Московский кинофестиваль завершился в воскресенье российской премьерой фильма испанца Педро Альмодовара «Возвращение». 6 июля фильм выходит в наш прокат. Фанаты на зарубежных сайтах считают, что это «стопроцентный Альмодовар». В «Возвращении», как обычно бывает у испанского мэтра, действуют в основном женщины. В нем снялись две фирменные актрисы Альмодовара — Кармен Маура (вернувшаяся к нему после 16-летнего перерыва) и Пенелопа Крус, прежде игравшая в таких хитах дона Педро, как «Живая плоть» и «Все о моей матери». Фильм, что типично для Альмодовара, одновременно смешной (причем очень) и печальный (до слез). И такой невероятный по сюжету, что, попади сценарий к другому режиссеру, вышел бы латиноамериканский сериальный кошмар. При этом моментально снятый из эфира по цензурным соображениям. В «Возвращении» вы обнаружите: призрак матери, вернувшейся с того света, два инцеста, три убийства, труп, который прячут от полиции в холодильнике ресторана, а также много загадок и тайн на темы, кто чей отец и кто кому коварно изменял. Как сказал Альмодовар, этот фильм — один из его самых личных. Он отражает его возвращение в родную Ла-Манчу, к родной матери и в мир женщин, которыми он был окружен с детства, пока мужчины работали, бузили, пьянствовали или насильничали. Да! Мы чуть не забыли, что в фильме есть еще и самая страстная песня за всю историю мирового кино, которую исполняет Пенелопа Крус. 32-летняя Пенелопа, собственно, одно из главных открытий фильма. Несмотря на ряд знаменитых ролей в испанском кино, она в последние годы потеряла в киноманском общественном мнении — и из-за бурной работы в Голливуде и из-за дурацкого эпизодического романа с Томом Крузом. Хотя, строго говоря, не снималась в позорных фильмах (напомним о «Кокаине», «Ванильном небе», «Готике», «Голове в облаках», «Сахаре», «Бандитках» и пр.). В «Возвращении» она вновь доказала, что является большой актрисой. Как сказал про нее Альмодовар: «Она говорит, что ей не хватает в Голливуде такого, как я, хозяина фильма. Конечно, она у меня другая. Ведь мы при съемках “Возвращения” три месяца отрабатывали одни только акценты, которые очень разные в различных частях Испании». Кинообозреватель NewsweekЮрий Гладильщиков побеседовал с Пенелопой Крус после каннской премьеры фильма.


Каково это – после нескольких лет в Голливуде вернуться в испанское кино, да еще к Альмодовару?


Я была счастлива, что Педро меня позвал. Хотя, конечно, нервничала. Он предложил мне сотворить на экране такой сложный характер, какие я в своей карьере еще никогда не создавала. И я боялась разочаровать его. Правда, в работе был комический момент, который позволял мне периодически смотреть на себя со стороны, забавлял и успокаивал. Дело в том, что впервые Педро заговорил со мной о «Возвращении» еще семь лет назад. И тогда он предлагал мне роль не матери, а дочери! Так что я регулярно думала: ага, а в этой сцене я могла быть совсем на ином месте!


Если бы вы семь лет назад изображали дочь, вам пришлось бы на экране сильно помолодеть. Теперь вы играете мать, которая старше, чем вы сейчас. Альмодовар не скрывает, что вам в фильме искусственно увеличили бедра, поскольку мадридские матроны имеют определенные параметры. Не страшно переходить с ролей девушек на роли солидных женщин?


Для меня тут нет проблемы. Я начала сниматься с 16 и изначально почти всегда играла тех, кто старше. Почти сразу снялась в итальянском фильме «Для любви, только для любви», в начале которого моей героине 18 лет, а в конце около 40, и ничего!


Альмодовар говорит, что срисовывал вашу героиню с молодых Софи Лорен и Анны Маньяни. Он считает, что вы сейчас играете в кинематографе ту же роль, какую некогда играли они. Не зря в «Возвращении» по телевизору показывают «Самую красивую» Висконти с Анной Маньяни. Он говорил вам о своем замысле?



Все-таки с кем из итальянских актрис прошлого вы идентифицировали себя в наибольшей степени? С Кардинале? Лорен? Маньяни?


Идентифицировала? Нет, я не могу себя с ними идентифицировать. Я ими восхищаюсь. Анна Маньяни вообще величайшая актриса в истории кино. Точнее, на мой взгляд, есть две величайших: Маньяни и Мерил Стрип.


Можете назвать свои любимые фильмы с Маньяни (возникает коварная мыслишка: а вдруг сейчас запнется?)?


(Скороговоркой) «Мама Рома», «Самая красивая», «Земля дрожит», «Любовь».


На оборотной стороне буклета «Возвращения» изображен кадр из фильма: вы в образе этакой усталой мамы-Маньяни идете домой, таща набитые сумки с продуктами из супермаркета. Невольный комизм в том, что трудно представить Пенелопу Крус, посещающую супермаркет.


А почему? Я обожаю супермаркеты. Они меня успокаивают. Меня не раздражает даже то, на что нервно реагируют другие актеры. Что кто-то узнает тебя во время похода в магазин, просит разрешения с тобой сфотографироваться. Ну да, есть проблема папарацци. Но неужели я должна ломать из-за нее свою привычную жизнь? И неужели от меня убудет от того, что кто-то зафиксирует момент, как я выбираю помидоры?


Вы, наверное, оттого столь терпеливы к фотографам, что сами любите фотографировать (фотография – этакое официальное хобби Пенелопы, которое упоминается во всех киносправочниках). Что именно вы фотографируете?


Просто приятные моменты — для себя. Моя любимая фотография — Шон Пенн и Хавьер Бардем напряженно склонились над бильярдным столом, просчитывая точный удар, а между ними стоит Педро [Альмодовар] с уважительным недоумением на лице.


Возвращаясь к фильму и теме семьи: когда вы создавали образ матери, копировали ли вы черты собственной матери?


Безусловно. Она типичная мадридская мать. Строгая, временами упертая, в то же время склонная к чувствительности. Я по-прежнему в основном живу в Мадриде. Мы по-прежнему близки. Да, пожалуй, именно так надо сказать: Анна Маньяни, с одной стороны, и моя собственная мать — с другой, позволили мне найти то, что именуется зерном роли. Сформировать для себя очень простую мысль: мать всегда постарается защитить своего ребенка. Несмотря на то что я пока не являюсь матерью в жизни, понимаю это отчетливо.


Странно, что строгая мадридская мать позволила вам стать актрисой – профессия-то для девушки опасная. Тем более что вы с младых ногтей снимались в откровенных сценах – что в фильме «Хамон, хамон» Бигаса Луны, что в «оскаровском» триумфаторе «Бель эпок» Фернандо Труэбы.



Тяжело было?


Нет: я была готова к свободе. Потом, правда, в 20 с лишним, когда жила в Нью-Йорке, поняла, что недообщалась с родителями в юности. Но, конечно, я постаралась, чтобы они как можно дольше не увидели «Хамон, хамон». Я сама была в шоке, когда посмотрела готовую картину. Все-таки роль, согласитесь, рисковая для 17 лет (смеется), но задним числом должна признать, что люблю эту картину. И уж, конечно, признательна ей — она сделала меня известной, я получила первую номинацию на испанский «Оскар» — «Гойю» и массу кинопредложений. В итоге родители одобрили меня и за эту роль. Вообще, при всей строгости, они люди вольные в своем мировоззрении. Например, религиозном. Да, они верят в Бога, но их вера не предполагает обязательное ритуальное посещение церкви.


Как вы сегодня охарактеризуете себя?


Я зациклена на работе. Я очень дисциплинированна. Я всегда вот с этим смартфоном. Хотя не люблю мобильники, в нем моя жизнь: расписание, обязательства, переписка. Я должна быть дисциплинированной для того, чтобы регулярно обретать право на то, что люблю больше всего: возможность несколько недель в году ничего не делать.


Будете ли продолжать работать в Голливуде?


Я работаю не только в Голливуде, но в и Италии, Франции, где, например, три года назад снялась в ремейке «Фанфан-тюльпана» вместе со своим давним другом, тоже наполовину испанцем Венсаном Пересом. Мне кажется, у меня сейчас неплохой период в карьере. Я могу быть более придирчива в выборе ролей. Сейчас, кстати, вновь снялась в Испании, в фильме Manolete — это прозвище самого знаменитого тореадора всех времен Мануэля Родригеса Санчеса, погибшего на арене в 30-летнем возрасте в 1947 г. Его играет Эдриен Броуди. А я — его подругу жизни. Ну, вообще это лав-стори.


Вы любите свои фильмы и себя на экране?


Я отношусь к себе жестко. Я сама себе кинокритик.


И какой свой фильм на сегодняшний день вы считаете лучшим?


«Возвращение»!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *