С каждым годом женщин-руководителей в нашей стране становится все больше. В то же время эксперты отмечают, что в бизнесе эта тенденция проявляется ярче, чем, например, в госуправлении, а в гуманитарных направлениях сильнее, чем в технических. Это подтверждает и недавнее исследование компании HeadHunter, опросившей более 7000 работающих женщин, согласно которому, ценными сотрудниками дамы считаются прежде всего в сфере закупок, страховании, науке и образовании, индустрии HoReCa и туризме, строительстве и недвижимости. А в лидерах профессиональных областей, где прекрасным полом дорожат менее всего, — государственная служба, транспорт, информационные технологии, телеком.

Однако среди лидеров нашего рейтинга имеются представительницы транспортных компаний, хайтека и телекома. Но исключение, как говорится, лишь подтверждает правило.

Согласно наблюдениям «Ко», по преимуществу бизнес-леди представляют финансовую и банковскую сферу, кадровое, юридическое и маркетинговое направление. Кроме того, нередко можно встретить представительниц малого и среднего бизнеса. Наши наблюдения подтверждает и практика российских хедхантеров.

«Говоря о сферах деятельности, в которых женщине легче сделать успешную карьеру, на первое место я поставил бы управление человеческими ресурсами, — говорит председатель правления Consort Group Михаил Богданов. — И это подтверждается статистикой: среди сотрудников HR женщин подавляющее большинство. Удачно складываются женские карьеры также в маркетинге, связях с общественностью и конечно же в финансовой сфере. Сейчас нередко можно встретить даму — финансового директора крупной компании или банка. А вот на первую позицию — генерального директора — они попадают намного реже. Для продвижения на самый верх требуется солидный опыт в продажах, а в этой сфере у нас пока еще более успешны мужчины».

Между тем стоит отметить, что деловая хватка, знание отрасли и опыт работы внутри нее, свойственные бизнесвумен, делают прекрасных руководительниц все более востребованными в сфере госуправления. Особенно заметно эта тенденция проявилась в прошлом году, когда в высшие органы государственной власти как на федеральном, так и на городском уровне ушли сразу несколько лидеров российского бизнеса, в том числе участницы прошлых рейтингов «Ко»: член правления ВТБ и председатель совета директоров ВТБ (Казахстан) Ольга Дергунова и глава СК «Согласие» Ольга Голодец.

Увеличение числа женщин среди руководителей можно объяснить не только «феминистическими настроениями», столь популярными в последние годы, но и более объективными причинами. Опрос, проведенный на сайте ko.ru, показал, что почти половина респондентов готова принять даму в качестве руководителя. «Для женщин-руководителей более значимы психологические, поведенческие аспекты, для них важна совместимость сотрудников в коллективе, — поясняет Михаил Богданов. — Мы, рекрутеры, нередко замечаем, что, оценивая будущего сотрудника, женщины значительно чаще описывают поведение на интервью, анализируют эмоциональные и поведенческие характеристики кандидата, свое впечатление от человека, оценивают перспективы работы с существующей командой, будет ли принят новый сотрудник коллективом. Управляя коллективом, женщины в большей степени склонны учитывать психологические аспекты, чаще готовы «входить в положение» сотрудника, анализировать ситуацию в коллективе, чаще готовы опекать сотрудников.

Поэтому возглавляемые женщинами-руководительницами команды, как правило, более гармоничны и, следовательно, более устойчивы».

В то же время, подчеркивают хедхантеры, женщины-начальницы в большинстве своем отличаются повышенной эмоциональностью. Однако однозначно приписать это качество к достоинствам или недостаткам нельзя — в зависимости от ситуации, оно может обернуться как плюсом, так и минусом.

ТОП-50 самых

влиятельных женщин в бизнес

е

Место

Участник

Статус

Компания

Итоговый балл

1

Ольга Плешакова

Генеральный директор

«Трансаэро»

99,8

2

Наталья Касперская

Генеральный директор

InfoWatch

97

3

Гульжан Молдажанова

Генеральный директор

«Базовый элемент»

95,3

4

Ольга Ускова

Президент

Cognitive Technologies

92,1

5

Белла Златкис

Заместитель председателя правления

Сбербанк России

87,7

6

Елена Андреева

Председатель совета директоров

Холдинг охранных предприятий
«Агентство «Бастион»

86,5

7

Галина Цветкова

Председатель совета директоров

Императорский фарфоровый завод

84,1

8

Ольга Турищева

Вице-президент по маркетингу и бизнес-развитию

«Вымпелком»

82,9

9

Татьяна Парамонова

Генеральный директор

ЖАСО

81,5

10

Анастасия Оситис

Президент

АСВТ

80

11

Елена Васильева

Заместитель председателя правления — главный бухгалтер

«Газпром»

79,3

12

Анна Артамонова

Вице-президент по стратегическим проектам

Mail.Ru Group

78,4

13

Людмила Сапегина

Председатель правления

КБ «Русский торговый банк»

78

14

Юлиана Слащева

Президент

«Михайлов и партнеры. Управление
стратегическими коммуникациями»

77,3

15

Сирма Готовац

Генеральный директор

СГ «Уралсиб»

76,8

16

Татьяна Шахнес

Директор по коммуникациям

LG Electronics

76

17

Лариса Каланда

Вице-президент

НК «Роснефть»

75,1

18

Ольга Слуцкер

Президент Русской фитнес-группы, президент сетей фитнес-клубов World Class и «ФизКульт»

Русская фитнес-группа

74,5

19

Надежда Мартьянова

Член совета директоров, генеральный директор

ЗАО «МАКС» и ЗАО «МАКС-М»

73,5

20

Елена Смирнова

Директор

Audi Russia

73

21

Анна Серебрянникова

Директор по правовым вопросам

«Мегафон»

72,4

22

Наталья Синдеева

Генеральный директор

телеканал «Дождь»

71,9

23

Анна Голдин

Вице-президент, руководитель комплекса по правовым вопросам,
член правления

АФК «Система»

71,2

24

Ирина Бахтина

Директор по корпоративным отношениям в странах Сев. Африки,
Бл. Востока, Турции, Израиле, России, Украине и Беларуси

Unilever

70,7

25-26

Екатерина Горохова

Генеральный директор, вице-президент

Kelly Services

70

25-26

Ирина Коликова

Заместитель председателя совета директоров, финансовый
директор

«Хоум Кредит энд Финанс банк»

70

27

Марина Левина

Директор по корпоративной ответственности, PR и коммуникациям

Microsoft (Россия)

69

28

Екатерина Петелина

Заместитель президента — председателя правления, директор
департамента розничного бизнеса

ВТБ-24

68,4

29

Марина Тарнопольская

Управляющий партнер

агентство «Контакт»

68,1

30

Лариса Зелькова

Генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина,
член правления «Интерроса»

«Интеррос»

67,7

31

Галина Малошенко

Партнер, отдел консультирования в области бизнес-рисков

Ernst-and-Young (СНГ)

67,3

32

Валентина Становова

Первый вице-президент

Capital Group

67

33

Екатерина Трофимова

Первый вице-президент, член правления

Газпромбанк

66,4

34

Аньес Гийон-Никитски

Заместитель генерального директора по продажам, член правления

СГ «Уралсиб»

65,9

35

Ирина Разумова

Председатель совета директоров

«Планета Фитнес»

65

36

Ольга Дегтярева

Главный исполнительный директор

ЧБ «Уралсиб» («Банк 121»)

64,2

37-38

Анна Козловская

Директор по связям с общественностью

Coca-Cola

63,7

37-38

Галина Ящук

Директор по маркетингу

сеть супермаркетов «Азбука вкуса»

63,7

39

Ольга Канович

Член правления, старший вице-президент

Сбербанк России

62,3

40

Кира Пластинина

Дизайнер, владелец сети магазинов

Kira Plastinina

61,5

41

Ольга Дашевская

Старший партнер, основатель компании

PR Inc/DDB

60,4

42

Зоя Каика

Директор по связям с общественностью

Sollers

60

43

Елена Карпель

Начальник департамента экономической экспертизы
и ценообразования, член совета директоров

«Газпром»

58,9

44

Анна Рыжова

Директор по управлению персоналом и корпоративным
отношениям, член правления

ГК «Ренова»

58,1

45

Татьяна Долякова

Генеральный директор

Penny Lane Personnel

57,3

46

Вероника Боровик-Хильчевская

Президент

холдинг «Совершенно секретно»

56

47

Юлия Зедина

Председатель координационного совета

банковский холдинг «Финхолком-групп»

55,7

48

Елена Матвеева

Директор по коммуникационной политике

«Русские машины»

54

49

Светлана Баланова

Генеральный директор

IBS

53,2

50

Ксения Гришина

Заместитель генерального директора, директор по продажам

«Сбербанк Страхование»

51,9

Михаил Богданов, председатель правления Consort Group:

«Женский потенциал в российском бизнесе пока еще далеко не исчерпан. Но при этом следует учитывать и подводные камни. Не все мужчины, например, готовы работать под руководством представительницы слабого пола. Кроме того, излишняя женская эмоциональность иногда даже может тормозить бизнес: мужчинам, окружающим «руководящую даму», неудобно на нее «давить», даже если этого явно требуют интересы дела. Но, с другой стороны, это может обернуться и преимуществом — на жестких переговорах. Нередко женщины — хорошие переговорщики: мягко, без внешнего нажима, используя психологический подход к оппоненту, они могут добиваться прекрасных результатов».

Юрий Вировец, президент компании HeadHunter:

«Рост числа женщин-руководителей — это хорошо, так как делает корпоративный мир более непредсказуемым, прекрасным и нескучным».

Анатолий Аксаков, президент Ассоциации региональных банков России, заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку:

«В современном мире женщины занимают все более активную позицию в процессах управления, как государственного, политического, так и корпоративного. Россию эта тенденция затронула позже, чем большинство развитых стран, в тот момент, когда она стала уже общемировой: сегодня мы видим, что и во многих развивающихся странах, странах с более традиционалистскими укладами роль женщин возросла на порядок.
В нашей стране пока эта «феминистическая» тенденция более очевидна в бизнесе, нежели в госуправлении. Тенденция, на мой взгляд, более чем позитивная: женский взгляд на бизнес делает его более социальным, более вдумчивым, более адаптивным к жизни общества. Можно только приветствовать усиление вовлеченности российских женщин в активную деловую жизнь».

Дмитрий Зеленин, президент Ассоциации менеджеров России:

«Согласно исследованиям, вне зависимости от возраста и семейного положения, женщины больше нацелены на раскрытие своего профессионального потенциала, а этот факт положительно сказывается на работе любой организации. Увеличение числа женщин, имеющих свой бизнес, и женщин-руководителей, занимающих ключевые позиции в компании (генеральный директор, финансовый директор и пр.), становится показателем развития нашего общества. Представительницы прекрасного пола в рейтинге «top-1000 российских менеджеров», который ежегодно составляет Ассоциация, в 2012 г. заняли 25%».

Ян Арт, главный редактор информационного агентства Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России:

«К сожалению, не могу однозначно приветствовать возрастание удельной доли женщин в деловой жизни. Современные женщины часто и отвращают, и восхищают одновременно. Восхищают, например, способностью сесть за руль и управлять автомобилем не хуже мужчины. Отвращают — желанием непременно сидеть за рулем и обязательно управлять чем-нибудь, хотя бы автомобилем.

Восхищают своей ответственностью и способностью думать не о себе — куда большей, чем у мужчин. Отвращают своей чрезмерной ответственностью и неумением дать другим возможность позаботиться о них.

Восхищают умением не хуже мужчин решать бизнес-вопросы или возглавлять предприятие. Отвращают желанием делать это так, словно перед тобой не женщина, а «мужчина в квадрате».

Восхищают — изящными туфельками. Отвращают — сапогами и уникальной российской способностью ходить в этих сапогах по полгода круглыми сутками и в офисах, и в ресторациях, грохоча, словно новобранцы Фридриха Великого на потсдамском плацу.

Восхищают — способностью руководить банком. Отвращают — когда банкирша рассказывает в блоге о своем дитяте, а в это время ее сотрудник бросает пропустившей кредитный платеж многодетной матери: «Нет денег — рожать не надо было» (реальная история).

«В современном мире приходится быть сильными женщинами», — сетуют некоторые представительницы сословия бизнес-вумен. Есть в этом утверждении изрядная доля лукавства. Не бывает сильных женщин. Бывают лишь слабые мужчины. И если женщина становится сильной, значит, «прогнило что-то в Датском королевстве».


Методика составления рейтинга

Топ-лист составлен на основе метода экспертной оценки. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе журнал «Ко» сформировал список, включающий более трехсот женщин — глав и руководителей департаментов отечественных и зарубежных компаний, имеющих представительства в России. После многочисленных консультаций с представителями бизнес-сообщества был составлен итоговый список из 170 участниц.

Далее мы предложили экспертам, а это около 50 представителей профессионального сообщества, оценить участниц по десятибалльной шкале по следующим критериям:

а1 Личная известность

а2 Деловая репутация

а3 Умение создавать команду/работать в команде

а4 Способность генерировать новые идеи

а5 Адаптивность (умение соответствовать современным тенденциям и требованиям), оперативность реагирования на изменение рыночной ситуации

а6 Активность лоббирования интересов компании

а7 Известность компании

а8 Эффективность стратегии компании

а9 Динамика развития компании

а10 Информационная открытость компании

а11 Социальная ответственность компании

Оценки по указанным критериям получили все участницы. С целью сделать исследование более корректным, после совещания с экспертами был введен ряд поправочных коэффициентов. Наиболее значимыми признаны следующие критерии оценки: а2, а3, а5, а8, а9 (k=1,2), для остальных критериев k=1. По каждому из показателей для каждой участницы вычислялся средний балл. Итоговый результат рассчитывался как сумма полученных средних показателей.

Положение участниц в сводной таблице определялось количеством набранных баллов.

В итоговой таблице представлены участницы, набравшие максимальное число баллов.


Примечание

В топ-листе не фигурируют представительницы общественных, политических, благотворительных и прочих организаций. Данные о статусе участниц предоставлены компаниями. В случае если сотрудники компании отказывались предоставить соответствующую информацию, мы оставляли за собой право указать данные, взятые из открытых источников. Сведения о статусе участниц указаны по состоянию на конец 2012 г. — начало 2013 г. Эксперты оценивали участниц, исходя из результатов, достигнутых на указанных постах. В процессе работы эксперты воздерживались от оценки представительниц аффилированных структур.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *