Помните в первом сезоне «Во все тяжкие» – тот самый препод, который начал варить наркоту, спрашивает у своего напарника: «А ты местный?», и тот отвечает: «Я местный, брат, плоть и кровь Аль-Букерки».

Мне тогда эта фраза так понравилась, что я записал ее на обрывок газеты и ходил потом с этим обрывком долгое время. Я тоже могу сказать – я плоть и кровь Уфы.

Через меня проходят эти миллионы прохожих, в мою голову въезжают грустные водители в километровых пробках, это в моих ушах раздается по вечерам сигнализация. Я люблю этот смрад громадного промышленного города, дикую смесь национальностей, вечно спешащих людей и запах возможностей. Я обожаю компании молодых людей, которые ставят на улице плеер на землю и начинают танцевать хип-хоп. Это город, где движение идет настолько быстро, что жизнь напоминает мгновение.

Мне 29 лет, я два года жил в Ярославле, до этого – длительными наездами в Москве. Если первый в несколько раз меньше Уфы, то Москва чертовски напоминала мне мой родной город. Город, который я так сильно ненавидел.

Я вырос в цыганских дворах в 90-е годы, из наших туповатых президентов я отлично помню Горби и Ельцина – именно под их еле различаемые слова я ложился спать, чтобы встретить новое утро в том же дворе.

Уфа всегда была довольно жестким городом. Промышленная атмосфера всё-таки давала о себе знать. Но если в прошлом году я Уфу проклинал, то сейчас я ее полюбил. Потому что узнал поближе людей, которые меня окружают.

Как оказалось, среди них немало похожих на меня, сидящих на антидепрессантах, хотя найти их невероятно трудно. Среди них есть наркоманы, которые смогли слезть с иглы и теперь на них можно просто по-настоящему равняться. Среди них есть потрясающе умные люди, просто к ним нужно стремиться, их нужно искать. Среди них полно девушек, которые вовсе не смотрят на деньги, не трахаются с богатыми и знают, что такое достоинство.

Есть такой термин – ищущий найдет. Когда вы задаете себе не просто цель, но искреннее желание, которое сидит в вас по ночам, распахивает свои сладкие недра во снах, манит возможностью воплощения, то вам начинают встречаться нужные люди, неожиданно на глаза попадаются необходимые книги, а слух цепляет та самая, единственно правильная фраза, вырванная из контекста телепередачи.

Примерно год назад, или чуть больше, моя депрессия обострилась до клинической. Боли были во всем теле, в ушах стоял постоянный звон, волосы выпадали и всё тело крутили судороги и спазмы. Что было с утра – лучше не вспоминать. Не хочу пугать потенциальных читателей блога (а я знаю, вы уже на него подписались) – сейчас, после приема лекарств и лечения, мне значительно лучше, я совсем другой человек, но тот опыт всегда останется со мной.

Но не сама депрессия страшна. Страшно было то, что подступила социофобия – состояние, при котором невозможно общаться с людьми. Довольно сложно это объяснить, просто примите как данное – это боязнь людей. Есть боязнь высоты, тонометра, стоматолога, самолетов, а здесь просто самих людей.

Социальная изоляция питает депрессию. О, именно эта потаскуха, эта черная пустота без общения обрекает тебя на кошмар депрессии. В принципе, я попался в самые клещи – с одной стороны, я общаться не мог, с другой – отсутствие общения питало мое состояние и оно ухудшалось.

Нет, я не перестал уж совсем выходить на улицу, но даже покупка книг в магазине стоила мне такого нервного напряжения, как-будто я пробежал спринт. Я общался по аське, ходил по друзьям, но часто это происходило при довольно больших дозах афобазола.

Ок, к чему я веду – я вылечился, но вылечился благодаря лекарствам и осознанию именно того факта, что одиночество приводит к сильнейшим сдвигам в психике. Если хотите, я практически поставил на себе этот эксперимент по самоизоляции, и как человек безусловно слабый, я убивал саму надежду на излечение.

Я приведу пример одной моей знакомой, ей уже под 90 лет, но старая кошелка ковыляет во дворе довольно часто, я ее знаю в лицо, здороваюсь и однажды мы даже разговорились. В общем, в 50-60 лет она начала сильно болеть. Жила одна, две дочери вышли замуж, она вроде как обрадовалась тому, что доставать ее больше никто не будет.

Шли годы, заболевало то одно, то другое. Ноги отнимались, раздражение росло, хотя дочери ее не бросали – ухаживали, даже иногда жили с ней. Давление, сердце, одышка, вес – ну в общем обычный такой набор старика, который можно вручать любому по достижению пенсионного возраста.

И тут обе дочери погибают. Ситуации всегда кажутся из области фантастики, пока не приключаются с тобой. Но и мужья начали пить. У обоих дочерей опять-таки – по дочери, то бишь две внучки.

Бабушка говорила зятьям – я больная нахрен вся, я сдохну, не смогу я ухаживать за внучками, которые вроде как в детсад тогда ходили (я так понял, что им было по 4-5 лет). Но мужики грустили, пили, всё чаще оставляли внучек бабушке, пока наконец совсем не стали оставлять на месяцы.

А теперь итог. Бабушка, пересилив себя, стала заботиться о внучках. Сами собой отходили в прошлое болезни, куда-то пропало давление, не до него было – надо было растить Ксению и Дашу. Вот настолько сильна роль социальной активности, чувства нужности. Надеюсь, вы поняли, что все эти ее болячки были просто проявлением скрытой депрессии – как это и происходит у 80 процентов стариков.

В подтверждение могу привести свой пример. У меня болел желудок, сердце, почки, мышцы, горло, зоб, под лопаткой и даже что-то справа под ребрами. Стоило мне начать принимать паксил примерно три месяца назад, как сначала руки стали теплыми, потом ушли судороги, немного позже настроение улучшилось и перестало болеть сердце. Депрессия опасна настолько, что именно она в конечном итоге приводит к смерти. А все эти слова, что оптимисты и легкомысленные люди живут дольше – вовсе не пустой звук. Я говорю это как человек с опытом (засунуть бы этот опыт куда подальше).

Если социальная изоляция депрессию питает, то даже самая неприятная социальная активность ее убивает. Казалось бы, я антикорпоративщик, я должен ратовать за силу одиночества. Но в одиночестве сила только для тех, кому с собой интересно. А чтобы стать интересным самому себе, нужно реально что-то сделать для общества. Вот такие ненавистные законы стада, которые мы пытаемся отрицать, ограждаем себя от них и в результате хлебаем последствия полной ложкой.

Не сторонитесь общения, не будьте закомплексованными подростками, стремитесь к людям – они чертовски интересны. Даже если вам не хочется, даже если вам неприятно, то всё равно социальная активность, субботник или просто пара уроков информатики для детдомовцев (это я для себя выбрал) вам не повредят. А польза от общения и дел лично для вас будет феноменальной.

P. S. Часть новых друзей и клиентов на продвижение я нашел… просто начав ходить в тренажерный зал и помогая местным врачам настраивать оборудование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *