«Роснефть» в Арктике

«Роснефть» планирует увеличить добычу углеводородов к 2020 г. на 30%, к 2025 г. — на 50%. По итогам 2013 г. добыча углеводородов компании выросла на 80,3%, до 4,989 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки. Добыча газа в 2013 г. составила 38,17 млрд куб. м, добыча нефти, по данным ЦДУ ТЭК, в 2013 г. составила 203,841 млн тонн.

Компания уже приступила к реализации проектов в Карском и Баренцевом морях, получив в 2010 г. четыре лицензии на изучение шельфа арктических морей: три из них — на участки в Карском море, Восточно-Приновоземельские (1, 2 и 3) и одну лицензию на Южно-Русский участок в Печорском море. Ресурсы перечисленных участков оцениваются в 21,5 млрд тонн нефтяного эквивалента.

К 2020 г. «Роснефть» планирует запустить более десятка крупных месторождений (среди них Сузунское, Русское, Юрубчено-Тахомское и др.), большинство которых расположено в Восточной Сибири.


«Газпром» в Арктике

Объем добычи нефти «Газпромом» в 2013 г. составил 33,8 млн тонн, газа — 484 млрд куб. м.

ОАО «Газпром нефть» является оператором проектов разработки Приразломного и Долгинского нефтяных месторождений в Печорском море, лицензиями на которые владеет «Газпром».

Дальнейшие перспективы освоения арктических месторождений «Газпром» связывает с получением льгот от государства. Компания продолжает подготовку документов для реализации проектов освоения Штокмановского месторождения в Баренцевом море, Северо-Каменномысского месторождения и месторождения Каменномысское-море в акваториях Обской и Тазовской губ. Возможные сроки разработки Штокмана в настоящее время перенесены на 2019 г. Согласно сообщению дочерней «Газпром добыча Ямбург», освоение акватории Обской губы в Карском море начнется с разработки участка недр Каменномысское-море, она стартует в 2023 г. Затем последует освоение Северо-Каменномысского месторождения.

Раньше было принято отправлять чиновников на «почетную пенсию» послами в другие государства, но, учитывая ротацию министров в последних составах правительства, теплых мест на всех явно не хватает. Советников президента уже и не сосчитать: там «засветились» и экс-министр связи Леонид Рейман, и его «преемник» Игорь Щеголев, и бывший «соратник» вице-премьера Дмитрия Рогозина по партии «Родина» Сергей Глазьев, и экс-замглавы президентской администрации Владислав Сурков, и «автор» ЕГЭ Андрей Фурсенко.

Олимпиаду в Сочи курировал отдельный вице-премьер Дмитрий Козак. Сформированы ведомства, занимающиеся развитием Дальнего Востока, Крыма и Северного Кавказа. Складывается впечатление, что в скором времени мы дождемся создания «министерства по строительству моста через Керченский пролив» или вице-премьера, который станет решать исключительно вопросы прокладки «Южного потока». Пока до этого не дошло, но на прошлой неделе СМИ анонсировали появление министерства по делам Арктики и даже «назначили» его руководителем известного полярника, а ныне члена Совета Федерации Артура Чилингарова.

Новость тут же подхватили эксперты. Они сочли, что в свете апрельских заявлений президента Владимира Путина о необходимости создания отдельного ведомства, которое будет координировать освоение арктических территорий и нести ответственность за эффективность госполитики, вопрос с министерством по делам Арктики практически решен. Но не тут-то было. На следующий день после того, как сенсационную новость растиражировали газеты, пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова официально заявила, что никаких планов по созданию нового министерства в правительстве нет. Получается, газетная «утка»? Не совсем так, скорее, прощупывание общественного мнения и реакции чиновников правительства, считает директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев. По его мнению, до конца текущего года с очень высокой долей вероятности новое министерство все-таки будет создано. А столь быстрый и категоричный ответ Натальи Тимаковой — это лишь защитная реакция правительства, боящегося утраты полномочий.

Позвольте, спросите вы, но ведь министр будет подчиняться премьеру, а значит, ни о какой потере полномочий не может быть и речи. Дело в том, что все проекты, связанные с Арктикой, настолько масштабны, что их курирует лично Владимир Путин, и, с высокой долей вероятности, можно предположить, что новый министр будет, скорее, подчиняться главе государства, нежели главе правительства. А это означает существенную потерю Дмитрием Медведевым административного ресурса.

Война объявлена

«Автором» проекта создания нового министерства опрошенные «Ко» эксперты считают президента «Роснефти» Игоря Сечина. Именно он заинтересован в ослаблении позиций вице-премьера Аркадия Дворковича, курирующего в правительстве ТЭК. Их противостояние длится уже много лет и с развитием шельфовых проектов в Арктике вышло на новый уровень. Аркадий Дворкович пытается зарубить на корню любые попытки Игоря Сечина и «Роснефти» усилить свое влияние на этом стратегическом направлении и «подвинуть» «Газпром». Это касается не только шельфовых месторождений в Арктике, но и нового проекта «Газпрома» под названием «Сила Сибири», к которому так хочет подключиться «Роснефть».

Согласно федеральному закону о газоснабжении, «Газпром» является единственным экспортером газа из России, что, естественно, не нравится «Роснефти», ведь она также добывает много «голубого топлива» и хотела бы продавать его за рубеж в обход Алексея Миллера. «Ситуация является внешним проявлением конфликта двух противоборствующих течений и концепций в руководстве отраслью. Вопрос с «китайским» газом лишь обострил ранее оформившиеся противоречия, а разрешен вопрос будет на уровне президента или в правительстве», — поясняет управляющий партнер Art De Lex Дмитрий Магоня. В свою очередь Александр Разуваев практически уверен, что Игорю Сечину удастся додавить и Алексея Миллера, и Аркадия Дворковича в вопросе доступа к «Силе Сибири», но руководителю «Роснефти» уже порядком надоело заниматься этой подковерной борьбой. А на кону теперь еще и Арктика, запасы которой станут основным драйвером роста добычи и «Роснефти», и «Газпрома» на ближайшие десятилетия. Поэтому Игорю Ивановичу необходимо заранее упрочить собственные лоббистские позиции в правительстве.

Согласно докладу Геологической службы США за 2008 г., свыше 20% еще не обнаруженных мировых залежей углеводородов находится в Арктике. Президент РФ был более точен в цифрах: запасы углеводородов в российской Арктике превышают 1,6 трлн тонн, заявил он на заседании Совета безопасности, посвященном реализации госполитики в Арктике. По его словам, континентальный шельф РФ содержит около четверти всех шельфовых запасов углеводородного сырья в мире.

Если еще в 2005 г. «Газпром» фактически занимал монопольное положение по добыче газа, то за истекший период «Роснефть» серьезно подвинула его позиции, отмечает Александр Разуваев. Мечты Алексея Миллера стать главой самой дорогой компании мира так и остались мечтами: капитализация «Газпрома» лишь недавно вернулась на уровень выше $100 млрд. При этом, по оценкам Александра Разуваева, выручка двух компаний практически одинакова, хотя еще семь лет назад она была меньше в разы. Учитывая, что допуск на арктический шельф получили только «Газпром» и «Роснефть», поделив его примерно поровну, дальнейшая борьба за первенство будет разворачиваться именно на этом плацдарме.

Полярник, герой, но не лоббист

«Если создадут министерство по делам Арктики, «Роснефть» будет играть первую скрипку, а не «Газпром», — уверен Александр Разуваев. «Сейчас он (Игорь Сечин. — Прим. «Ко») может половину вопросов при слабом министре энергетики (речь об Александре Новаке. — Прим. «Ко») решать достаточно просто», — добавляет вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. По его словам, «Новак фактически пустой по функционалу», так как ему приходится бороться с «зубрами» из госмонополий. Но если начнется война между «Газпромом» и «Роснефтью» за шельф Арктики, Игорю Сечину потребуются куда более серьезные лоббистские позиции в правительстве. Появление информации о создании министерства по делам Арктики эксперты как раз и считают предвестником грядущих «сражений» между госкомпаниями.

Лишним подтверждением тому, что проект министерства по делам Арктики — это идея Сечина, является кандидатура Артура Чилингарова, которому прочат министерский портфель. Легендарный полярник сейчас дорабатывает последние дни в Совете Федерации и — внимание! — переходит по приглашению президента «Роснефти» Игоря Сечина в совет директоров госкомпании. Это обстоятельство как раз и дало основания предполагать, что новое министерство — проект главы «Роснефти». «Новый министр по делам Арктики был бы достаточно сильным игроком и непонятно, кому бы подчинялся, так как уровень задач чрезвычайно высок и уже выходит за рамки полномочий правительства», — подчеркивает Дмитрий Абзалов. Однако Артур Чилингаров не похож на сильного аппаратного игрока, да и к тому же возраст: при всем уважении, 75 лет — это не шутка. «Господин Чилингаров в последние годы ведет активную общественно-политическую деятельность и у широкой общественности сегодня ассоциируется более с политиками, чем с учеными. С другой стороны, в мире он известен именно как географ, полярник. Соответственно, если Чилингаров возглавит министерство по делам Арктики, то это будет подчеркивать российские заслуги и первенство в деле освоения Арктики», — добавляет председатель правления Банка расчетов и сбережений Олег Барановский. «Артур Николаевич Чилингаров как очень заслуженный человек в сфере освоения, в том числе и Арктики, идеально подходит на эту должность. Работа на Крайнем Севере имеет очень специфический характер, и человек со стороны, не имеющий соответствующего опыта, не в состоянии понять всю важность и масштабность задачи, — говорит управляющий партнер консалтинговой компании Heads Александр Базыкин. — Более того, в последние годы Чилингаров активно занимался вопросом освоения Арктики, будучи вице-президентом Русского географического общества, плюс он имеет опыт политической деятельности, обладает необходимым авторитетом во властных кругах и в бизнесе». Но очень многие эксперты не согласны с такой оценкой кандидатуры на пост одного из ключевых министров кабинета. «Он не обладает достаточным аппаратным весом, не силен в подковерной борьбе и, скорее, может стать, если будет назначен, номинальной фигурой», — отмечает один из аналитиков на условиях анонимности. «Артур Чилингаров любит светские тусовки, он публичный человек, символ героического освоения Арктики еще Советским Союзом, и сейчас он пожинает плоды своей славы, но отнюдь не готов к борьбе с Алексеем Миллером или Аркадием Дворковичем. Вот установить флаг России, спустившись на батискафе, — это да. А добиться налоговых послаблений для «Роснефти», разрабатывающей месторождения в Арктике, — слишком сложный для него вопрос. Он человек другого склада — полярник, герой, но отнюдь не политик или лоббист», — добавляет другой эксперт, тоже попросивший не называть его фамилию.

Тень Сергея Кужугетовича

Представим себе, что министерство по делам Арктики все-таки создано, а кандидатура на пост его руководителя определена. Чем будет заниматься новая структура, ведь круг ее полномочий крайне широк и пока «размазан» по другим министерствам и ведомствам? Счетная палата накануне опубликовала отчет о проверке эффективности и законности выполнения программы «Освоение и использование Арктики», раскритиковав слабую работу Минприроды и Минэкономразвития. На финансирование арктической программы в рамках ФЦП «Мировой океан» в 2008-2013 гг. было выделено 1,2 млрд руб., в том числе за счет федерального бюджета 1 млрд руб. Кроме того, ведомства должны были обеспечить привлечение внебюджетного финансирования. Однако, как выяснилось в ходе проверки, практически ни один пункт не исполнен. «В первую очередь министерство будет определять государственную позицию по Арктике, создавать программу развития российской части региона, представлять РФ в соответствующих международных ведомствах, — рассуждает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. — Вряд ли новому ведомству стоит выступать каким-то «арбитром», это не дело федерального ведомства, а компании могут выяснять свои отношения в судах. К тому же, если новое министерство определит позицию государства по вопросам развития Арктики и доведет ее до всех компаний, то различных споров определенно станет меньше».

Россия возвращается в Арктику и активно наращивает свое присутствие там, причем как в военной сфере, так и в гражданской. Активизируется работа Северного морского пути (СМП), начата добыча полезных ископаемых на арктическом шельфе, ведутся исследования Северного Ледовитого океана, флоры и фауны полярных и приполярных областей, воссоздается система наблюдений за климатом в Арктике и в Северном полушарии в целом. Кроме того, Россия воссоздает армейскую группировку в Арктике, осуществляет строительство Северного широтного хода. На этом пути новый министр может столкнуться еще с одним серьезным лоббистом — министром обороны Сергеем Шойгу. Сергей Кужугетович неоднократно заявлял о том, что развитие инфраструктуры в Арктике — один из приоритетов деятельности Минобороны в 2014 г. В нынешнем году в Арктике должно завершиться формирование российских воинских частей. И речь идет не только о военной составляющей. Минобороны может принять участие в строительстве гражданских объектов для отечественных добывающих компаний.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *