Рассказ о ныне не существующих пивоваренных заводах, радовавших в прошлом своей продукцией жителей Российской империи.
До 1917 года Петербург (впоследствии Петроград) был не только столицей империи, но и фактически пивной столицей России. В Петербурге располагались крупнейшие пивоваренные заводы Россиии, такие, как » Калинкин», » Бавария «, » Вена «, «Дурдин » и прочие. Особенно бурно столичное пивоварение развивалось в начале ХХ века. После начала первой мировой войны большинство заводов, правда, вынуждено было свернуть свои программы развития из-за введения «сухого закона». Многие пивные производства просто прекратили свое существование. Мы хотим рассказать о погасших «звездах» первой величины, некогда ярко сиявших на пивном небосводе страны.
Санкт-Петербургский купец первой гильдии Иван Алексеевич Дурдин в 1839 году открыл небольшую пивоварню около Ново-калинкина моста. Сыновья Иван и Андрей активно ему помогали в становлении пивоваренного дела. Дела пошли настолько хорошо, что в январе 1856 года было учреждено «Товарищество пиво- и медоваренного завода Ивана Дурдина». Основной капитал насчитывал 1 млн. 200 тыс. рублей. Он был разделен на 1200 именных паев. Огромная по тем временам сумма капитала говорила о том, что дело было поставлено на широкую ногу.
Завод выпускал замечательное пиво. Особенной популярностью среди населения пользовались «Пильзенское», «Столовое», «Богемское», «Кабинетное», «Шведское», «Черное», «Баварское светлое» и «Баварское темное «. Товарищество призводило и напитки на основе меда: «Мед фруктовый», «Мед № 1» и «Мед № 2».
Отменным качеством отличались и безалкогольные напитки , в том числе фруктовые лимонады, разнообразные сорта русского кваса и, конечно же, «фирменное блюдо завода — темное пиво «Английский портер».
Для розлива пива обычно использовались бутылки в форме высокой многогранной пирамиды, изготовленные из стекла коричневого или красно-янтарного цвета. » Пильзенское пиво» и некоторые другие сорта, в основном, пользовавшиеся наибольшей популярностью, разливали и в бутылку меньшего размера, получившую название полубутылки. Стоило пиво в зависимости от сорта. Например, за тридцать бутылок «Портера английского» оптовый покупатель отдавал 5 рублей 5 копеек, а частник — 5 рублей 20 копеек, за ящик полубутылок этого же напитка оптовик выплачивал 2 рубля 65 копеек, а частое лицо — 2 рубля 95 копеек. Фирменные «Дурдинское светлое» и «Дурдинское темное» поставлялось в столичные гостиницы, рестораны, погреба и пивные лавки в оригинальных графинах по цене 2 рубля 60 копеек за 30 графинов, причем стоимость самого графина составляла 4 копейки — немало по тем временам.
На заводе работало 380 человек. Готовую продукцию, а в год завод вырабатывал 1 млн. ведер пива и меда. Прдукцию доставляли заказчикам на собственных повозках, украшенных логотипом фирмы. В конюшнях завода содержалось более 100 лошадей. Складские помещения располагались в Санкт-Петербурге, Царском селе, Петергофе, Кронштадте и т.д.
Товарищество » Иван Дурдин» имело разветвленную и хорошо организованную розничную сеть по продаже напитков. В одной только Северной столице ему принадлежало двенадцать фирменных магазинов.
В 1857 году за заслуги по распространению пивоварения и пивоторговли и за высокое качество продукции товарищество было награждено правом изображать на упаковке и рекламных материалах всей своей продукции двухглавого орла — государственный герб России.
Товарищество активно участвовало во всероссийских и международных выставках. Еще при жизни основателя династии, в 1850, 1862 и 1870 годах завод получил высшие награды на всероссийских выставках в Москве и Нижнем Новгороде. А уже при его сыновьях Иване Ивановиче и Андрее Ивановиче Дурдиных за качество продукции завод был удостоен высшей награды в иностранных выставках 1873, 1875 и 1893 года.
К 1910-м годам, когда председателем правления товарищества был уже внук основателя Иван Иванович Дурдин, директором — Николай Андреевич а его заместителями — Федор Иванович и Владимир Иванович Дурдины, товарищество «Иван Дурдин» достигло вершины своего развития. Баланс предприятия превысил 2 млн. рублей. Дивиденды на каждый из 1200 паев по 1000 рублей составили 12 % годовых.
А потом настал 1914 год с введением сухого закона. Акционерное общество пиво-медоваренного завода
«Новая Бавария»было основано в 1886 году в Санкт — Петербурге. Головная контора располагалась в Выборгской части, на Полюстровской набережной, в доме № 7, где также был построен пиво-медоваренный завод.
Завод выпускал пиво разных сортов, квас, минеральные воды, шипучие лимонады, а также портер, уксус, дрожжи, муку, корма для скота.
Уставный капитал общества равнялся 600 тысячам рублей, который был разделен на 6000 акций по 100 рублей каждая.
Учредителями акционерного общества «Новая Бавария», были банкирский дом И. Е. Гинцбурга и санкт- петербургский купец первой гильдии В. А. Ратьков-Рожнов.
Одним из первых директоров-распорядителей пивомедоваренного завода был Иван Андреевич Дурдин, внук Ивана Алексеевича Дурдина, основателя знаменитой пиво-медоваренной фирмы Иван Дурдин».
Большую помощь в развитии дела оказал Григорий Григорьевич Елисеев, владелец известнейшей торговой фирмы «Братья Елисеевы». Он помогал пивомедоваренному заводу реализовывать продукцию в своих гастрономах Москвы и Санкт-Петербурга.
Завод выпускал следующие сорта пива: «Кристалл», «Экспорт», «Кульмбахское», «Английский портер» , «Столовое светлое», «Столовое темное», «Баварское светлое» и «Баварское темное», «Пильзенское светлое» и «Пильзенское темное», а также разные сорта меда квас, минеральную воду, фруктовые лимонады из натуральных фруктовых сиропов.
В 1896 году , на Нижегородской ярмарке петербургское Акционерное общество «Новая Бавария» за высокое качество выпускаемой продукции была награждена правом изображать государственный герб Российской империи. А в 1900 году, уже в Париже, пиво «Новой Баварии» получило высшую награду — золотую медаль.
Пивоваренное товарищество » Гамбринус» находилось в Санкт-Петербурге, на 5-ой линии Васильевского острова, в доме № 66.Товарищество имело свой собственнй заводик, основанный еще в 1860 году. Пива он производил сравнительно немного — 160 тысяч ведер на общую сумму в 150 тысяч рублей в год. Предприятие было не из крупных. На нем работало всего-навсего 60 человек, ослуживавших 25-сильную паровую машину, 2 заторных чана и два варочных котла. Пиво отпускалось с завода по оптовой цене 10 и 12 копеекза бутылку.
История Калашниковского пивоваренного завода берет свое начало в далеком 1811 году. Находился завод в Санкт Петербурге, в Рождественской части. Основной капитал товарищества составлял 15 тысяч акций номиналом в 100 рублей каждая, что фактически составляло 1 милион 500 тысяч рублей.
Председателем правления общества Калашниковского пиво- медоваренного завода был А. М. Берлин, а директорами — С. Л. Вульфсон, Н. А. Штанковский и Ф. А. Викторов.
Варили на заводе пиво и мед. «Пильзенское пиво» считалось особенно удачным сортом, знатоки восхищались его приятным и мягким вкусом. Производилось оно крупными партиями, но на прилавках не застаивалось.
В 1910 году завод стал выпускать на рынок новый сорт пива «Английский портер «, который варили из закупаемого у англичан солода. Сам напиток разливался в оригинальную бутылку темного цвета.
Завод выпускал также «Баварское темное» и «Баварское светлое», «Новое темное» и «Новое светлое», «Санкт-петербургское кабинетное», » Венское столовое темное» и «Венское столовое светлое «, «Черное пиво» , » Мартовское», «Мюнхенское», «Богемское» и меды. Продукция разливалась в бутылки, упаковывавшиеся в ящик, рассчитанный на 30 штук.
Были у завода и постоянные покупатели бочкового пива, например, знаменитый ресторан » Доминик» на Невском проспекте. В подвале ресторана устанавливалось несколько бочек калашниковского пива, которое подавалось наверх, в буфет, по специальным трубопроводам с двумя кранами.
Товарищество имело несколько складов по столице и более 30 пивных лавок, в частности, на Невском проспекте в доме № 120.
Оригинальностью отличались рекламные акции, которые проводил рекламный отдел завода. Так, перед выпуском нового сорта пива, «Кристалл», реклама нового напитка была размещена в газетах и журналах столици. На улицах города многочисленные рекламные агенты вручали прохожим красивые открытки с изображением бутылки пива «Кристалл». А на спичечной фабрике Лапшина и выпустили в свет большую партию спичек, на коробках которых красовалось изображение нового сорта пива. Таким вот образом за короткий срок жители города были оповещены о пиве «Кристалл».
Благодаря таким акциям, за 1911 год Калашниковский завод получил доход в размере 996 тысяч 637 рублей.
Пивная жизнь в Петербурге до пеервой мировой войны била, как говорится, ключом. Жалко, что многие пивоваренные заводы, которые могли похвалиться отменной и оригинальной продукцией, ушли в прошлое. Однако радует то, что нынешние пивовары из города на Неве постоянно увеличивают ассортимент и объемы производства, стараясь не отстать от своих дореволюционных коллег.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *