Политическая осень-99

Предвыборные агитационные и PR-кампании в период с 11 по 24 октября напоминали дуэль компроматов двух наиболее сильных игроков: Кремля, с одной стороны, и блока ОВР во главе с его лидерами – с другой. Интересно отметить, что это фигуранты скорее не думской избирательной кампании, а президентской гонки. Значит, борьба за Кремль, где пока сосредоточена реальная власть, началась раньше борьбы за Думу и ведется более активно и жестко. Собственно агитационные мероприятия блоков и партий, борющихся за места в Госдуме, блекнут на этом фоне.

Действительно, в сегодняшнем рейтинге более заметны PR-кампании реальных претендентов на президентское кресло – Путина, Примакова, Лужкова. Но, что самое интересное, гораздо более высокие оценки получили кампании по их дискредитации или ответные – контрпропагандистские – действия. По оценкам наших экспертов, производство компромата как одной стороной, так и другой прочно застолбило лидерство в номинациях “Скандалы” и “Черный PR”.

Пропагандистская кампания против блока “Отечество – Вся Россия” (ОВР) и лично Юрия Лужкова вновь стала одним из лидеров рейтинга. Согласно экспертной оценке, эта кампания, развернутая на каналах ОРТ, РТР и в ряде печатных СМИ, уже в течение месяца перевешивает все собственно агитационные усилия избирательного штаба ОВР. Безусловно, главная “заслуга” принадлежит авторской программе Сергея Доренко. Некоторые наши эксперты-профессоналы назвали ее “самым грязным PR”.

Скандальность передачи тем не менее обеспечила ей значительную аудиторию. Большинство “народных экспертов” отметили, что передачи Доренко достигли своей цели и подпортили имидж Лужкова. Однако продолжение антилужковской темы уже потеряло эффект новизны: “Ну покажут еще одну дачу – уже неинтересно”. Почти все опрошенные так или иначе стараются держаться в курсе разоблачений Доренко, а часть респондентов “из народа” вообще относятся к ним как к еженедельному развлекательному шоу.

Результаты рейтинга показали, что Юрий Лужков и ОВР пока не обладают таким же мощным пропагандистским оружием, каким является Сергей Доренко для их оппонентов. Скандальный “Московский комсомолец” не может пока конкурировать с ОРТ – не только по охвату аудитории и воздействию на общественное мнение, но и по крутизне пропаганды. Попытка московских властей оперативно произвести собственный шедевр (новую информационно-аналитическую программу Александра Хинштейна на канале ТВЦ) не может дать быстрых результатов – передача требует долговременной раскрутки.

Не меньший ущерб от “телеразоблачений” нанесен и тем, кто находится “по другую сторону Кремлевской стены”, – “семье” и президенту. Между тем продолжающийся уже несколько недель скандал вокруг счетов ближнего окружения президента в Bank of New York, публикации о коррупции и злоупотреблениях членов “семьи” были оставлены Ельциным без каких-либо комментариев, что порождает вопрос об информированности президента о происходящем. Кстати, закрадывается страшное подозрение: а не является ли чеченская кампания лишь тактическим маневром окружения президента для отвлечения его внимания от “семьи”?

Слабые попытки откреститься от компромата, опровергнуть информацию, наводнившую СМИ, были с большим опозданием все-таки предприняты “ближним кругом” (Бородин, Макаров и Рушайло), но, по оценкам экспертов, это было сделано неубедительно. Была предпринята попытка отвлечь общество и политическую элиту другим скандалом – очередной неудавшейся отставкой Юрия Скуратова. Однако кампания самого Скуратова в связи с известным и малоутешительным для “семьи” результатом голосования в Совете Федерации затмила все попытки инициировать “волну” против генпрокурора и заняла высокое место в рейтинге. В широком общественном мнении стремление президента отстранить Скуратова от должности по-прежнему связывается не с “девочками”, а с “делом Mabetex”. А потому в проигрыше оказались по существу сами организаторы, то есть “семья” и президент.

Одним из лидеров рейтинга (четвертое место) стала очень активная по сравнению с концом сентября кампания Евгения Примакова. Несмотря на поток обвинений в адрес экс-премьера и активную кампанию против него в СМИ, собственные инициативы, поездки и выступления Примакова оценены экспертами выше. По мнению большинства профессиональных политологов и PR-технологов, Евгений Примаков выглядит “на голову выше” своих оппонентов.

Наиболее высокой экспертной оценки удостоился ряд публичных шагов Примакова. В частности, большинство экспертов считают отказ Примакова от встречи с президентом наиболее достойной для номинации “Находка недели” PR-акцией: “Сильнее этого хода в нынешней избирательной кампании пока еще ничего не было”. Вполне справедливо, на наш взгляд, называлась в номинации “Контрпропаганда” и другая акция Примакова: телефонный звонок экс-премьера в прямой эфир программы Евгения Киселева “Итоги”. Это действительно очень оригинальный по сегодняшним меркам контрпропагандистский ход, выгодно выделяющийся на общем фоне.

Между тем со столь высокими профессиональными оценками пропагандистских акций Евгения Примакова существенно расходится “народная оценка”. “Народные эксперты” отметили две причины, по которым “выходка” Примакова (отказ от встречи с президентом) им не понравилась. Во-первых, справедливости ради стоит отметить, что политика и состояние президента не изменились коренным образом с тех пор, когда Примаков не считал зазорным работать в правительстве; во-вторых, “Ельцин пока еще наш президент, и надо соблюдать приличия”.

Предметом для размышлений также можно считать относительно высокую экспертную оценку кампании против Примакова. Скандалы от Доренко в эфире ОРТ смогли оказать влияние на рейтинг Лужкова, несколько “затенить” непотопляемого московского мэра. Сегодня PR-кампания мэра Москвы и блока ОВР, как уже отмечалось, оказались слабее PR-атаки его политических оппонентов. Поэтому нельзя исключить возможных изменений и в рейтинге Примакова, особенно если он станет постоянным персонажем передач каналов ОРТ и РТР.

PR-кампания еще одного потенциального кандидата в президенты-2000 премьер-министра Владимира Путина занимает первое место в рейтинге. Основным направлением публичной деятельности Путина остается чеченская инициатива. Но, как и прогнозировали эксперты, оценка действий правительства начинает меняться. Особенность последних недель – старт кампании против войны и против действующего премьера. Еще две недели назад антипутинские настроения были практически неуловимы, но в начале октября значительно возросшее доверие к премьеру в глазах населения вызвало беспокойство окружения президента. Средствами массовой информации были замечены и не случайное отсутствие премьера на встрече Ельцина с силовиками, и комментарии представителей администрации о том, что Путин не является преемником. В результате “разбуженная ревность” президента уже породила слухи об очередной смене правительства.

Освещение ситуации в Чечне по-прежнему отличается широтой, профессионализмом и заслужило высокие оценки у экспертов-профессионалов и наивысшие оценки у “народных экспертов”. Власти пытаются избежать пропагандистских ошибок прошлой войны – в том числе и за счет формирования соответствующего общественного мнения на Западе. Многими профессиональными экспертами отмечена грамотная информационная политика правительства. Следствие этой политики – поддержка действий правительства в Чечне, высказанная “народными экспертами”: “Эта тема у нас звучит уже много лет, премьеров сменилось штук шесть, а Путин стал ее решать”.

Пожалуй, единственная собственно предвыборная кампания начала октября – PR Сергея Кириенко. Несмотря на небольшие шансы выиграть предвыборные баталии, в которые Кириенко уже ввязался, PR-кампания лидера “Новой силы” получила достаточно высокую профессиональную оценку. “Кампания Кириенко проводится ярко, профессионально, грамотно, в ней присутствует много оригинальных решений”, – считает директор агентства “Тайный советник” Владимир Пилия. Сергею Кириенко в отличие от большинства других лидеров рейтинга намного сложнее привлечь к себе интерес журналистов. А потому умение его команды создавать информационные поводы и грамотно их освещать стоит многого (презентация избирательного штаба в здании Центрального телеграфа, акции под общим лозунгом “Россию кепкой не накрыть”, открытие двойника лужковского сайта). Интересно, что оценки “народных экспертов” в данном случае кардинально расходятся с профессиональными комментариями: “народные эксперты” вообще не заметили деятельности Кириенко в последние две недели.

Профессиональными экспертами рейтинга выступают:

  • А.А. Андреев, пресс-секретарь фракции КПРФ;
  • А.Ю. Борисов, президент Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО);
  • И.М. Бунин, руководитель Центра политических технологий;
  • М.Ю. Виноградов, ведущий эксперт Независимого института выборных технологий;
  • А.К. Гнатюк, президент “ИМА-консалтинг”;
  • А.Л. Григорьев, главный редактор журнала “Компания”;
  • Д.Д. Дегтяренко, главный редактор информационно-аналитического бюллетеня “Новости СМИ”;
  • В.А. Евстафьев, президент рекламной группы “Максима;
  • А.Е. Заградский, исполнительный директор Ассоциации российских банков;
  • Н.И. Кротов, руководитель службы по связям с общественностью телерадиокомпаний “Прометей”;
  • Н.А. Мандрова, руководитель пресс-службы избирательного блока “Отечество – Вся Россия;
  • М.Л. Матыцин, генеральный директор агентства PRimum Mobile;
  • В.А. Мау, руководитель Рабочего центра экономических реформ при правительстве РФ;
  • И.Е. Минтусов, председатель совета директоров центра политического консалтинга “Никколо-М”;
  • А.В. Нискин, директор по развитию агентства “Михайлов и партнеры”;
  • В.З.Пилия, креативный директор агентства “Тайный советник”;
  • А.П. Ситников, президент консалтинговой группы “Имидж-контакт”;
  • А.П. Торшин, заместитель генерального директора Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО);
  • В.А. Фадеев, главный редактор журнала “Эксперт”;
  • Г.Г. Ханов, президент холдинга Publicity;
  • А.А. Чеснаков, директор Центра политической конъюнктуры России.
  • PR-мероприятия (11-24 октября 1999 г.) Баллы
    Кампания Владимира Путина
    Встречи с главами субъектов Федерации
    Отказ правительства от переговоров с Масхадовым
    Назначение Н. Кошмана представителем правительства РФ в Чечне
    Поездки по Северному Кавказу, “полет над Чечней”
    Урегулирование конфликта в Карачаево-Черкесии
    Назначение пресс-секретаря премьера
    4
    Кампания против “семьи” и Бориса Ельцина
    Обвинения в коррупции в адрес советника руководителя администрации президента А. Мамута
    Заявление представителя Banca del Gottardo о выступлении банка гарантом по кредитным картам Б. Ельцина, Т. Дьяченко и Е. Окуловой
    Несостоявшаяся отставка Юрия Скуратова
    3,9
    PR-кампания против Юрия Лужкова и блока “Отечество – Вся Россия”
    Критика ужесточения режима регистрации в Москве
    Акция “Россию кепкой не накрыть”
    Новые информационные программы на ОРТ (Доренко)
    3,9
    Кампания Евгения Примакова
    “Круглый стол” Совета по внешней и оборонной политике
    Поддержка политики правительства в Чечне, готовность сотрудничать с движением “Единство”
    Встреча с деловыми кругами России и США
    Выдвижение судебного иска против газеты “Новые известия”
    Агитационные поездки, визиты в Казань и Саратов
    Публичный отказ от предложения встретиться с президентом
    3,8
    Правительственная кампания по освещению войны в Чечне
    Поездка иностранных журналистов в Дагестан и Чечню
    Пресс-конференция Росинформцентра в Хельсинки
    Заявление правительства о ситуации в Чечне
    Визиты Путина на Северный Кавказ
    PR-поддержка действий правительства в российских СМИ
    3,7
    Кампания Юрия Скуратова
    Отказ Совета Федерации отправить в отставку
    Решение Мосгорсуда
    Попытка Скуратова приступить к выполнению своих обязанностей
    3,3
    Кампания против Евгения Примакова
    Публикация в “Новых известиях” “списка Примакова”
    Обвинения в причастности к организации покушений на Шеварднадзе
    Аналитические программы на ОРТ (Доренко), РТР (Сванидзе)
    3,1
    Кампания ЛДПР
    Чрезвычайный съезд ЛДПР
    Создание нового предвыборного блока “За Жириновского”
    3,1
    Кампания Сергея Кириенко
    Кампания по выборам в мэры Москвы “Лицом к городу, спиной к Лужкову”
    Пресс-конференция, презентация избирательного штаба
    3
    Предвыборная кампания Бориса Березовского
    Выдвижение кандидатом в Госдуму от Карачаево-Черкесии
    2,7
    Кампания “Яблока”
    Регистрация объединения
    Выступления и интервью его лидеров в СМИ
    2,7
    Кампания против Владимира Путина
    Встреча Бориса Ельцина с силовиками и обсуждение проблем Северного Кавказа в отсутствие премьера, освещение этого факта в СМИ
    Заявление Шабдурасулова о том, что Путин “не является преемником президента”
    2,5
    Кампания Геннадия Селезнева
    Решение баллотироваться в губернаторы Московской области
    2,5
    Контрпропагандистская кампания против войны в Чечне
    Исчезновение российских журналистов
    Критика в СМИ военных действий в Чечне и назначение Николая Кошмана
    2,5
    Кампания “Союза правых сил” по подготовке референдума
    Наружная реклама в Москве
    Публикация подписного листа в СМИ

    Регистрация избирательного блока

    2,3
    Начало агитационной кампании блока “Отечество – Вся Россия” 2,1
    Кампания Сергея Шойгу
    Интервью и выступления в СМИ
    2,1
    Контрпропагандистская кампания Юрия Лужкова
    Создание временного оперативного штаба по противодействию терроризму
    Критика ОРТ и программы Доренко в СМИ
    1,9
    Контрпропагандистская кампания “семьи” и Бориса Ельцина
    Заявления руководителя управделами президента П.Бородина, замруководителя администрации президента В. Макарова и главы МВД РФ В.Рушайло о непричастности президента и его семьи к скандалу вокруг Bank of New York
    1,7
    Кампания Михаила Горбачева
    Возглавил “Объединение социал-демократов России”
    1,7
    Кампания НДР
    Концерты “Старые песни о главном в нашем доме”
    Поездка Виктора Черномырдина в Красноярск
    1,5
    кампания Бориса Немцова
    Презентация книги “Провинциал в Москве”, выступления в СМИ
    1,4
    PR-кампания Александра Лебедева (первого заместителя руководителя НДР, главы Национального резервного банка)
    Выдвижение на пост вице-губернатора Московской области
    1,2
    PR-кампания Степана Сулакшина и группы депутатов Госдумы
    Кампания против партсписков
    Переговоры о создании новой депутатской группы “Народный депутат”
    1

    В процессе формирования рейтинга отслеживались и оценивались PR-мероприятия, имевшие место в течение двух недель (c 11 по 24 октября 1999 года). PR-акции и мероприятия по пятибалльной шкале оценивали “народные эксперты” и эксперты-профессионалы в области PR и политических технологий. В предлагаемой таблице приводится средний балл из оценок, выставленных нашими экспертами-профессионалами. Кроме того, эксперты выдвигали акции в номинациях “Находка”, “Контрпропаганда”, “Слух”, “Черный PR” и “Скандал”.

    Номинация Акция
    “Находка” Публичный отказ Е.Примакова от встречи с президентом
    “Контрпропаганда” Звонок Е.Примакова в прямой эфир программы “Итоги”
    “Слух” “Список Примакова” в “Новых известиях”
    обвинение Примакова в причастности к покушениям на Шеварднадзе
    “Черный PR” Кампания против Евгения Примакова
    Кампания против “семьи” и Бориса Ельцина
    “Скандал” Кампания против Юрия Скуратова
    Кампания против “семьи” и Бориса Ельцина
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    webnewsite.ru / автор статьи
    Загрузка ...

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: