Покупая франшизу, предприниматель делает стратегические инвестиции вбудущее своей семьи. Когда получить достоверную информацию бывает трудно, именно внимание кдеталям имелочам поможет избежать неверных шагов.
Ябы выделил пятьпризнаков, накоторые необходимо обратить внимание.
Прежде всего представленали фирма– владелец франшизы вИнтернете? Проверьте, естьли укомпании свой сайт, имеетли она странички всоциальных сетях. Наличие сайта иособенно бурной жизни компании всоциальных сетях– верный признак того, что компания живая, невчера вышла нарынок, правильно исовременно выстраивает коммуникацию склиентами. Значит, ивы, когда купите эту франшизу, станете частью этой общности людей.
Еслиже сайт есть, ноон сделан наскорую руку, располагается наоднойстранице, содержит формальные тексты, предназначенные для поисковых роботов, тодело плохо. Значит, есть повод насторожиться ипоискать другую франшизу.
Допустим, сайт упродавца франшизы есть, нонанем отсутствует информация офранчайзинге или она представлена скупо. Или вам предлагается заполнить анкету иуказать свой адрес, накоторый будет выслана информация. Такой подход вызывает сомнение, что продавец намерен раскрыть информацию, возможно, он простособирает маркетинговые данные.
Обычно проверка, которую мы проводим, показывает, что опасения бывают не беспочвенны: либо упредприятия товарный знак незарегистрирован, либо покупателю вместо классического договора франчайзинга (коммерческой концессии) предлагается «кривая» правовая конструкция. Ивтом, ивдругом случае назвать такую схему франчайзингом нельзя, как нельзя рассчитывать нато, что права покупателя франшизы будут защищены.
Плохая примета: насайте продавца франшизы нет контактного телефона инеуказано имя ответственного лица. Эта деталь может показаться напервый взгляд нестоль важной. Но,свысокой степенью вероятности, это говорит, что франчайзинг как система упредприятия неотработана, внутри предприятия нет структуры, ответственной зафранчайзинг.Стоит задуматься: кто будет помогать вам состороны франчайзера, когда вы будете открывать предприятие поэтой франшизе? Будетли вам предоставлена команда поддержки, или вам придется выпрашивать помощь?
Еще один важный критерий: готовли продавец дать вам для ознакомления бизнес-план франчайзингового бизнеса? Мы часто сталкиваемся стем, что продавцы под разными предлогами отказываются предоставить покупателю типовой бизнес-план.
Мы считаем такую постановку вопроса неправильной. Покупатель имеет право знать, начто конкретно он потратит свои деньги. Кроме того, покупатели имеют право ознакомиться сфинансовой моделью бизнеса, которая показывает, как наприбыльность влияют такие факторы, как средний чек, проходимость, наполняемость торгового зала или ресторана ит.д. Иесли продавец нераскрывает эту информацию, значит, либо он что-то скрывает, либо незаинтересован впродаже франшизы. Мы настаиваем, что данная информация должна быть общедоступной, иначе ненадо называть это франчайзингом.
Наконец, нужно учитывать, что некоторые крупные сетевые продавцы имеют критерии, покоторым отсеивают покупателей. Они продают франшизы только тем, кто откроет несколько точек набольшой территории. Конечно, продавцы имеют право предъявлять подобные требования. Ноневсе обэтом говорят открыто итем самым вводят взаблуждение многих предпринимателей, которые наивно полагают, что смогут работать под известным общероссийским брендом. Отсутствие желания продавца раскрывать информацию заставляет задуматься, являетсяли такая работа франчайзингом, или это очередной «междусобойчик», прикрываемый модным термином.
Автор — генеральный директор компании "Руссикон Групп"