Скандал вокруг дачного поселка «Сосны», где оказались не задекларированы земельные участки известных единороссов, привлек внимание парламентариев к телеканалу «Дождь», активно развивавшему тему источников доходов «слуг народа». Ответный выпад не заставил себя долго ждать. Депутат Госдумы Сергей Неверов направил запрос на имя председателя Центробанка России Эльвиры Набиуллиной с просьбой проверить, как использовались 135 млрд руб. господдержки, выделенной в 2008 г. Минфином инвестиционному банку Александра Винокурова «КИТ Финанс».

Заказчиком разглашения информации о дачном поселке «Сосны» Сергей Неверов посчитал экс-министра финансов Алексея Кудрина, а исполнителем информационного вброса — блогера Алексея Навального. Далее, по его словам, единственным, кто начал тиражировать эту историю, стал телеканал «Дождь». «Как только представители «Единой России» жестко высказались по политике, проводимой в конце 2000-х бывшим министром финансов Алексеем Кудриным, вновь появился пост Алексея Навального, а через телеканал «Дождь» началась политическая травля единороссов», — заявил «Ко» господин Неверов.

Пикантность ситуации заключается, с одной стороны, в том, что бывшего тогда министром финансов Алексея Кудрина причисляют если не к оппозиционно настроенной части граждан, то уж точно к части, ей симпатизирующей. С другой стороны, телеканал «Дождь», получивший статус оппозиционного, был основан супругой Александра Винокурова Натальей Синдеевой вскоре после банкротства «КИТ Финанса», как говорят, не без финансовой помощи мужа. Бизнесмена тогда подозревали, что накануне банкротства он вывел из банка часть средств.

Примечательно, что около двух лет назад другой депутат, единоросс Роберт Шлегель, также пытался выяснить источники финансирования «Дождя». После протестов оппозиции на Маяковке, на Болотной и на проспекте Сахарова в декабре 2011 г. ему показалось подозрительной «ангажированность» «Дождя» оппозицией. Телеканал тогда показывал в эфире все митинги в режиме реального времени. «Дождь» начал казаться «слугам народа» не «оптимистическим каналом», как гласил его лозунг, а каналом оппозиционным. Роберт Шлегель направил запрос в Генпрокуратуру, но, как рассказал депутат «Ко», ничего предосудительного или противоправного силовое ведомство в работе телеканала не обнаружило.

«Ко» решил разобраться, поддерживает ли «Дождь» оппозицию и кто его продолжает финансировать.

Отличный от других

В апреле 2010 г. «Дождь» появился в Интернете и только в августе его включили в спутниковый пакет вещания НТВ+. Ничего похожего в истории российского телевидения до сих пор не было. В декабре 2010 г. канал стал первым, кто показал кадры беспорядков, организованных националистами в центре Москвы, а в январе 2011 г. первым сообщил о теракте в московском аэропорту Домодедово. Основу «Дождя» составили новостные программы, а в прессе обращалось внимание на гражданскую позицию «Дождя» и его готовность транслировать ее в прямом эфире.

В этом были плюсы и минусы. «Проект занял нишу отсутствовавшего в России общественного телевидения, — поясняет руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Павел Толстых, — конкурентных каналов, где критически можно обсуждать политические вопросы, провоцировать, хулиганить, быть сатиричным и все это делать без цензуры». «Мне нравится то, что сделано. Наталья Синдеева — умная, сильная, абсолютно современная женщина с хорошим вкусом, и она адекватна сегодняшнему восприятию мира и происходящих событий», — говорит основатель медиахолдинга REN TV Ирэна Лесневская.

Если посмотреть на последние рейтинги «Дождя», то они по динамике не уступают известным национальным каналам. По результатам исследований TNS, ежемесячно канал в включают около 9,5 млн человек (16,2% населения), и данная цифра не меняется с весны этого года и почти в два раза выше аналогичного показателя за весну 2012-го. Причем этот охват не учитывает интернет-аудиторию, которая оценивается самим «Дождем» в 2,5 млн человек в месяц. Заметим, что у некоторых каналов число зрителей с весны 2013 г. наоборот сокращалось. Например, у «Первого канала» среднемесячный охват аудитории упал на 2,6%, у НТВ — на 3%, у Рен ТВ — на 2,1%.

На успех «Дождя» повлияло несколько факторов. Это и информационный голод, и отсутствие на федеральных каналах не ангажированной властями аналитики, и трудоголизм самой Натальи Синдеевой. Изначально «Дождь» задумывался как позитивный новостной городской канал. Даже название было придумано соответствующее — Optimistic channel. Но очень быстро концепция была изменена в сторону политического контента. Видимо, не просто так. «Пресс-секретарь бывшего президента Наталья Тимакова и Синдеева считаются хорошими подругами, — рассказывает вице-президент Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. — Когда все государственные каналы находились под контролем премьера Владимира Путина, президенту Медведеву и его команде требовался отдельный рупор. «Дождь» стал одним из них». По его словам, после визита Дмитрия Медведева на телеканал, а произошло это 25 апреля 2011 г., в студию зачастили чиновники, журналистов «Дождя» стали приглашать на мероприятия самого высокого уровня. «Засветился» на «Дожде» даже пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков.

Появилось и дополнительное финансирование. Конечно, не напрямую, а через людей из окружения Дмитрия Медведева. «На «Дожде» сосредоточены интересы разных групп влияния, в том числе и тех, кто финансирует оппозицию. Именно поэтому канал стал производить странный на первый взгляд, не коммерческий контент, — рассуждает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. — Полагаю, что речь идет о группе российского истеблишмента, симпатизирующей либеральным идеям и даже где-то протестному движению. Они имеют в своем распоряжении зависимые компании, которые готовы поддерживать телеканал на плаву». По словам Дмитрия Абзалова, речь идет о группе «Сумма» Зиявудина Магомедова, «Альфе» Михаила Фридмана, частично об Олеге Дерипаске и других так называемых «старосемейных» представителях российской бизнес-элиты. «Их задача — ослабить влияние части игроков, которые пришли в Кремль вместе с Владимиром Путиным», — отмечает политолог.

«Синдеева — хороший менеджер и организатор», — отзывается о ней Павел Толстых. Но не очень хороший финансист. У «Дождя» серьезные финансовые проблемы, связанные, по мнению некоторых участников рынка, также с персоной Натальи Синдеевой. «Она находится не на своем месте, — утверждает один из собеседников «Ко». — Грандиозным провалом стало решение не привлекать профессиональных телеведущих. В результате эфир ведут молодые девочки и мальчики: кто как может, тот так и ведет, что имеет очень мало отношения к телевидению и во многом похоже на самодеятельность».

В убытках

В многочисленных интервью основатель «Дождя» Наталья Синдеева рассказывала, что еще до кризиса продала свой загородный дом, и у нее появилась «внушительная сумма денег». Она собиралась купить домик за границей, но решила вложить средства в бизнес. Хотя телеканал и принадлежит ей практически полностью (95%, еще 5% — у бывшего креативного продюсера канала Веры Кричевской), без сторонней финансовой помощи здесь не обошлось. Сколько может стоить недостроенный дом между Рублевкой и Новорижским шоссе? Пусть даже проданный своему бывшему гражданскому мужу значительно выше цены рынка? $2-3 млн, пусть $5 млн. Инвестиции в «Дождь» за последние три года, по оценкам «Форбс», превысили $40 млн. За то же время совокупная выручка приблизилась лишь к $12 млн.

Эти цифры подтверждают и эксперты. «Инвестиции оцениваются примерно в $40-50 млн. По итогам 2012 г. выручка телеканала «Дождь», согласно РСБУ, составила 285 млн руб., причем компания продемонстрировала убыток на уровне операционной прибыли», — говорит аналитик «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин. Наталья Синдеева не ожидает и в этом году, что канал выйдет на операционную рентабельность. «Канал окупит себя через несколько лет, — уверена она, — а выручка по этому году оценивается в 350 млн руб.».

Еще в 2011 г. Наталья Синдеева и Александр Винокуров занялись поиском партнеров — вели переговоры с группой «Онэксим» Михаила Прохорова. Но не сложилось. Сейчас ходят слухи о якобы идущих консультациях с юристами и инвестбанкирами касательно вывода канала и прочих ассоциированных с ним активов на IPO в 2014 г. «IPO в следующем году реально, но решения по этому поводу нет», — отмечает Наталья Синдеева. По ее словам, возможно привлечение конкретного инвестора, размер доли которого будет зависеть от суммы необходимых инвестиций и оценки канала.

Третий муж

Как закрыть дыру в трехлетнем бюджете канала величиной в $28 млн? Первый ответ, который приходит в голову: взять деньги у мужа. И все опрошенные «Ко» эксперты», участники рынка и знакомые с ними люди уверены, что инвестирует в канал в первую очередь именно супруг госпожи Синдеевой. В тандеме они и управляют каналом, вместе генерируют идеи. Александр Винокуров и сам не отрицает, что является инвестором всех трех медийных проектов жены.

Александр Винокуров — известная персона в банковских кругах. Свою карьеру он начал в 1993 г. в Тверьуниверсалбанке (ТУБ), где обзавелся полезными друзьями и нужными связями. Его близким другом стал нынешний президент АК «АЛРОСА» Федор Андреев, также работавший в ТУБе. После перехода Андреева в АЛРОСА алмазодобывающая компания стала размещать деньги на депозитах подконтрольного господину Винокурову «КИТ Финанса», с переходом его в РЖД подконтрольная Винокурову лизинговая компания «Магистраль Финанс» выиграла несколько тендеров на поставку железнодорожникам подвижного состава. К началу 2007 г. портфель «Магистраль Финанс» достиг $864 млн — крупнейший показатель среди частных фирм, работающих в железнодорожном секторе.

В конце 1990-х Винокуров познакомился с основателем банка «Пальмира» Отаром Маргания, который, по неподтвержденным данным, помогал бизнесмену решать вопросы с чиновниками. Маргания был советником в банке «Санкт-Петербург», членом совета директоров банка «Возрождение» и даже старшим вице-президентом ВТБ и внештатным советником министра финансов Алексея Кудрина. Кстати, бывший министр возглавлял наблюдательный совет АК «АЛРОСА» и негласно считался покровителем алмазодобывающей компании.

Когда у «КИТ Финанс» возникли проблемы, связи Александра Винокурова пригодились. В октябре 2008 г. банк прогорел на сделках РЕПО, попал под санацию и был продан РЖД и НПФ «Благосостояние». «Государство выделило тогда беспрецедентный кредит в 135 млрд руб., — говорит Сергей Неверов, — и Алексей Кудрин играл в этом решении не последнюю роль». «Если бы государство не поддержало в трудную минуту «КИТ Финанс», нервозность в банковской сфере была бы сейчас на порядок выше», — отстаивал тогда позицию своего ведомства по спасению кредитного учреждения экс-глава Минфина.

Впрочем, Александр Винокуров отдал новым собственникам «КИТ Финанса» не все. Он оставил у себя закрытый ипотечный ПИФ с активами на 1 млрд руб. Банкир уверял, что связан соглашениями с третьими лицами и не имеет права продавать эти паи. Но новые собственники в лице РЖД обвинили его в невыполнении условий сделки по продаже банка. «Эти действия можно расценивать как попытку вывода активов, которые должны быть использованы для расчетов с кредиторами и вкладчиками», — заявил тогда новый генеральный директор холдинговой компании «КИТ Финанс» Юрий Новожилов.

Появление «Дождя», «Большого города» и интернет-издания Slon.ru у Натальи Синдеевой совпадает по срокам с уходом господина Винокурова из санированного банка. «Разве правильно, что банк становится банкротом, а Винокуров уходит из него миллиардером, — возмущается Сергей Неверов. — Если в 2007 г. состояние банкира оценивалось в $280 млн, то по итогам 2008 г. — уже в $1,3 млрд. И после ухода из банка он начинает финансировать издания…»

Официально Винокуров не является их учредителем, везде фигурирует имя его супруги. Единственный актив, который сейчас зарегистрирован на Винокурова, — это сеть офисных медицинских клиник «Чайка». ООО «Клиники «Чайка» было учреждено в ноябре 2011 г. и является дочерней структурой ООО «Группа «Чайка», 50% которого принадлежит Александру Винокурову, а по 25% — у его бывших коллег по «КИТ Финансу» Максима Цыганова и Сергея Тихонова (через кипрскую Hiosta Consulting Ltd.).

Второй муж

Джамиль Асфари, второй муж Натальи Синдеевой, как и экс-банкир, делал все для своей супруги. Благодаря Асфари Синдеева стала совладелицей радиостанции «Серебряный дождь», хотя у истоков станции стоял ее первый муж Дмитрий Савицкий.

Познакомил Наталью Синдееву с Асфари бывший ведущий программы Point of Style на радиостанции «Серебряный дождь» Евгений Бакаев, с которым у Джамиля был совместный бизнес (мебельный магазин на Тверской и ресторан «Бон» на Якиманке, третьим партнером тогда был ресторатор Александр Оганезов).

«Я — дилер», — говорил о себе Джамиль Асфари. По рассказам его знакомых, первоначальный капитал он сколотил в Инкомбанке, где работал валютным дилером. После того как у кредитного учреждения отозвали лицензию, Джамиль Асфари начал инвестировать в недвижимость и ресторанные проекты. Искал партнеров, входил в долю, но не управлял бизнесом, а только получал дивиденды. «Я всегда в деле с теми, кто в теме», — пояснял он. Так он выкупил у сторонних инвесторов 30% радиостанции «Серебряный дождь» (20% оставил себе, а 10% отдал Синдеевой. Сама Наталья утверждает, что «покупала сама и на свои деньги»). Асфари сейчас является соучредителем ресторана «Бон» вместе с Аркадием Новиковым, у него совместные проекты с владельцами ресторанов «Тануки» и сети «Корчма», говорят, что он также имеет или имел долю в ТЦ «Совенок» на Савеловском рынке.

Для Натальи Синдеевой он построил дом на Новорижском шоссе, где они и жили, Наталья начала застраивать соседний участок, но тут появился Александр Винокуров. «У Синдеевой была давняя мечта — создать собственный телеканал, поскольку на радиостанции ей уже стало скучно, — рассказывает один из ее знакомых, — но с Асфари она это сделать не смогла бы. Он мог дать денег на проект, но ждать от него идей было бесполезно». По его словам, Александр Винокуров, напротив, был генератором идей, а госпожа Синдеева всегда тянулась к креативным людям. От первого мужа она получила работу на «Серебряном дожде», была лицом радиостанции и именно благодаря Дмитрию Савицкому о ней узнали и заговорили.

Джамиль Асфари, по сути, оказался переходной ступенькой для нового проекта Синдеевой. Ее уход к Винокурову оказался неожиданным для всех, и в первую очередь для Асфари, который сделал Синдееву акционером весьма доходной радиостанции. Рассказывают, что в середине 2000-х «Серебряный дождь» приносил своим акционерам до $2 млн в месяц. Асфари едва не договорился о продаже половины «Серебряного дождя» за $75 млн структурам Алишера Усманова. Заинтересованы в этом были тогда все — и Дмитрий Савицкий, и Джамиль Асфари, и сама Наталья Синдеева, которая к тому времени потеряла интерес к радийной работе. Она уже вышла замуж за Винокурова и пребывала в поисках нового проекта. Кстати, сам Винокуров, вернее «КИТ Финанс», хотел выкупить радиостанцию в полтора раза дешевле. Но ни у одних, ни у других не получилось.

Любопытен в этой несостоявшейся сделке другой момент. Похоже, что интересы Асфари и Винокурова затрагивали не только личные отношения с Синдеевой, но и бизнес. Так, например, родная сестра Асфари Жульнар возглавляла одну из «дочек» бывшего банка Винокурова, а именно брокерскую контору ООО «КИТ Финанс ИБ», ликвидированную лишь в марте 2011 г. Впрочем, как рассказывает знакомый с этой историей собеседник «Ко», на работу Жульнар пригласил не Винокуров, а президент инвестбанка «КИТ Финанс» Сергей Гречишкин. До того она работала в хедхантинговой компании, занимаясь в том числе поиском менеджеров для «КИТа».

Первый муж

Кто же такая Наталья Синдеева? «Простая женщина из города Мичуринска Тамбовской области. Там она закончила педагогический институт и приехала искать счастья в Москву, — рассказывает один из ее знакомых. — С сильным характером, обучаемая, с уважением относящаяся к людям, которые обладают знаниями». Но как только они становятся ей неинтересны, она отправляется на поиски чего-то нового.

Своим сегодняшним положением Наталья Синдеева во многом обязана первому мужу, основателю радиостанции «Серебряный дождь» Дмитрию Савицкому. В медийных кругах Савицкий известен как человек эмоционально неуравновешенный, могущий нецензурно выражаться в адрес подчиненных, полагающий ниже своего достоинства считаться с их мнением. Введенная же им уникальная система штрафов, в том числе и за опоздание на одну минуту, стала притчей во языцех.

Успехи радиостанции пришлись на те времена, когда там еще работала Наталья Синдеева. Именно она обеспечивала компании стабильные финансовые показатели. Так, например, из отчетов прибылей и убытков, поданных в налоговую инспекцию, видно, что выручка в 2011 г. практически не изменилась по сравнению с 2007 г. и составила около 97 млн руб. Другой вопрос — можно ли доверять этим цифрам? Расценки на рекламу у «Серебряного дождя» всегда были одними из самых высоких на рынке. При этом доля аудитории продолжает снижаться. Если в 2003 г. станцией интересовалось около 5-6% столичных радиослушателей, то в этом году ее ежедневная аудитория составляет всего 1,4%, или 430 000 человек. За последние пять лет в рейтинге популярности в столице по результатам исследования Radio Index станция опустилась с 20-го на 25-е место, а ее ежедневная аудитория сократилась на 44 000 человек. Исправить ситуацию, возможно, могла бы госпожа Синдеева, если бы вернулась на радиостанцию, по крайней мере, при ней та была лучше. «Но она ушла с «Серебряного дождя», хлопнув дверью, а личность Савицкого, рядом с которым уже давно нет более гибкой Синдеевой, явно не способствует росту числа рекламодателей на «Серебряном дожде», — рассказывает бывший сотрудник радиостанции. — У Савицкого всегда существовала ревность по отношению к деловым качествам и достижениям Синдеевой. Он болезненно воспринимает успехи бывшей жены. Это относилось еще ко времени ее работы на «Серебряном дожде». И разрушившийся брак только обострил их противоречия. Теперь, когда она возглавляет «Дождь», Савицкий строго-настрого запретил своим журналистам сотрудничать с телеканалом под угрозой увольнения». «Конфликт (с Савицким. — Прим. «Ко»), увы, существует. Но это эмоциональный и творческий конфликт, а не бизнес-конфликт, — подтверждает Наталья Синдеева. — Проблем в корпоративном управлении не возникает. Я не занимаюсь радиостанцией, не влияю на ее политику с 2009 г.».

Тем не менее госпожа Синдеева продолжает оставаться акционером радиостанции с долей в 10%, что раздражает Савицкого. «В этом есть основная проблема и конфликт интересов, — говорил основатель «Серебряного дождя» в одном из последних интервью. — У нее есть свой проект, который к нам не имеет никакого отношения, проект со схожим названием. И мы страдаем из-за этого сходства. Нас путают рекламодатели, чиновники, слушатели, телезрители, нас все путают, и ничего в этом хорошего нет. Потому что, когда путают Бухарест и Будапешт, то всем это неприятно». По его словам, решить эту проблему не получилось, потому что у Натальи Синдеевой «своя упертая позиция».

Есть ли у этой позиции будущее? «Раньше Наталья была абсолютно аполитична, а теперь руководит политическим каналом, ангажированным так называемыми либералами», — говорит ее знакомый. Что дальше? Если Наталье Синдеевой удастся раскрутить «Дождь» и его не закроют, то, возможно, бизнес-проект заработает, ему удастся привлечь инвесторов, и мы увидим реальный результат кропотливой работы талантливых медиаменеджеров. Но сегодня в это верится с большим трудом.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *