Потеряли работу или уверенность в завтрашнем дне? Трезво оцените свои возможности

Вот и случилось самое страшное, что воображает себе наемный работник во время затяжного кризиса.

Вы уволены.

А может быть, вам просто снизили зарплату или урезали социальный пакет, оставив без бесплатных обедов и медицинской страховки. Но пусть ничего такого с вами не произошло, готовиться к худшему — рациональная стратегия, когда даже капитаны бизнеса из последних сил отбиваются от кредиторов.
Где искать управу на работодателя и как жить дальше? Год назад эти вопросы волновали лишь одиночек, а теперь стоят перед миллионами.
Одно из самых распространенных объяснений уязвимости наемного работника в России — отсутствие зубастых профсоюзов, честно отрабатывающих членские взносы. В Европе с зубами все в порядке: на прошлой неделе рабочие из Бельгии и Франции разгромили люксембургскую штаб-квартиру крупнейшей в мире сталелитейной компании ArcelorMittal. Протестовали против плана закрыть несколько заводов.
Отвести душу — это здорово, но на самом деле сильные профсоюзы не решение проблемы, а ее часть. В странах с серьезными социал-демократическими традициями создать новое рабочее место — как вступить в брак, расторгнуть который будет крайне непросто.
Не случайно Европа с ее «социально ориентированной рыночной экономикой» четвертое десятилетие подряд отстает по темпам роста благосостояния от Америки, наигравшейся в сильные профсоюзы в годы Великой Депрессии и уяснившей тогда, что привилегированное положение отдельных категорий трудящихся не только неэффективно, но и несправедливо, так как оставляет за бортом непривилегированных, а их больше.
Лишнее напоминание о справедливости этого опыта — банкротство General Motors и Chrysler. Бывших лидеров индустрии довел до ручки сверхсильный профсоюз. Так что соглашательство и беззубость контор, носящих в России название профсоюзов, — это важнейшее социально-экономическое завоевание нашего народа. Такими вещами не разбрасываются даже в разгар тяжелейшего кризиса.
Это, конечно, не значит, что в случае несправедливого или незаконного увольнения не нужно качать права. Качайте сколько влезет, если верите в способность судов и прокуратуры вас защитить. В любом случае это ваш личный выбор и ваш личный проект. Как и любой предпринимательский проект, он требует трезвого расчета издержек и ожидаемой выгоды.
Социальная ответственность бизнеса, как и социальные гарантии со стороны государства, — еще эфемернее веры в добрые профсоюзы. Ни у бизнеса, ни у налогоплательщиков нет денег на то, чтобы содержать трудоспособных граждан, которые оказались не нужны своим предприятиям. И как прикажете выходить человеку из затруднительной ситуации, если основное социальное завоевание в России — это отсутствие серьезных социальных гарантий?
Главное — не повторить ошибку, в результате которой вы оказались или вот-вот окажетесь на улице. Задайте себе несколько простых вопросов.
Много ли работников способны делать мою работу лучше меня? Можно ли вообще обойтись без выполняемых мною функций? Есть ли будущее у отрасли, в которой я работаю? Список простых вопросов можно продолжить, потому что цель — честно посмотреть в глаза будущему.
Простой пример самоанализа. Производительность труда в России, по оценке консалтинговой компании McKinsey, в три-четыре раза ниже, чем в развитых странах. В отраслях, унаследованных от Советского Союза, разрыв в значительной мере объясняется неэффективной организацией бизнеса — слишком много народа работает по старинке, на процесс, а не на результат. «Когда мы сравниваем численность административного персонала в российских и зарубежных компаниях, то выясняется, что у нас достаточно большой излишек, который объясняется организационными традициями», — говорит партнер McKinsey Ермолай Солженицын.
Это значит, что если вы — белый воротничок на предприятии, построенном еще во времена Советского Союза, вы в зоне риска. Да, безалаберно организованные бизнес-процессы — это в первую очередь ошибка работодателя, но именно в кризис у него появляются мощные стимулы к повышению эффективности. И что толку сожалеть теперь о том, что вашу должность не сократили еще пару лет назад, когда найти другую работу можно было легко и быстро?
Не ждите, сложа руки, пока экономический рост возобновится. Постарайтесь выйти ему навстречу.

Автор – первый заместитель главного редактора журнала Forbes

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *