Кризис так или иначе затронул практически все сегменты страхования, и ДМС не стало исключением. По данным ЦБ, в прошлом году общее количество заключенных договоров ДМС сократилось на 9%, до 10,3 млн.

«При этом в корпоративном сегменте, который обеспечил 88% сборов, количество заключенных договоров упало на 35%, – констатирует вице-президент, директор по личному страхованию АО «Согаз» Тамара Смирнова. – В то же время, анализируя портфель «Согаза», мы не наблюдаем отказа крупных предприятий от ДМС, что очень важно. Большие компании стараются оптимизировать расходы на страхование, могут исключить дорогостоящие услуги, сократить перечень клиник, но все равно продолжают страховать своих сотрудников».

Отказ от ДМС характерен скорее для предприятий среднего и малого бизнеса. «Текущий кризис с точки зрения ДМС ударил в основном по малому и среднему бизнесу, в меньшей степени затронул крупные корпорации и почти не коснулся больших международных компаний, – подтверждает директор центра корпоративного страхования СК «Альянс Жизнь» Иван Командный.– Конечно, в непростой экономической ситуации многие компании начинают пристальнее относиться к своему бюджету в части расходов на страхование, однако крупные работодатели понимают, что ДМС в их соцпакете – неотъемлемая часть джентльменского набора для ведения бизнеса в современном мире, да и в глазах самих сотрудников значимость медицинской страховки в период кризиса только возрастает».

Поэтому большие компании, как правило, не отказываются от ДМС для своих сотрудников, но стремятся сохранить текущий размер бюджета на страхование или имеют возможность небольшого роста, что несоизмеримо с наблюдаемой медицинской инфляцией. Правда, угроза сокращения и потери социального пакета вынуждает застрахованных сотрудников максимально полно пользоваться ДМС по любой незначительной причине, что ведет ксущественным дополнительным выплатам.

«В непростых рыночных условиях страховщикам приходится предлагать клиентам антикризисные варианты. Это могут быть самые разнообразные предложения в зависимости от потребностей клиента: отказ от грейдов в ДМС, оптимизация перечня клиник, замена ЛПУ и,наконец, введение франшизы», – добавляет Иван Командный.

Заместитель генерального директора компании «Либерти страхование» Андрей Шарков особенно подчеркивает, что на российском рынке труда наличие добровольного медицинского страхования в соцпакете работодателя уже давно стало одним из важных инструментов нематериальной мотивации и повышения лояльности. Ведь забота о сотрудниках– показатель высокого уровня корпоративной культуры как вглазах потенциальных работников, таки в глазах партнеров и конкурентов. К тому же, работодатель заинтересован в максимальной эффективности, а, как показывает практика,сотрудники, застрахованные от проблем медицинского характера, меньше беспокоятся о собственном здоровье и работают с большей отдачей.

«ДМС может сделать социальный пакет услуг, предоставляемый компанией, более конкурентоспособным, что, всвою очередь, поможет ей привлечь высококвалифицированных специалистов, – отмечает заместитель генерального директора АО «СК«Пари» Анна Тимерова.– ДМС позволяет перевести медицинское обслуживание сотрудников на качественно новый уровень». Более высокий уровень предоставляемых услуг поможет сократить длительность пребывания работника в нетрудоспособном состоянии. Не говоря уже о том, что наличие корпоративного полиса ДМС у сотрудников– это эффективный дополнительный фактор, уменьшающий текучку персонала и стабилизирующий кадровый состав предприятия». Не стоит забывать и о льготах по налогообложению, которыми может воспользоваться компания, приобретающая полисы ДМС для сотрудников.

Корпоративная экономия

Возможность экономить за счет приобретения корпоративных полисов ДМС так же важна для роста рынка, как и мотивация персонала. «Тарифы по страхованию юридических лиц по комплексным программам, включая госпитализацию и стоматологию, более чем в два раза ниже, чем по аналогичным программам для физических лиц, поскольку при корпоративном страховании, когда работодатель заключает договор страхования в отношении всех своих сотрудников, в полной мере работает основной принцип распределения страхового риска «здоровый платит за больного», – поясняет вице-президент, руководитель блока «Медицина» компании «Росгосстрах» Евгений Гуревич. При покупке полиса ДМС физическими лицами самостоятельно страховщик берет на себяболее высокие риски. Дело в том, что зачастую к услугам медицинского страхования прибегают люди, которым медицинская помощь уже необходима, и страховой полис приобретается с целью минимизации расходов на лечение. В результате указанный выше принцип не работает.

«В связи с этим по программам страхования физических лиц, как правило, предоставляется только экстренная помощь, которую невозможно запланировать. Программы ДМС при коллективном страховании предусматривают оказание помощи в неотложной и плановой форме. Более того, при коллективном страховании нет ограничений, которые могут быть в программах физических лиц, например, по количеству госпитализаций и вызовам «скорой», – добавляет Евгений Гуревич.

По словам Анны Тимеровой, уДМС есть ряд неоспоримых преимуществ. Если сравнить качество обслуживания, то страховка также обеспечивает ее на более высоком уровне. Зачастую ЛПУ, получив средства за обслуживание, начинает экономить на своих клиентах и ограничивает их в превентивных и диагностических процедурах и т.д. При этом медики ничем не рискуют, поскольку не несут ответственности за возникновение у пациента какого-либо заболевания. Прикрепившись к конкретной клинике, пациент лишается возможности выбора ЛПУ, тогда как при возникновении какого-либо сложного заболевания страховая компания может направить своего клиента в узкоспециализированную клинику. Если требуется помощь врача в выходной день (а у всех ЛПУ, как правило, один выходной), то приходится ждать рабочего дня, тогда как страховая компания может направить своего клиента в другое медучреждение, которое работает в данный день и с которым у компании заключен договор на обслуживание.

«Немаловажным доводом для работодателя в пользу приобретения полиса ДМС является тот факт, что страховая компания обеспечивает лечение своих клиентов в разных медучреждениях, которые могут быть расположены недалеко от дома каждого застрахованного. Это очень удобно для сотрудников – ведь, прикрепляя весь коллектив к одной клинике, работодатель тем самым заставляет «неудачников», которые живут в противоположном конце города, добираться с большими трудностями до ЛПУ, что опять-таки не влияет лучшим образом ни на здоровье, ни на позитивное отношение к такому социальному бонусу», – добавляет Анна Тимерова. Заключив договор со страховой компанией, организация обеспечивает сотрудников современным уровнем медобслуживания за относительно невысокую цену, при этом за качеством оказываемой помощи непрерывно наблюдает страховая компания, что гарантирует достойный уровень услуг. Приемлемая стоимость достигается за счет того, что страховая компания, имея договора с различными медучреждениями, получает существенные скидки на обслуживание и осуществляет контроль качества и объема оказанных услуг, избегая неоправданных трат.

Страховка от демпинга

Основные потребители продуктов ДМС вкорпоративном сегменте – предприятия, которые с помощью ДМС решают многовекторные социальные и производственные задачи, связанные с персоналом, его мотивацией и лояльностью. Ведь ДМС, по сути, самый важный и ценный элемент социального пакета работника после заработной платы. «Соответственно основными заказчиками и потребителями ДМС являются успешные и технологичные производственные, финансовые, научные предприятия различных форм собственности. Достаточно много присутствует и бюджетных (государственных и муниципальных) организаций, имеющих различные по объему статьи расходов на ДМС своих сотрудников», – говорит Андрей Шарков.

При этом основные игроки на рынке ДМС практически не меняются, они хорошо известны – это универсальные страховые компании, занимающие первые строчки в рейтингах. «Страховщики, которые настроены на долгосрочные отношения с клиентами, адекватно оценивают свои риски и не заинтересованы занижать стоимость страхования, чтобы выиграть в конкурентной борьбе, – отмечает Евгений Гуревич.– Для страховой компании демпинг – это путь к потере клиента через год, когда придется значительно поднимать стоимость, компенсируя необоснованно низкие цены первого года». По его словам, для страхователя демпинг страховщика оборачивается низким качеством обслуживания, невыплатой денег лечебным учреждениям, отказом от предоставления медицинских услуг. «Демпинг на рынке есть и будет, и все его случаи исходят от тех страховщиков, которые пытаются решить какие-то свои тактические задачи сегодня, рискуя получить в ближайшей перспективе негативный технический результат по этой линии бизнеса. Таких примеров начиная с 2008 г. мы знаем уже немало», – констатирует Андрей Шарков.

Серьезные игроки стараются реализовать антикризисные продукты, применяют различные способы оптимизации страховых программ – введение франшизы по ДМС, ограничения по страховому покрытию, сокращенные списки ЛПУ ит.д. «Улидеров сконцентрировано 80–85% рынка. Что касается демпинга, то, как правило, им грешат мелкие компании. Но ежегодно появляются один-два демпингующих страховщика из числа первых пятнадцати компаний», – отмечает замдиректора дирекции ДМС СК«МАКС» Андрей Ляпунов.

Однако демпинг – это тупиковое направление как для самих страховщиков, так и для их клиентов. У первых возникает необходимость субсидирования убыточного направления, вторые страдают от снижения качества предоставляемых услуг. «С января прошлого года рынок покинули уже более 100 страховщиков. Их место занимают другие компании, работающие, в том числе, и в сегменте корпоративного ДМС. Только за прошлый год первая десятка компаний увеличила свою долю на рынке ДМС с 72% до 74%», – напоминает Тамара Смирнова. Из этого следует, что на рынке ДМС, как правило, могут работать только крупные и финансово устойчивые компании.

Иван Командный,

директор центракорпоративногострахованияСК«Альянс Жизнь»:

«Сегодня СК «Альянс Жизнь» активно развивает комплексное страхование персонала, т.н. Employee benefits, куда входит ДМС, страхование жизни, пенсионное страхование, страхование от несчастного случая. По факту компания выступает советником для работодателя, подсказывая, как лучше комбинировать льготы для сотрудников, понимая задачи и стратегию компании по управлению персоналом. При этом мы по-прежнему сконцентрированы на коренных ценностях продукта по ДМС: предоставление услуг в соответствии с потребностями клиента, возможность организации помощи по всей стране через 40 наших региональных отделов по ДМС, структурированная система управления качеством.

Несмотря на текущий кризис, СК «Альянс Жизнь» делает серьезные инвестиции в ценностное предложение по ДМС. Мы переводим взаимодействие с клиентами в цифровую среду: создаем HR-портал (платформа для HR-директоров и сотрудников кадровых служб по администрированию корпоративных договоров ДМС), переходим на электронные полисы и электронные средства связи спотребителями: личный кабинет, общение через Telegram или WhatsApp. «Альянс Жизнь» встраивает превентивную медицину в свое покрытие, так как диагностика на ранней стадии и правильный образ жизни могут существенно ограничить будущие проблемы со здоровьем. Поскольку офис является наиболее эффективной точкой доступа ивовлечения сотрудников, мы внедряем полноценную линейку сервисов защиты здоровья на рабочем месте (предложение Occupational health). Мы стараемся своевременно реагировать на вызовы рынка, предлагаем разумные меры оптимизации страховых программ. Так, мы запустили опцию соплатежа в ДМС. Введение франшизы позволяет клиентам сэкономить на стоимости программы без ущерба объему покрытия, а также дает возможность включить ЛПУ более высокого уровня без удорожания программы».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *