Если эксперты не ошибаются, лидер КНДР определился со своим преемником, и его имя назовут уже в сентябре

КНДР готовится с помпой приветствовать преемника Ким Чен Ира, сообщает южнокорейская разведка. Напечатаны миллионы плакатов с изображением будущего вождя, объявлен конкурс на лучшую оду. А школьники из младших классов уже распевают песенку «Шаги». «Ее текст неизвестен,—говорит сотрудник Международного института стратегических исследований Марк Фицпатрик.—Но намек ясен: детям прививают радостное чувство того, что кто-то замечательный шажочками приближается к ним».
Почти все эксперты-корееведы уверены: этот «кто-то замечательный»—младший сын северокорейского лидера Ким Чен Ын. Его еще никто не называл наследником официально, но, похоже, объявление не за горами. Рупор северокорейских властей—агентство ЦТАК—сообщает, что в сентябре пройдет партийный съезд. Они вообще-то должны проводиться раз в пять лет, но на практике последняя была 30 лет назад. Впрочем, Ким Ир Сен обошелся и без одобрения съезда, чтобы в 1974 году утвердить в ранге преемника своего сына Ким Чен Ира. Сейчас ему 68 лет, он болен и, как любят отмечать в Сеуле, часто впадает в маразм.
Власти КНДР не огласили повестку съезда, но ЦТАК отмечает: «Пришла пора обновить Трудовую партию Кореи». «Это достаточно прозрачный намек на то, что будет избрано новое руководство. Естественно, все предполагают, что это связано с оформлением наследника»,—говорит директор корейских программ Института экономики РАН Георгий Толорая.

Семейная традиция

Преемника снова искали среди родственников, благо их при власти полно. «Страной уже около полувека управляет одно большое семейство при поддержке еще сотни семейных кланов, и их состав практически не меняется,—поясняет профессор Университета Кукмин Андрей Ланьков.—Решили все же остановиться на сыне Ким Чен Ира—все-таки уже традиция». Сыновей у Ким Чен Ира трое. И теоретически власть должна перейти к старшему. Но в Северной Корее нет правил, напоминает Марк Фицпатрик: «Властелин сам придумывает их».
Старший сын вождя впал в немилость еще много лет назад, после того как его задержали при попытке въехать в Японию по фальшивому доминиканскому паспорту. Средний сын никогда не нравился отцу своей женственностью. Любимчиком стал младший, о котором, как назло, известно очень мало. Неизвестно даже, сколько точно ему лет. Говорят, от 26 до 28. Образование он получил в Швейцарии, инкогнито. «И кроме этого у него ничего нет. Ни опыта в управлении, ни связей»,—говорит Ланьков. Были слухи, что Ким Чен Ын, прослышав о своих перспективах на роль наследника, велел устроить чистку приближенных старшего брата, Ким Чен Нама, и даже пытался устранить его самого.
Говорили еще, что Ким-младший был тайно избран в Верховное народное собрание. Настолько тайно, что его даже не было в списке избранных. «Он прошел под чужим именем, чтобы сохранить интригу»,—объясняет Толорая. Впрочем, по его мнению, все понятно и без имени. Депутат был избран от 216-го избирательного округа, а это в северокорейской «мифологии» особая цифра. 2 и 16 значит 16 февраля—день рождения вождя. Этот участок бронируется для особых лиц. «Видимо, решили, что там парень наберется хоть какого-то опыта перед сентябрем»,—рассуждает Толорая.
Автор блога North Korea Leadership Watch Майкл Мэдден уверен: Ким Чен Ын будет номинальным главой страны. Он даже сможет проявлять активность после назначения, отмечает эксперт, но голос его поначалу решающим не будет. «Скорее всего, к нему приставят регента—его дядю Чан Сон Тхэка»,—полагает блогер. Сон Тхэк уже месяц как является вторым человеком в стране, заняв пост заместителя председателя Государственного комитета обороны после гибели конкурента—Ли Че Гана—в автокатастрофе.
Поползли слухи: вряд ли такая авария могла случайно произойти на пустых дорогах Пхеньяна, да еще и в ночное время. Но Толорая здесь злого умысла не находит: «Катастрофы в Северной Корее бывают, и довольно страшные. Именно из-за пустых дорог люди сильно гонят. В Корее есть другие способы избавиться от человека—понизить, уволить».

Корея-2012

Как сложатся отношения Ким Чен Ына с его регентом, можно только гадать. Толорая считает, что родственные связи сыграют в пользу будущего властелина. Сон Тхэк человек опытный, и, видимо, есть какие-то определенные договоренности, чтобы не дать ему претендовать на всю полноту власти. Андрей Ланьков с этим не согласен: «Он после смерти Ким Чен Ира может решить, что ему не нужен этот племянник-марионетка. В конце концов, и племяннику можно автокатастрофу устроить».
Ланьков уверен, что реальная власть быстро перейдет к окружению Сон Тхэка. В обществе, где правят пожилые люди, указы от молодых и неопытных выполняются неохотно, напоминает Дэниел Пинкстон из International Crisis Group. При любом раскладе, считают эксперты, если операция по передаче власти не пройдет успешно, Северная Корея будет представлять реальную опасность для мира.
А глава ЦРУ Леон Панетта заявляет, что мир уже в опасности. Он считает, что инцидент с потопленным в марте корветом «Чхонан» был устроен вовсе не для того, чтобы насолить южным соседям, а чтобы показать мощь КНДР своему же населению. «Я согласен с позицией ЦРУ,—говорит Фитцпатрик.—Молодой, неопытный, третий по старшинству сын продвигается на роль лидера и должен что-то сделать, чтобы продемонстрировать свое лидерство, свою силу. Нужно потопить корвет? Ну что ж».
Таинственный персонаж JS, автор «информационно-просветительского» блога о жизни в КНДР, свое имя и местонахождение в электронной беседе с Newsweek не раскрывает. Но с радостью сообщает, что от Кореи ждать зла нельзя—там «царит дух единодушия». И вообще, они просто 2012 года ждут: «Весь Пхеньян сейчас—большая стройка. Населению столицы должны быть предоставлены 100 000 квартир повышенной комфортабельности до 2012 года—года столетия президента Ким Ир Сена, когда откроются настежь двери в здание могучей и процветающей державы».
Опрошенные Newsweek эксперты смеются: власти Кореи уже давно кормят свой народ 2012 годом. «Он уже на носу, а процветания все нет. Люди начали осознавать всю пустоту этих обещаний»,—говорит Фитцпатрик. Поэтому операция «Наследник» будет проводиться в срочном порядке. Необходимо, чтобы вся страна успела полюбить Ким Чен Ына, пока его отец окончательно не отошел от дел. «По этому случаю будет разворачиваться массированная, истерическая, для иностранцев просто смешная пропаганда,—прогнозирует Ланьков.—Например, мы узнаем, каким великим было Его Величие в старшей группе детского сада».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *