываться один за другим! «Свинью» в мобильные компьютеры Dell, оказывается, подложила фирма Sony, поставившая американцам дефектные аккумуляторы. (Подробнее об этом читайте в рубрике «Новости».)

Вторая неприятность – скандал с рекламой в Китае. В Поднебесной, говорят, Dell пыталась продавать ноутбуки с дешевыми процессорами, в то время как в рекламе говорилось о более дорогих чипах. Представители самой Dell объясняют случившееся не измененными вовремя рекламой и бланками заказа, но деньги недовольным китайцам вернуть все равно придется (вот ведь даже в Китае действуют какие-то законы – где угодно, но только не у нас!).

Уже к концу года на прилавках окажется новая серия ноутбуков Dell, работающая на процессорах AMD – как одноядерных Sempron и Athlon 64, так и новых двухъядерных Turion 64 X2. Ноутбуки будут оснащены 17-дюймовыми дисплеями и новейшей сетевой картой Wi-Fi – Wireless 1500 Draft 802.11n dual-band. А вот наладонников у Dell больше не будет – деньги на их развитие перешли в сегмент ноутбуков. Зато появятся новые модели широкоформатных мониторов. А то, что Dell планирует в короткие сроки увеличить объем серверного бизнеса в России аж в четыре раза, конечно, отрадно, но нас с вами особо не касается.

Fujitsu. Токио, Япония

 

Компания Fujitsu была основана в 1936 году в Японии и первоначально имела совсем другое название – Yaou Shoten. Основной специализацией компании в то время были радиоприемники, звуковые системы и чуть позже, с появлением телевидения – собственно телевизоры. В 1955 году компания сменила свое прежнее непроизносимое европейцами название на другое, правда, не слишком отличавшееся от предыдущего – Yaou Denki Co., Ltd.

В начале 60-х компания выпустила на японские прилавки серию 14-дюймовых телевизоров, которые были выполнены в новом, невиданном прежде дизайне. Из-за невысокой цены новинка была очень популярной и расходилась на ура. Примерно тогда же компания выпустила первые в мире транзисторные 9-дюймовые цветные телевизоры, которые в отличие от черно-белых собратьев были очень дорогими, и мало кто мог их себе позволить.

В начале 80-х компания занялась производством бытовой техники. Одной из предложенных ей новинок была стиральная машина со специальным механизмом, смешивающим стиральный порошок и воду. Тогда же компания первой в мире выпустила в продажу цветной телевизор со встроенным персональным компьютером (MSX). В 1984 году Yaou Denci Co., Ltd и Fujitsu Ltd. объединили капитал, и на свет появилась Fujitsu General Limited.

Сразу после этого в компании произошла переоценка ценностей – в Fujitsu стали уделять больше внимания развивающимся компьютерным технологиям, и в компании был открыт специальный отдел, занимающийся разработкой софта. При этом в Fujitsu не забывали и о производстве бытовой техники – первая в мире автоматизированная система кондиционирования была произведена именно Fujitsu совместно с Home Automation.

На протяжении 90-х двумя основными направлениями развития компании были кондиционеры и плазменные панели, причем производили их в разных странах – к тому времени Fujitsu сильно разрослась, основав свои филиалы во всех крупных азиатских странах. Кондиционерами занимался филиал компании в Таиланде и Шанхае, телевидением — центральный японский офис, который и выпустил первым в Японии 21-дюймовый цветной плазменный монитор. В конце 90-х Fujitsu и вовсе взорвала рынок плазменных панелей, выпустив в продажу первый в мире 42-дюймовый плазменный телевизор.

В настоящий момент Fujitsu занимается производством самых различных технологий. Разумеется, в первую очередь это технологии компьютерные – компания производит ноутбуки, мониторы, серверы, жесткие диски, сканеры. Центральное место в этом списке занимают мониторы – негоже компании-создателю плазменных телевизоров и мониторов забрасывать собственные идеи. Не забывают в Fujitsu и о кондиционерах, автомобильных аудио– и видеосистемах, LCD–проекторах и т. д.

И все же нас в первую очередь интересует то, что связано с компьютерами, а это направление деятельности компании в 1999 году практически целиком было передано новой корпорации, которую Fujitsu основала совместно с немецкой компанией Siemens. Fujitsu Siemens Computers предлагает, пожалуй, один из самых полных среди имеющихся на мировом рынке ассортиментов продуктов и решений в области компьютерных технологий: ноутбуки, ПК, рабочие станции, Intel– и Unix-серверы, мейнфреймы, системы хранения и т. д.

В качестве стратегических направлений развития компания позиционирует критически важные бизнес-вычисления и мобильность. Fujitsu Siemens Computers на сегодня является одним из ведущих европейских компьютерных производителей, и с учетом того, как компания развивается на сегодняшний день, она вряд ли в ближайшие годы уступит свои позиции.

IBM. Армонк, штат Нью-Йорк, США

20Вы помните, как выглядели дискеты? А как насчет перфокарт? Между тем именно они прослужили людям в качестве носителей информации несколько десятилетий. И именно с изобретения этих гениальных картонок с дырками началось то, о чем мы сегодня постоянно пишем, а вы регулярно (надеемся) читаете – компьютерная эра.

В 1890 году на территории США проводилась перепись населения. Для обработки ее результатов впервые был применен «электрический табулятор» – прадед ваших ПК. Благодаря этой штуковине данные по переписи удалось рассчитать за три вместо ожидаемых 24 месяцев. Счастливым изобретателем шайтан-машины был Герман Холлерит.

Этот почтенный мистер в 1896 году организовал контору Tabulating Machine Company, предварительно изобретя еще и перфокарты в придачу. Предприятие Холлерита разрослось, постепенно вышло на мировой рынок табуляторов и в 1924 году было переименовано в International Business Machines Corporation, или попросту IBM. К этому моменту компанией руководил уже другой почтенный мистер – Томас Уотсон.

Только миллионные доходы позволили IBM в годы Великой депрессии остаться в рядах функционирующих компаний. Уотсон продолжал финансировать разработки и платить людям зарплаты. Выгоднейшие заказы правительства США в 1935-36 годах окончательно вывели IBM из кризиса, позволив продолжить путь в историю.

Во время Второй мировой войны в одних секретных американских лабораториях придумывали ядерную бомбу, в других же готовили к испытаниям первый компьютер – работали там специалисты IBM. Последовательно управляемый калькулятор (он же ЭВМ) «Марк-1″ появился на свет в 1944 году. Весил малыш пять тонн, но считать умел здорово. В тот год Томас Уотсон произнес свою крылатую фразу: «Я думаю, на мировом рынке можно будет продать штук пять компьютеров».

В 1952 году была выпущена электронно-вычислительная машина IBM 701, использующая электронно-вакуумные лампы. В отличие от электромеханических переключателей, применявшихся в «Марк-1″, электронные лампы легко заменялись в случае неисправности, а главное — позволили увеличить скорость вычислений до 17 тысяч операций в секунду.

Созданный на основе новой технологии компьютер NORC в 1954 году поступил на вооружение морской артиллерии США. С его помощью производились сложные баллистические вычисления, которые позволяли эффективно управлять огнем береговой артиллерии на сверхдальнем расстоянии. Вскоре годовой оборот корпорации IBM превысил $1 млрд.

В 1956 году сын Томаса Уотсона, Томас Уотсон-младший, сменил отца на посту главы IBM. Под его руководством доходы компании выросли до $8 млрд., а число сотрудников — до 270 тыс. человек. В этом же году общественность узнала от IBM, что такое жесткий диск. В 1959 году появились первые компьютеры IBM на транзисторах, достигшие такого уровня надежности и быстродействия, при котором ВВС США сочли возможным использовать их в системе раннего оповещения ПВО.

С появлением транзисторов ламповые компьютеры морально устарели. В 1959 году IBM создала свой первый полностью транзисторный мейнфрейм (большой универсальный компьютер) модели 7090, способный выполнять 229 тыс. операций в секунду. Такие компьютеры позволили военно-воздушным силам США создать систему раннего предупреждения об атаке баллистических ракет. В 1964 году на основе двух 7090-х мейнфреймов американская авиакомпания SABRE впервые применила автоматизированную систему продажи и бронирования авиабилетов в 65 городах мира.

В 1969-71 годах компьютеры IBM обеспечивали высадку американских астронавтов на Луну (или куда там на самом деле?). В 1973 году IBM выполнила заказ NASA на поставку компьютерного оборудования для программы «Союз-Аполлон». Впоследствии IBM приняла участие и в программе полетов космических челноков «Шатл».

К концу 1960-х годов IBM господствовала на рынке, объем сбыта ее продукции превысил $3 млрд.
В 1971 году компания представила гибкий диск, который стал стандартом для хранения данных. В 1973 году, когда президентом IBM стал Фрэнк Кэри, выпуск компьютеров существенно вырос и увеличился срок их службы. В том же году IBM выпустила систему автоматической считки цены изделий с помощью лазера, предназначенную для универсамов, а также компьютер IBM 3614, с помощью которого клиенты банков могли оперировать счетами.

1981 год стал годом рождения первого IBM PC. Процессора Intel 8088 с частотой 4,77 МГц, 64 кб ОЗУ и флоппи-дисковода емкостью 160 кб вполне хватало для работы операционной системы DOS, которая была разработана небольшой компанией Microsoft. Открытая архитектура навсегда определила стандарт для персональных компьютеров. С этого момента стало так: ПК и все остальное, IBM и все остальные…

В 1984 году IBM едва не достигла оборота $100 млрд. и занимала 13-е место в мире, уступая лишь ведущим нефтяным компаниям, автомобильным корпорациям и японским торговым фирмам. В 90-х годах прошлого века IBM вынужденно сместили акцент с железного бизнеса к консалтинговому, продолжая разрабатывать программное обеспечение, выпускать мобильные компьютеры и серверные решения эталонного качества.

В середине 90-х против созданного IBM суперкомпьютера Deep Blue, состоящего из 256 процессоров, согласился выступить в шахматной схватке многократный чемпион мира Гарри Каспаров. Гроссмейстер с супермашиной провели два матча. В 1996 году выиграл Каспаров, но уже через год (после некоторых доработок) победу праздновали компьютер и IBM.

Сегодня же те, кто предъявил человечеству ЭВМ, не только продают бренд китайским компаниям (c 2004 года ноутбуки IBM зовутся Lenovo). В наши дни в IBM разрабатывают процессоры для современнейших игровых приставок (Cell для PlayStation 3 и трехъядерный PowerPC для Xbox), работают над новым софтом, совершенствуют серверы и активно внедряются в сферу интернет-технологий. Компания создала 300 тыс. рабочих мест по всему миру, ее оборот составляет более $90 млрд. в год.

Intel. Санта-Клара, штат Калифорния, США

История микропроцессоров компании intel, а вместе с ней и всей силиконовой долины, началась красиво, но банально. В 1955 году некто Уильям Шокли (между нами, изобретатель транзистора) основал компанию, назвав ее собственным именем. «Полупроводники Шокли» разместились в тепленьком местечке Пало-Альто, что в штате Калифорния, США. На работу в компанию подобрались исключительно молодые и перспективные инженеры, и затея имела все шансы на успех. Но к 1959 году человеческий фактор набрал критическую массу: молодые и перспективные решили стать еще и независимыми.

Покинув проклинающего предателей Шокли, группа инженеров основала новую компанию Fairchild Semiconductor. Эта субстанция имела все шансы стать тем, чем в результате стала компания Intel. Но… 1968 год… Снова срабатывает человеческий фактор. На этот раз компанию покидают Гордон Мур и Роберт Нойс. И по старой традиции они тут же основывают новую, собственную компанию, которую по счастливой случайности до наших дней никому развалить не удалось.

Мур и Нойс вместе с примкнувшим к ним талантливым менеджером Энди Гроувом решили назвать свою организацию Intel (Integrated Electronics). Примечательно, что к тому времени на территории США уже было зарегистрировано такое торговое имя: неоновые вывески Intel украшали несколько дешевых мотелей. Но длинный доллар сыграл свою роль, и вскоре придорожные гостиницы были переименованы, а «Интегрированная электроника» навсегда превратилась в Intel. Денег молодой компании после покупки названия катастрофически не хватало, так что пришлось привлечь еще одного экс-сотрудника Fairchild. Финансист Артур Рок быстро проникся идеей и буквально за пару дней нашел для Intel $2,5 млн!

Несмотря на отличный капитал и перспективные идеи, успех к компаньонам пришел не сразу, пришлось помучиться. На микросхемах оперативной памяти никак не удавалось заработать много. И первый финансовый год Intel закончили в «гигантском» плюсе $2672. Но уже в 1970-м молодой компании поступил заказ от одной японской фирмы на разработку микросхем для калькуляторов. Результатом почти годовой работы стал революционный микропроцессор 4004 феноменальной производительности.
Отдавать такое чудо было неблагоразумно, и Intel выкупили собственную разработку, заплатив за нее японцам из Busicom $60 тыс. Далее последовал процессор 8008, примененный Ланкастером в прототипе первого персонального компьютера/

В 1974 усилиями корпорации Intel на зарождающемся рынке ПК был создан первый дефицит: комплектов для сборки компьютеров «Альтаир» категорически не хватало на всех желающих. А успех совместного с IBM компьютера IBM PC в 1978 навсегда ввел Intel в список богатейших компаний мира (по данным Fortune). 286-й, 386-й и 486-й застали многие из нас. Созданные еще в начале 80-х годов компьютеры на этих процессорах до конца 90-х украшали многие кабинеты информатики московских школ.

А в 1993 мир узнал Pentium, а затем и P-II, и P-III… Не стремясь польстить, отметим, что практически все новые продукты Intel – от 4004 до Pentium Centrino – неизменно становились хитами. Например, представленная в 2003 году технология Centrino, означавшая новый процессор для мобильных ПК, новые наборы микросхем и средства подключения к беспроводным сетям.

А тихий и холодный мобильный процессор Pentium M в наше время еще и удачно пристроился в мультимедийных десктопах. В прошлом году под натиском Intel не устоял предпоследний оплот альтернативности «Пентиумам» – Apple. Яблочные компьютеры сегодня вовсю работают на Core Duo с маркировкой Intel. Да и в простых ПК все чаще можно встретить двухъядерные процессоры Intel.

На сегодняшний день Intel в год зарабатывает более $30 млрд, обеспечивая рабочими местами около 100 тыс. человек во всем мире. Основными продуктами, которые предлагает Intel, остаются процессоры и системные платы. Гонке производительности с главным конкурентом Intel уделяет огромное внимание. Новые процессоры и чипы появляются строго согласно закону Мура, который с 1965 года гласит, что производительность микропроцессоров удваивается каждые два года.
Сам же г-н Мур сегодня отошел от дел, компанию возглавляет Крейг Барретт. А вот фактический изобретатель микропроцессора Роберт Нойс умер в 1990 году от сердечного приступа.

Philips. Амстердам, Голландия

Если бы зимний дворец не закупил в 1898 году у «электроламповых заводов филипса» 50 тыс. Лампочек, кто знает, что бы делали братья филипс. А так они вложили деньги за лампочки в исследования и вывели компанию на международный рынок. А ведь дело дошло до продажи в стране двух миллионов электролампочек в год (1916) – не шутка по тем временам. Жаль, что у нас тогда случилась революция, и открытую на невском контору philips пришлось свернуть.

К счастью, накопленных в России денег хватило на телеопыты, и всего за три года братья смогли получить не что-нибудь, а 48-строчное телевизионное изображение. Дальше пошло-поехало: первый электрический патефон (1930), первый автомобильный приемник (1934), первое экспериментальное телевещание (1935), первая электробритва семейства Philishave (1939), с которой фирма до сих пор лидирует в данном сегменте рынка, знаменитая электронная лампа-пентод и первые серийные цветные телевизоры (1964).

После русской Philips пережил еще четыре революции: изобретение долгоиграющей пластинки (1948), стереофонической техники (1958), компакт-кассеты (1963), компакт-диска (1982). Последнюю революцию Philips совершил совместно с Sony. Девяностые годы прошлого столетия были для компании самыми благоприятными – она процветала. Только одно слово владело тогда умами околокомпьютерной общественности – «мультимедиа».

И Philips вместе с другой фирмой – Matsushita – сотворил цифровой вариант DCC, по качеству звучания не уступавший CD. Мультимедийная приставка CD-I 210, сделанная тогда Philips, воспроизводила все – от музыкальных дисков с графическими добавками и VideoCD до игрушек. К сожалению, такое многофункциональное устройство пришлось не ко времени и стоило дорого, и Philips «сузился» до видеоигр. Однако освоить рынок электронных развлечений не удалось – видеоигры, мягко говоря, хитами не были…

Зато эти годы были успешными по другим направлениям – например, вышла трехсотмиллионная электробритва Philishave (1995). Компания осуществляла масштабную программу по реструктуризации своей деятельности, которая позволила бы ей занять более прочное положение. И… проморгала наступление цифровой эры!

Хоть мы и не любим приводить цифры всяких там продаж, но тут их назовем, чтобы показать, насколько стремительным было падение Philips. Продажи снизились с 37,9 млрд евро в 2000 году до 29 млрд евро в 2003-м, при этом чистая прибыль упала за этот же период с 9,6 млрд до 0,7 млрд евро! Почему так случилось? Нам кажется, компания на фоне собственного благополучия просто не заметила перемен. То ли дело агрессивные корейцы, которым жизнь никогда не позволяла расслабляться.
Чем же изделия Philips не угодили покупателям?

Долго бы ломал голову над этим вопросом глава компании Жерард Кляйстерли, если бы не случай. Одна из телекомпаний провела такой эксперимент (2004): целую комнату напичкали всяческой техникой и запустили туда Человека Обыкновенного, вооруженного универсальнейшим пультом компании Philips. Герой долго мыкался, но так и не смог настроить и привести в рабочее состояние ни одно из устройств! Результаты этого эксперимента подействовали на Кляйстерли, как шоковая терапия: «Так, значит, вот какие изделия мы выпускаем – до того сложные, что с ними простому человеку не сладить!»

Philips начала исследование феномена «слишком сложных технологий», в ходе которого выяснилось, что мудреные термины только пугают людей, а сложнейшие приборы они не покупают из боязни или просто нежелания разбираться с ними. «Значит, народ нуждается в простоте. А почему бы и нет?» – решили голландцы, проверив, что никто из брендов на простоте не пиарится.

Так что если вы зайдете на русский сайт компании (www.philips.ru), не удивляйтесь, когда перед вами в разных ракурсах будут крутить пустые картонные коробки. Представьте себе, это символ нового позиционирования и главная креативная идея Philips, визуально демонстрирующая слоган: «Philips предлагает технологии, которые так же просты, как их упаковка». Это длинно и на русском, а оригинал звучит так: «Sense and Simplicity».

На глобальную рекламную кампанию по закреплению за собой «территории простоты» Philips потратила кучу денег – в одной России 250 млн. рублей. Сработало! 2004 год стал для Philips первым за последнее время годом удач – голландцы сломили негативный тренд и впервые смогли увеличить продажи с 29 до 30,3 млрд. евро!

Сейчас по производству бытовой электроники в Европе Philips нет равных: выпускаются лампы, радиоприемники, электробритвы, магнитофоны, телевизоры, компьютеры, лазерные диски, медицинская техника, сотовые телефоны и т. д. На предприятиях Philips счастливо трудится 240 тысяч сотрудников в 60 странах. И с объемом продаж у концерна все в порядке, чистый доход тоже растет по сравнению с прошлым годом. А что касается сегодняшнего места компании Philips в компьютерном мире – об этом читайте заметку в корпоративных новостях этого номера.

LG Electronics. Сеул, Южная Корея

LG

Каждый русский человек, живший при социализме, знает, что ЛГ – это сокращенное название «Литературной газеты». И согласно формальной логике, набрав в адресной строке браузера www.lg.ru, он должен попасть на сайт именно этого издания. Ан нет – домен принадлежит южнокорейской компании LG Electronics.

В начале 1947 года южнокорейский коммерсант Ку By Хой открыл фирму Lak Chemical Co. Занималась она выпуском косметики, но предприниматель со временем понял, что на чем-то одном большие деньги заработать нельзя. Одной из дочек парфюмера стала основанная в 1958 году компания GoldStar, позже переименованная в LG Electronics.

Самым первым продуктом компании стал обыкновенный транзисторный приемник. Правда, в Южной Корее их еще никто не делал, поэтому фирма GoldStar стала в некотором смысле первооткрывателем. Быть пионером оказалось довольно выгодно, и предприятие еще не раз получало этот статус. Судите сами. В 1963 году GoldStar произвела первый в Южной Корее фен, в 1965-м – холодильник, в 1966-м – телевизор. А 1969 год компания отметила выпуском стиральной машины, кондиционера и лифта. Естественно, до этих событий вся аналогичная продукция была исключительно привозная.

Справедливости ради следует сказать, что все эти достижения опирались на существенную технологическую помощь американских и японских компаний. К тому же правительство Южной Кореи проводило явно протекционистскую политику в отношении отечественного производителя – про глобализацию в те времена еще никто не знал, и национальные интересы были для большинства людей не пустым звуком.

Поскольку новых компаний стало много, то из Lak Chemical Co. выросло довольно мощное объединение Lucky Group. Руководил им, естественно, Ку Ин Хой. Тем временем GoldStar активно пробивалась на внешний рынок. В 1982 году открылся первый завод компании за рубежом – в США. А в 1986 году фирма открыла производство видеомагнитофонов в Германии. Не забывал Ку By Хой и свое отечество – первый в Южной Корее микрокомпьютер также произведен GoldStar.

В марте 1995 года бренд получил новое имя – LG Electronics, образованное из начальных букв названий Lucky и GoldStar. Буквально через год руководство компании предложило вниманию широкой общественности стратегию LEAP 2005 («Прыжок в 2005 год»). Кстати говоря, название LG Electronics принято сокращать до двух первых букв. Но это не совсем правильно. Например, на изготовлении электронно-лучевых трубок специализируется LG Micron, на производстве громкоговорителей – LG Foster, LG Semicon выпускает интегральные микросхемы и ЖК-панели…

Как нетрудно заметить, компании свойственен размах. Выпускает она практически все. Предприятия группы LG производят следующую компьютерную продукцию: мониторы, приводы для чтения и записи компакт-дисков, USB-носители и другие накопители информации, клавиатуры, мыши и ноутбуки. Не обделены вниманием и средства связи: покупателю предлагаются обычные и мобильные телефоны, а также конвергентные IP-системы.

24 октября 2003 года на сайте MandrakeSoft появилось предупреждение. В нем сообщалось, что при установке дистрибутива Mandrake Linux 9.2 (на тот момент последней версии этого продукта) возможно физическое повреждение приводов производства LG. Компьютерная общественность была в ужасе – то тут, то там стали всплывать давно забытые легенды о Linux-хакерах, которые могут не только взломать систему, но и элементарно вывести компьютер из строя всерьез и надолго.

Более адекватные личности просто недоумевали, как можно выпускать устройства, которые можно сломать программным путем. Впрочем, таких эпизодов в истории LG было мало – хорошего компания сделала намного больше. Чего стоят ЭЛТ-мониторы Flatron, по сей день считающиеся истинно народными благодаря превосходному сочетанию цена/качество. Многие пользователи вспомнят добрым словом знаменитые «семнашки» – неприхотливые и недорогие рабочие лошадки, часто приобретаемые по остаточному принципу, но дающие значительно больше, чем они стоили. И сегодня производство мониторов является одной из приоритетных задач фирмы.

Заметное место занимает LG на рынке мобильных телефонов. KG800 Chocolate – модель с сенсорной клавиатурой, KG920 – мультимедийная модель со встроенной 5-мегапиксельной камерой… Конечно, рассчитаны они прежде всего на очень юную аудиторию, для которой «мобила» – не столько средство связи, сколько стильная игрушка. Но компания и не претендует на звание научно-технического лидера – практическая польза для бухгалтерского баланса всегда была ее доминирующим интересом.

Главная задача LG Electronics на будущие годы – повышение конкурентоспособности флагманских продуктов. При этом компания планирует уделять особое внимание исследованиям и разработкам новых технологий, которые имеют потенциал постепенно превратиться в общепринятые стандарты.
Среди конкретных продуктов упоминаются интегрированный цифровой видеомагнитофон, DVD-технологии и дисплеи нового поколения. Планирует компания заняться и робототехникой, причем это направление считается одним из приоритетных. Особое внимание будет уделено рынку 3G-технологий. В перспективе LG планирует стать на нем одним из мировых лидеров.

MSI. Тайбэй, Тайвань

История Micro-Star International Co., Ltd (MSI) с момента создания и до конца 90-х годов покрыта мраком. О том, что происходило в это время с компанией, можно узнать, только вооружившись до зубов переводчиками с китайского.

Вот что можно сказать про этот период с уверенностью: MSI делали все в основном для других транснациональных монстров, развиваясь в качестве стабильного OEM-поставщика. Под собственный лейбл продукцию Micro-Star начала выводить буквально 7-8 лет назад. С тех пор мы являемся свидетелями того, как количество материнских плат и видеокарт на красном текстолите увеличивается, и они становятся все лучше. В результате дошло до того, что в этом году все самые новые решения от NVIDIA и ATI первыми появлялись на рынке именно в исполнении MSI. То же самое касается и материнских плат: на данный момент MSI выпустила уже с десяток матерей под новый сокет AMD.

Но совсем не все, что сделано руками рабочих MSI, поступает в продажу под этим именем. Значок MSI украшает лишь около 50% всей конечной продукции. Вторая половина уходит в другие руки. В качестве OEM-производителя MSI превзошла саму себя: на двух заводах компании (оба, кстати, расположены на территории материкового Китая) ведется сборка материнских плат, видеокарт, КПК и ноутбуков, предназначенных для продажи под совершенно иными (не менее именитыми) брендами. MSI доверяют производство, и в MSI знают, что в компьютерной среде они умеют делать практически все. В последнее время тайваньская компания делает особый акцент на ноутбуки под маркой Megabook и всерьез намерена составить конкуренцию мировым брендам на этом рынке.

Кроме материнских плат, видеоадаптеров и ноутбуков MSI уделяет большое внимание разработке баребон-систем. Помимо этого MSI производит: плейеры, веб-камеры, мыши, точки доступа, Bluetooth-донглы и еще кучу всего. Лично мы не удивимся, если в ближайшее время с конвейера тайваньского гиганта сойдет первый мобильный телефон MSI. А что такого? Представили же Micro-Star на последней выставке Computex модель человекоподобного робота-помощника…

Sony. Токио, Япония

SONY

Sony не скрывает своего пролетарского происхождения и даже им гордится. Ну как же – была себе в 1945 году захудалая мастерская по производству коротковолновых приставок к радиоприемникам, а стала одной из крупнейших транснациональных корпораций мира. И это за каких-то 30 лет.

Такой небывалый успех объясняется слаженной работой технического гения – основателя фирмы Масару Ибуки и его партнера – дерзкого маркетолога Акио Мориты. Так-то оно так, только по нашему разумению, на одной гениальности и умении воплощать свои проекты эта парочка далеко бы не уехала. А на чем же уехала? Если внимательно ознакомиться с историей компании и почитать мемуары ее основателей, ездовая «лошадка» очевидна. У руля компании с момента рождения всегда находились чудаки-новаторы, плюющие на авторитеты и как минимум на полвека опережающие собственное время.

Начнем с того, что ребята в упомянутой мастерской до сих пор так бы и апгрейдили старые радиоприемники, если бы Ибуке и Морите не пришла в голову гениальная мысль заняться производством. Более чем смелая идея при начальном капитале $500 на 20 человек! И это в условиях послевоенного кризиса… Еще смелее сам девайс-первенец – представьте себе, это была электрическая рисоварка! Первенец, впрочем, не получился – деревянная кастрюля с алюминиевыми проводами на дне хреновенько варила рис – он то подгорал, то недоваривался. Тефлона-то еще не придумали…

Официальная регистрация «Токийской компании телесвязи» состоялась 7 мая 1946 года, только никакими коммуникациями в ней и не пахло. Бывшие оборонщики продолжали выпускать рисоварки, вольтметры, матрасы с электрогрелками и коротковолновые приемники. Изделия пользовались спросом, но были какими-то проблемными: электрогрелки искрили, и у граждан от этого сгорало белье, а приемники плавились от жары. Запатентованную Ибукой магнитную ленту (1949) резали на полосы обычный ватман и покрывали магнитным составом. Магнитной «пудры» при этом больше оседало на работниках и стенах, чем на лентах.

Создается впечатление, что наши изобретатели страдали ерундой и ждали своего часа, который пробил с изобретением транзисторов. Выкупили Ибука и Морита у американской компании Western Electric лицензию на их производство, и тут же придумали свой транзисторный приемник (1955), да не простой, а портативный. Вот это успех! А спрос какой! Еще две популярные сногсшибательные новинки были сделаны на транзисторах – телевизор с 8-дюймовым экраном (1960) и бытовой видеомагнитофон (1965). Чуть позже появился и цветной телевизор Trinitron (1968). С такими наработками можно было и мир покорять.

В 1958 году компания взяла европейское имя Sony (неприятно удивив японских коллег) и завершила свое превращение в крупнейшую монополию. Sony создает не просто дежурные изделия, а вещи, влияющие на стиль жизни. Именно эта компания запустила в массовое производство первый кассетный видеомагнитофон (1975). А как хипповали тинейджеры с портативным кассетником с наушниками (1979) Walkman! И что бы мы делали без 3,5-дюймовых дискет и, главное, без компакт-дисков и CD-плейеров, если бы Sony не разработала (совместно с Philips) новую технологию звукозаписи (1982)? А без настольных калькуляторов и беспленочных камер, которые тоже придумала Sony? И так от бума видеокамер (1982) до вывода на рынок DVD и игровых приставок PlayStation (1995).

Сейчас Sony входит в пятерку ведущих торговых марок мира. Одним из главных направлений корпорации является производство продукции в области информации и телекоммуникаций. Среди других направлений: сфера развлечений, включая производство кинофильмов, музыкальных программ и компьютерных игр; финансово-инвестиционая деятельность; интернет-проекты. Но основным в компании является подразделение электроники, производящее все те же плейеры Walkman и компьютеры Vaio – на них приходится около 70% всей выручки.

Хоть Sony и новичок в области мобильной связи, но и здесь успела создать аппараты, удивляющие простотой, изяществом и большими возможностями для передачи информации. Даже мобильник для русалок Sony сделала в августе – теперь можно общаться с подводными жителями. А фирменное управляющее колесико телефонов Sony называют вершиной дизайнерской мысли.

К телевидению высокой четкости Sony подошла намного ближе других компаний. Она активно создает оборудование для производства цифровых программ, выпускает HDTV-телевизоры, разработала новый стандарт для видеокамер – High Definition Video (HDV). Другие примеры цифровых достижений Sony – новые цифровые зеркальные фотоаппараты и первый пишущий привод Blu-ray, выпущенные этим летом.
В ноябре нынешнего года начнется продажа новейшего варианта революционной популярнейшей игровой приставки PlayStation третьего поколения (PS3). А в пику iPod Sony сделала очередное техническое чудо – PlayStation Portable. Этот мини-девайс уже прозвали «карманным богом» – игры, кино и музыка в едином корпусе! Славная история Sony-новатора продолжается.

NEC. Токио, Япония

Японской компании NEC (Nippon Electric Company Ltd.) уже перевалило за сто лет – она была основана в 1899 году совместно с американской Western Electric Company, став первой японской фирмой с частично иностранным капиталом. Для Японии начала XX века это было сенсационным решением – ни о какой демократии тогда и речи не шло, у власти стоял император, и активно процветал консерватизм. Однако в NEC каким-то образом сумели миновать все политические подводные камни и начать строительство светлого будущего вместе с новыми американскими партнерами.

Первое время NEC занималась исключительно производством средств связи – телефонов и радиоприемников. Первая японская радиостанция Radio Tokyo была полностью оборудована аппаратурой от NEC. До Второй мировой войны NEC была ведущей компанией по производству телефонных коммутаторов, каждые пять лет выставляя на продажу все более новые и усовершенствованные механизмы связи. В Японии не было ни одной телефонно-телеграфной станции, в которой не стояли бы коммутаторы NEC – даже в Америке многие станции пользовались японской аппаратурой.

В 1944 году NEC первыми в мире успешно протестировали микроволны. Правда не в целях приготовления пищи – о таком тогда даже и мечтать не могли, – а в целях беспроводной связи. После этого японцам потребовалось еще 20 лет, чтобы довести придуманную ими технологию до ума – в середине 60-х все американские базы, расположенные на территории Японии, были оборудованы аппаратурой связи, основанной именно на микроволнах.

О компьютерных технологиях в NEC начали задумываться ближе к концу 50-х – в 1958-м японцы собрали первые параметрические компьютеры NEAC-1101 и NEAC-1102, а год спустя на выставке в Париже представили первый компьютер на транзисторах NEAC-2201, который умел совсем немного, зато в нем мог спокойно поселиться какой-нибудь бомж: системный блок был огромных размеров.
Чем дальше, тем шире становилось поле деятельности NEC – XVIII Олимпийские игры, которые проходили в Токио, обслуживались спутниковым оборудованием, предоставленным японской компанией (правда, действовало оно только на территории Японии и США).

Все эти годы NEC, разумеется, расширялся как мог и к 1979 году уже имели представительства во всех крупнейших странах мира, включая далекую Австралию и исключая спрятанный за железным занавесом Советский Союз. С 1982 года NEC активно взялся за компьютеры – именно тогда, 24 года назад, был представлен первый персональный компьютер от японской компании – 16-битный PC-9800. При этом японцы не забывали и о корнях – сделанный ими цифровой коммутатор к началу 90-х стоял на каждой телефонной станции в США и Японии. Плюс ко всему NEC постоянно осваивал все новое и незнакомое. В результате на сегодня NEC является одной из самых известных компаний как среди профессионалов, занимающихся мобильными коммуникациями, так и среди обычных пользователей, регулярно смотрящих в монитор от NEC или запихивающих дискету в дисковод от той же компании. Если еще остались люди, которые пользуются дискетами…

В настоящий момент NEC имеет три линии выпускаемых продуктов – компьютеры, связь и комплектующие. В первой линии помимо самих машин NEC занимается производством мониторов, оптических и флоппи-дисководов, принтеров, серверов и т. д. До России, правда, из всего списка производимых компанией NEC товаров добираются лишь мониторы да комплектующие (дисководы, дисковые накопители, кабели и пр.) – остальное в основном продается в Японии, США и Европе. Для того чтобы в России найти принтер NEC надо очень сильно постараться. Зато моделей мониторов от компании – более 40, на любой вкус.

Не забывают в NEC и следить за модой – любая уважающая себя крупная компания не упускает возможности заняться производством мобильных телефонов. Компании даже удалось сотворить пару хитов – к примеру, супертонкий NEC L1, продажи которого недавно начались по всему миру и скоро начнутся в России. Правда нет никакой уверенности, что в нашей стране он будет раскупаться – популярность телефонов этой компании в России измеряется отрицательными величинами.

Впрочем, вряд ли это расстраивает кого-то в NEC. Компания по-прежнему основное внимание уделяет компьютерным технологиям и связи. При этом нельзя сказать, что NEC является безоговорочным лидером хотя бы в одной из этих областей, но уж крепким середняком – абсолютно точно.