Владимир Путин и «Единая Россия» снова готовы делить пока еще отсутствующие нефтедоллары

Водителям Госдумы пообещали снизить зарплату, и они уже намеревались объявлять забастовку. Если бы они на это решились и отказались везти депутатов на работу, они бы, возможно, добились того, чего безуспешно добивалась думская оппозиция, и сорвали бы принятие федерального бюджета на 2010 год. Но шоферы не стали идти на принцип, и собравшаяся в зале «Единая Россия» уверенно поддержала бюджет в первом чтении.
Бюджет уже не будут сильно править по существу. Он построен на прогнозе медленного экономического роста. Цена на нефть растет, чиновники и депутаты довольны и рассуждают почти как до кризиса. Правительство надеется на сверхдоходы, а партия уже знает, как их делить.
Планировать в кризис — все равно что рисовать в поезде. Все время приходится начинать заново. В конце августа бюджет уже переделывали. Нефть устойчиво дорожала, и прогнозную цену в $55 за баррель увеличили до $58. Казна таким образом получала около 300 лишних миллиардов. Основную часть Минфин направил на снижение бюджетного дефицита, но кое-что согласился раздать.
Процесс продолжается. В минувшую среду Дума приняла бюджет с доходами в 6,95 трлн рублей и расходами в 9,9 трлн рублей. Но накануне голосования премьер Владимир Путин и спикер Думы Борис Грызлов договорились, что эти суммы не окончательные, и если в первом полугодии дела пойдут хорошо, то расходы не грех и увеличить. Нефть продолжает дорожать, так что оптимизм Путина и Грызлова понятен.
Грызлов предложил с сентября 2010 года поднять стипендии студентам и денежное довольствие военнослужащим, а позднее — в ноябре-декабре — и зарплаты бюджетникам. Повышая стипендии и зарплаты, Путин и его партия решат важную политическую задачу. Сейчас в Белом доме подчеркивают социальный характер бюджета: 47% расходов — пенсии, зарплаты и различные пособия. Но распределили их отнюдь не поровну: пенсии вырастут почти в полтора раза — такого никогда не было, — а врачи, учителя и военные будут получать столько же, сколько в этом году.
Понятно, почему прежде всего решено помочь пенсионерам — не за горами думские выборы 2011 года и президентские 2012 года, а они самые активные избиратели. Но контраст выглядит совсем уж неприлично, лучше его исправить.
«Повышение зарплат возможно только в случае сверхдоходов», — разъясняют в Минфине, но утешают, что бюджетники и студенты «первые в очереди». Сейчас кажется, что денег в 2010 году наверняка будет больше, чем планировали: «Справедливая Россия», единственная из оппозиционных фракций, кто подготовил нечто вроде альтернативного бюджета, предложила смело заложить в бюджет $70 за баррель, что даст сразу 1,2 трлн рублей. Можно будет и зарплаты повысить, и расходы на науку увеличить. Алексей Кудрин назвал эту идею популистской — кто знает, какие сюрпризы несет 2010 год?
Консерватизм Минфина удачно совпал с интересами «Единой России». Повысь он прогнозную цену нефти, и политические дивиденды получили бы все партии. А излишки «Единая Россия» будет делить сама.
Конечно, в увеличении социальных расходов помимо политического есть и экономический смысл — поощрение внутреннего спроса. Один только рост пенсий даст экономике более 600 млрд рублей. Но эффект будет зависеть от курса рубля в следующем году, говорит главный экономист Центра развития ГУ-ВШЭ Валерий Миронов, а с ним ясности как раз нет.
Проект бюджета рассчитан исходя из 33,9 рубля за доллар, но в Минэкономразвития уже опасаются, что из-за роста цен на нефть и связанного с этим притока капитала курс рубля может подняться до 23–26 рублей за доллар. Центробанк склоняется к тому, что это не так страшно и рублю можно позволить укрепляться. В таком случае, предупреждает Миронов, антикризисный эффект от роста расходов будет заметно ниже — российские товары станут дорожать относительно импорта, и повышенные пенсии и зарплаты уйдут в карман к импортерам.
Ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев тоже считает, что сейчас лучше поддержать российских производителей и удержать рубль от укрепления. Лишние деньги в казне еще не означают, что экономика выздоровела. Пока правительство будет делить нефтедоллары, промышленность вполне может топтаться на месте.
Понятно, что эту проблему поправками в бюджет не решить. Во втором чтении бюджета ничего принципиально не изменится, говорит чиновник Минфина: «Приоритетом останется социалка». Но не только. «Единая Россия» снова просит денег на проект «Урал промышленный — Урал полярный». Это одна из строек века, затеянных перед кризисом. До 2018 года планировалось вложить 544 млрд рублей (из них 105 млрд из федерального бюджета) в освоение недр Северного Урала.
В бюджет 2010 года уральский мегапроект не попал. «Проектная документация получилась неконкретной. Документ очень абстрактный, выделять деньги на него пока нельзя», — объясняют в Минфине. Но в данном случае ведомство Кудрина можно и обойти. Деньги на разведку уральских богатств найдут в Инвестиционном фонде бюджета, а за его распределение отвечает Министерство регионального развития.
По-настоящему острая борьба развернется вокруг дотаций регионам, которые сейчас один за другим принимают дефицитные бюджеты на 2010 год. На сверхдоходы им рассчитывать не приходится — нефтедоллары поступают только в федеральную казну. Даже обещанной центром помощи — в общей сложности это 1,1 трлн рублей — может не хватить. Правительство готовится к схватке и уже подготовило сильный аргумент: губернаторы просто не умеют тратить деньги. На минувшей неделе в Калуге Владимир Путин буквально обрушился на региональных начальников — они раздувают чиновничий аппарат, а при этом только в 2008 году и только на здравоохранение и образование неэффективно потратили 147 млрд рублей.
Жесткий отпор получил и мэр Москвы Лужков. Его заочная перепалка с министром финансов Кудриным стала единственной неожиданностью обсуждения бюджета в первом чтении.
Начал Лужков. Он сказал, что Минфин «похитил» из городского бюджета 24 млрд рублей. Большей части этой суммы Москва лишилась из-за новых правил распределения акциза на бензин между регионами. В результате у столицы не осталось денег на строительство метро. Кудрин за словом в карман не полез и заявил, что московские власти сами виноваты: не надо было повышать зарплаты чиновникам в этом году на 14,4%, тогда и деньги на метро нашлись бы. Министра обвинили во лжи, а Кудрин в ответ пригрозил рассказать про московский бюджет «еще много интересного».
Реакция Минфина не удивительна: Юрию Лужкову уже давно дают понять, что он засиделся в мэрах. Но сказать «нет» всем губернаторам вряд ли получится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *