Российские чиновники приходят в себя после неудачной попытки купить Opel. Мстить вероломным американцам, похоже, не собираются

В прошлую среду на приеме в честь Дня народного единства среди приглашенных ходила шутка: «Не у вас вчера угнали Opel?» — «Нет, это у Германа Оскаровича!» Накануне совет директоров General Motors решил не продавать Opel консорциуму канадской Magna и Сбербанка. Не то чтобы американцы подгадали дату, просто в Детройте плохо знают, когда в России какие праздники. В Москве всерьез обиделись.
Премьеру Владимиру Путину шутить по поводу сорвавшейся покупки явно не хотелось. «Это урок, — говорил он в четверг, — и мы должны будем учитывать такой стиль взаимоотношений с партнерами в будущем». В Москве Opel считали уже почти своим, обсуждали, как наладить производство его моделей на ГАЗе и могут ли немецкие технологии спасти АвтоВАЗ. И тут такой поворот.
Сначала казалось, что GM можно на чем-то поймать. Как только стало известно о провале сделки, пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков говорил, что может быть проведена юридическая проверка. Быстро выяснилось, что юристам придраться не к чему — можно спорить о деловой этике, но это спор абстрактный. «Никаких обязывающих документов американцы не подписывали», — признал собеседник Newsweek в Белом доме. Видимо, поэтому Путин, комментируя событие, старался быть сдержанным, подчеркнул, что «ущерба российский автопром не понес». Но обида все равно прорывалась.

ПОЗДРАВИЛ С ПОКУПКОЙ

Это и понятно. Сначала в конце мая, а потом в начале сентября руководство GM объявляло, что готово продать немецкий концерн союзу Сбербанка и Magna. Новые партнеры должны были в равных долях получить 55% акций компании, но деньги давал Сбербанк, что делало его вклад решающим. Наблюдатели и в Европе, и в Америке понимали — Opel покупают русские.
Каждый раз, когда казалось, что выбор сделан, возникали или новые претенденты, такие как китайская компания BAIC и бельгийский инвестфонд RHJ International, или новые обстоятельства. Например, Еврокомиссия засомневалась, что российско-канадская заявка победила в честной конкурентной борьбе.
Тем не менее премьер Путин по меньшей мере дважды публично поддерживал сделку, назвав ее частью стратегии развития российского автопрома — вместе с активами Россия купит современные технологии. В Кремле думали и о других покупках, благо на Западе появилось много активов, подешевевших с кризисом. «Если бы не кризис, не видать нам Opel», — говорили в июне собеседники Newsweek.
Они были правы. Отказ от продажи GM объяснил восстановлением автомобильного рынка. К концу сентября продажи машин в Европе росли уже четвертый месяц подряд и увеличились на 6,3%, причем как раз в Германии рост был самым мощным — на 21%. Скептики указывают, что спрос стимулируют правительства, и как только бюджетные субсидии будут свернуты, он снова рухнет. Но среди оптимистов не только GM: как раз на минувшей неделе крупнейший мировой автопроизводитель Toyota увеличил прогноз производства на этот финансовый год с 6,7 млн до 7 млн машин.
Хорошие новости разрушили планы Москвы, а у Владимира Путина получился фальстарт, примерно такой же, как пять лет назад, когда он поздравил Виктора Януковича с победой на выборах президента Украины. Неуютно и хозяину ГАЗа Олегу Дерипаске. Нижегородский завод напрямую в переговорах о судьбе Opel не участвовал — ГАЗу не до покупок, он только недавно договорился о реструктуризации своих долгов. Но в Сбербанке не скрывали, что в будущем собираются продать свой пакет Opel ГАЗу.
Какие надежды возлагались на ГАЗ, видно по недавней истории с калининградским заводом «Автотор». В конце октября губернатор Георгий Боос торжественно открыл там производство Opel — об этом проекте GM договорилась давно, и к продаже немецкой «дочки» он не имел отношения. Источник, близкий к администрации Калининградской области, рассказывает, что через несколько дней Боосу позвонили из Москвы и дали понять, что он совершил политическую ошибку: России нужна не отверточная сборка «Опелей» в Калининграде, а полноценное производство в Нижнем Новгороде. Губернатор развернулся и публично раскритиковал «Автотор» как неудачный пример иностранных инвестиций.
Передумав продавать немецкий актив, GM пообещала, что будет напрямую сотрудничать с ГАЗом. Такие попытки уже были. В прошлом году ГАЗ и GM вели переговоры о производстве в России дешевой малолитражки, но результатов не было. О получении новейших технологий речь уже не идет. Собственники ГАЗа тему возможного производства Opel в Нижнем Новгороде не комментируют. «Группа ГАЗ готова сотрудничать с General Motors в рамках планов корпорации по расширению присутствия бренда Opel на российском рынке», — пояснила Newsweek зампред правления холдинга «Русские машины», в который входит и ГАЗ, Елена Матвеева.
Неприятно, когда привлекательная сделка срывается в последний момент, но могло быть хуже. На завершающем этапе переговоров GM ставил жесткие условия: Opel продадут, но без доступа к лицензиям на технологические новинки. Это был бы самый нелепый для России исход. Сбербанк потерял бы деньги, а ГАЗ — шанс на модернизацию.
Нежелание американцев делиться технологиями, да и сам отказ продавать Opel, в Москве объясняют, конечно, политикой. «С какой стати американцы будут растить себе конкурента?» — рассуждает чиновник в правительстве. Депутаты Думы сразу вспомнили, что после пережитого летом банкротства GM фактически превратилась в госкомпанию. Спасение автогиганта обошлось налогоплательщикам почти в $50 млрд, и теперь 60% акций GM контролирует американское казначейство.
Американцы, конечно, боятся отдавать собственность посторонним. За последние годы не раз срывались сделки по покупке американских активов, за которыми стояли китайские или арабские миллиарды. Но в случае с Opel вряд ли дело в отношении к России. «GM в принципе не хотела продавать Opel». — указывает аналитик «ВТБ-Капитал» Владимир Беспалов. Ниша немецкого концерна — производство небольших доступных по цене автомобилей. Потеряв Opel, GM не смогла бы после кризиса на равных конкурировать с Ford или Toyota. Поэтому, как только ситуация на рынке немного улучшилась, желание продавать пропало. В конспирологию не верит и депутат, основатель автодилера «Рольф» Сергей Петров: «У нас любят всюду искать сигару Черчилля».

ЗАБЫТЬ ПРО OPEL

Конечно, GM может ошибиться и переоценить свои силы. В таком случае история пойдет по новому кругу и Opel снова выставят на продажу. Зависит это во многом от событий в Германии, которую GM тоже бесцеремонно поставил перед фактом. Канцлер Ангела Меркель открыто поддерживала альянс Сбербанка и Magna. Те обещали аккуратнее сокращать рабочих на немецких заводах Opel. Забота о трудящихся помогла Меркель и ее христианским демократам победить на выборах 27 сентября.
Но выборы позади, и политический ущерб от решения GM для правящей партии уже не так велик. К тому же планы увольнений, объявленные на прошлой неделе GM, мало отличаются от «приемлемых» для германского правительства планов Сбербанка и Magna.
И те и другие собирались уволить примерно 20% из 50 000 работников. Проблема в том, что GM собирается закрыть два из четырех немецких заводов, а российско-канадский консорциум обещал этого не делать.
Теперь, уверен аналитик компании «Атон» Михаил Пак, германскому правительству и GM предстоят жесткие переговоры. У Германии есть рычаги давления на американцев. Opel не оздоровить без помощи из немецкой казны. По последним подсчетам GM, потребуется €3 млрд. К тому же немецкие профсоюзы и чиновники выступили заодно. Рабочие в минувший четверг провели предупредительную забастовку.
Глава немецкого Центра автомобильных исследований Фердинанд Дуденхофер уверен, что ни в €3 млрд, ни в €4 млрд GM с модернизацией Opel не уложится. «Европейский автомобильный рынок сегодня на спаде, тут призов не выиграешь. Конкуренция велика, спрос падает», — считает эксперт. Дуденхофер полагает, что если GM вновь не начнет переговоры о продаже, через 15 лет о бренде Opel просто забудут. Переговоры надо вести с русскими — несмотря на кризис, Россия остается самым перспективным авторынком Европы. Другое дело, что «после того, как американцы поставили русских в дурацкое положение», договариваться, по мнению Дуденхофера, будет невозможно.
Но, похоже, мосты не сожжены. Слова Путина про полученный им урок можно понимать по-разному, в том числе и как угрозу. Но собеседники Newsweek уверены: репрессий против иностранных автопроизводителей, а тем более инвесторов в целом, ждать не стоит. Российская экономика не в том состоянии. Последнее время и президент Медведев, и премьер Путин пытаются показать инвесторам, что ждут их в России.
«Если GM опять передумает, наши предложения в силе», — говорит чиновник правительства. И в Белом доме, и в отвечающем за автопром Минпромторге понимают, что без участия западных компаний отрасль не поднять. Эта идея заложена и в стратегию развития автопрома до 2020 года, которую в ближайший вторник должны рассмотреть на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Иначе только и останется, что закачивать новые и новые миллиарды в АвтоВАЗ.

В подготовке статьи участвовали Надежда Иваницкая, Михаил Зыгарь, Елена Черненко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *