Полет шмеля

«Израильские шмели, в отличие от российских, не работают по субботам, им отказали в праве опылять уральские томаты!» – шутит шоумен Иван Ургант в своей вечерней программе на Первом канале, а студия взрывается смехом.

Иронизирует он, как ни странно, над вполне реальным случаем: если раньше овощи и ягоды в отечественных теплицах опыляли при помощи импортных шмелей, то теперь, после падениярубля, шанс получили российские производители насекомых-опылителей. До последнего времени они находились в тени заграничных коллег, но сегодня на стороне продукции отечественных шмелеводов важное конкурентное преимущество– низкая цена. Смогут ли российские производители шмелей по-настоящему укрепиться на рынке или же это всего лишь временный эффект, выяснял «Ко».

Зеленая революция

Традиционно шмелей для нужд опыления российским аграриям действительно поставляли из-за рубежа, где, собственно, и появилась технология коммерческого разведения насекомых.

Как оказалось, использование этих насекомых для опыления позволяет увеличить урожайность до 30%, этот способ опыления растений в теплицах существенно выигрывает по сравнению с другими.

«Опыление шмелями обеспечивает прибавку урожая минимум на 20% по сравнению со всеми другими способами опыления (ручное встряхивание, применение электрических кистей-вибраторов или регуляторов роста). По этой причине разработка в 80-е годы прошлого века технологии искусственного разведения шмелей была названа в Западной Европе зеленой революцией», – уточняет генеральный директор СБО «Компас» Галина Шишкина.

В принципе опыление возможно и с помощью пчел, однако шмели считаются более эффективным методом – например, они двигаются быстрее, могут летать на большие расстояния, из-за своих размеров способны переносить больше пыльцы, работать при низкой освещенности (например, в зимнее время, после спячки и т.д.).

«Доля нестандартной продукции снижается до 5% от общей массы полученного урожая, – объясняют пользу от использования шмелей в воронежской фирме «Бамблби компани». – При опылении пчелами 20% нестандартных плодов считалось нормой, ведь пчелоопыляемый огурец выращивается в зимний период, когда заставить пчелу летать иопылять очень сложно: мало солнечных дней, пчелы не ориентируются втеплице».

Поэтому шмелей теперь используют вместо пчел, например, при опылении огурцов.

К тому же, для пчел хозяйствам придется держать свою пасеку, аработая со шмелями, можно лишь предоставить компании-поставщику график поставок и получитьшмелейк определенному сроку.

«Шмелиные фермы позволяют существенно увеличить качество сельскохозяйственной продукции, выращиваемой в теплицах. Спрос на такую продукцию довольно высок, учитывая сложности переноса диких семейств к себе в теплицу иухода за ними. Более того, если этот продукт будет оформлен внекоторое коробочное решение, это только увеличит спрос со стороны ссельскохозяйственных компаний»,– говорит генеральный директор компании «М9 агро» Кирилл Морозов.

В конце концов, ряд культур попросту не может опыляться пчелами– это прежде всего томат.

«В силу особенностей биологии растения пчелы не опыляют томат, поэтому альтернативой шмелям является ручное опыление (гормоны, механическое встряхивание растений). При ручном опылении снижается количество и вес завязавшихся плодов, много времени теряется на выполнение этой работы», – объясняет руководитель направления биозащиты и опыления ЗАО «Шетелиг Рус» Ольга Бабкина.

Узкий рынок

Коммерческое шмелеводство – очень молодой бизнес, в мире он начал развиваться всего лишь с начала 1990-х. В России шмелей стали пробовать выращивать всередине 1990-х, пробуя разводить завезенных из-за рубежа насекомых. Например, в свою лабораторию привез голландских шмелей совхоз «Тепличный» в Ивановской области, также шмелеводство развивалось всовхозе «Алексеевский» в Башкирии. В «Тепличном» даже в итоге пробовали поставить шмелеводство на коммерческие рельсы – продукцию продавали на внутреннем рынке, также развивали направление биозащиты растений (всовхозе функционировал свой агробиоцентр). Однако совхоз в 2015г. был признан банкротом, а в итоге вместе с предприятием прекратила существование и лаборатория шмелеводства. В«Алексеевском» шмелей продолжают разводить, но только для собственных нужд.

Сегодня на российском рынке работают всего две компании, сумевшие поставить производство шмелей на поток – это служба биологического опыления (СБО) «Компас» вПодмосковье и «Бамблби компани».

«Компас» ведет разработки с1995г – это самый опытный игрок на отечественном рынке шмелеводства. Изначально направление производства шмелей развивалось всоставе ГК «Компас», основанной директором по развитию компании «Белая дача» Павлом Шишкиным. Кстати, группа существует и сегодня, поставляет из-за рубежа оборудование и материалы для теплиц, средства защиты растений и т.д. С 2006 г. СБО «Компас» работает как самостоятельное предприятие, а производственным процессом занимается сын Павла Шишкина Семен Шишкин.

«Естественно, технологию шмелеразведения с нуля никто не продавал. Сначала мы привезли в Россию шмелей из-за рубежа, готовый товар, а потом благодаря в том числе специалистам из МГУ и Тимирязевской академии создали с нуля технологию производства», – вспоминает Семен Шишкин.

Производственные мощности компании находятся в подмосковном Лыткарино, всего на предприятии работают около 10 человек, в год оно продает на российском рынке примерно 10 000 шмелиных семей (средняя стоимость – 2800руб. за семью). Среди клиентов – тепличный комплекс «Агрокультура групп» в подмосковной Кашире, «УГМК-агро» и даже сахалинское предприятие «Красногорская заимка». Такжешмелей поставляют на комбинаты врамках госконтрактов – например, в текущем году «Компас» отправит вГУП «Тепличное», что в Мордовии, шмелей на 1,4 млн руб.

Свою технологию разведения шмелей практикует «Бамблби компани», правда, ее собственники каграрной индустрии не имели никакого отношения. Владеет компанией местный бизнесмен Владимир Рогатнев, которому также принадлежит предприятие «Медицинская ассоциация «Эра», объединяющая под общим брендом сеть стоматологических клиник в Воронеже и Липецке, а также центр косметологии, медицинский диагностический центр (по данным Kartoteka.ru, Рогатнев является учредителем ООО «Эстет», ООО «Эрамед» и ООО «Стомадент»).

«Бамблби компани» вышла на рынок в 2002 г., сегодня здесь трудятся около 100 человек. Объем продаж вкомпании не раскрыли, как говорят участники рынка, в год компания реализует до 30 000 шмелиных семей. Среди клиентов – агрокомбинат «Московский», тепличный комбинат «Аграрное» в г. Орехово-Зуево, агрокомбинат «Южный».

Тепличные условия

Главные иединственные потребители шмелей– это тепличные комбинаты, которые используют мохнатых помощников для опыления растений. Бум инвестиций в строительство теплиц спровоцировал и рост спроса на шмелей. По сравнению с 2005г. потребность в шмелях выросла примерно в 3–4 раза. По данным Минсельхоза, встране сегодня около 2800 га теплиц, при этом производственные мощности будут только расти – до 2020 г. в стране должно появится еще 1500 га теплиц. Так, новый тепличный комплекс вБелгородской области построит сын Романа Абрамовича Аркадий Абрамович, собственный тепличный проект развивает компания «Русагро» ит.д. Потенциально это потребители продукции шмелеводства.

«В России в течение пяти лет должно реализоваться более 100инвестпроектов закрытого грунта для выращивания овощей и зелени. Растет также объем выращивания овощей в открытом грунте. Большинство культур требует опыления насекомыми. Для ряда культур шмели – незаменимые опылители», – говорит руководитель направления "Биотехнологии в сельском хозяйстве и промышленности" фонда "Сколково" (Открытый университет Сколково – партнер акселератора GenerationS) Роман Куликов.

Еще совсем недавно российские тепличные хозяйства покупали шмелей за границей. Ведущими иностранными производителями этих насекомых остаются компании Израиля (BioBee), Нидерландов (Koppert) и Бельгии (BioBest). Но из-за обвалившегося рубля их продукция стала слишком дорогой, поэтому аграрии в России все чаще делают выбор в пользу отечественных шмелей. Так, у «Компаса» шмелиная семья стоит 3000 руб., как и до кризиса.

Например, агрофирма «Победа» вПсковской области покупала шмелей в Голландии, затем в Бельгии иИзраиле, но теперь перешла на продукцию из Воронежа. Отказались от израильских шмелей впользу российских и на тепличномкомбинате «Майский» в Татарстане.

«В рамках импортозамещения наша компания достойно справилась с возросшим объемом заказов. Также мы обеспечиваем шмелинымисемьями КФХ и ЛПХ, в этом годузаказов на шмелиные семьи стало в3–4раза выше. Казахстан иАрмения значительно увеличилиобъемы»,– говорит представитель «Бамблби компани» Сергей Лютиков.

Однако о полном импортозамещении говорить было бы неверно. Полностью перейти на отечественных шмелей не получается: например, в Сахалинской области хозяйство «Красногорская заимка» покупает отечественных шмелей уСБО «Компас», а в совхозе «Тепличный» предпочитают насекомых от голландской фирмы Koppert.

В современных теплицах, где используются досветка и специальный пластик вместо стекла, шмели зарубежных производителей опережают отечественных, утверждают специалисты.

«В стрессовых условиях импортные шмели показывают лучшие результаты как по опылительной способности, так и по сроку жизни втеплице», – говорит Ольга Бабкина.

Безусловно, доля импорта впоставках шмелей снизилась по сравнению с докризисным периодом всвязи с возникшей разницей вцене, полагает она, однако вновыхстроящихся предприятиях, использующих современные технологии выращивания, все же не отказываются от продукции из-за рубежа, иименно у таких предприятий доля импортных шмелей даже выросла.

К тому же, иностранные производители предлагают более продвинутые технологии – например, у Koppert существует автоматизированная система закрывания-открывания летка в улье, этоупрощает уход за ним в теплице. Впрочем, российские производители готовы и здесь конкурировать с Западом – в «Компасе», например, намерены выйти в «Сколково» с идеей автоматически регулируемого летка.

Шмелиные прихоти

В принципе производство и продажа шмелей– не слишком масштабный бизнес. Так, у «Компаса» оборот за 2015 г. составил чуть более 20млн руб., в«Бамблби компани»– 69млн руб. (по данным Kartoteka.ru). Правда, укомпаний достаточно высокий уровень прибыли – 6,4 и15млн руб. соответственно.

При этом бизнес весьма затратный, например, «Компас» за годы работы вложил в производство сотни миллионов рублей. На предприятии пришлось установить несколько уровней защиты от вирусов и бактерий, каждые два года производствонуждается в тотальной дезинфекции, очистке и ремонте помещений.

«Затрат на выращивание очень много: это закупка пыльцы и пластиковых контейнеров, уход за шмелиными семьями, приготовление пыльцевого корма и инвертированного сахарного сиропа», – говорят в«Бамблби компани».

Но главное, это довольно сложный и непредсказуемый бизнес.

Например, на работоспособность шмелей влияет состав корма, который, в свою очередь, зависит от особенностей природного урожая: шмели любят пыльцу черемухи (саму пыльцу покупают у пчеловодов, например, «Компас» потребляет 2,5 т пыльцы), но растение хорошо цветет не каждый год.

Может испортиться оборудование: у «Компаса» однажды из строя вышел сироповарочный котел, и 3 т сиропа для кормления шмелей вылили в канализацию.

Может сломаться транспорт, на котором шмелей везут в другие регионы, их могут не взять на борт самолета и т.д. Для перевозки на близкие расстояния компании содержат свой парк автомобилей (например, у «Бамлби компани» есть четыре грузовых автомобиля склимат-контролем).

Но главное, сама продукция стоит не очень дорого, одна семья (улей)– в пределах 3000 руб. и ценник не меняется годами. При этом на гектар овощной культуры нужно всего около 10 ульев – так, «УГМК-агро» на 4 га томатов закупила в2015г. 42семьи. В итоге за покупателя идет довольно напряженная борьба.

При этом во всем мире компании, выращивающие шмелей, значительно больше зарабатывают на производстве так называемой биозащиты– полезных энтомофагов, которые борются в теплицах в насекомыми-вредителями (белокрылкой, паутинным клещом, совкой, трипсом и т.д.). Сегодня практически всю биозащиту Россия импортирует. В планах отечественных производителе шмелей– развивать и это направление. Так, в«Компасе» ведут переговоры с компанией InVivo – одним из ведущих производителей биозащиты в мире, которая рассматривает возможность локализации производства в России. Также здесь хотят создать научный центр по разработке технологий производства шмелей и биозащиты растений на базе собственного тепличного комплекса в Подмосковье (компания приобрела 6 га земли).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
webnewsite.ru / автор статьи
Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: