На российском рынке вторичной переработки драгоценных металлов наблюдается рост. При этом речь отом, что вырастут продажи вювелирном сегменте, конечно же, не идет– последний, напротив, с2014 г. переживает падение. Однако оптимистичнее ювелиров настроены игроки сегмента купли-продажи ювелирного лома.

В частности, наблюдается повышательный тренд на ломбардном рынке – по данным Национальной ассоциации ломбардов, с января по май 2016 г. кредитный портфель ломбардов вырос на 15–20%, а всего услугами ломбардов пользуются 10% граждан. 2015 г. также демонстрировал внушительные темпы роста – кредитный портфель увеличился на 70%, до 45млрд руб.

Не секрет, что до 30% заложенных украшений хозяева не выкупают или изначально продают в ломбард, и они в итоге оказываются на рынке вторичной переработки, на которой зарабатывают десятки игроков разного калибра – монополиста тут нет. Поймать волну пытаются новые игроки, воспользовавшись переменами на вторичном рынке драгметаллов в целом. Он серьезно перестраивается: если раньше ювелирные компании и даже частники имели возможность самостоятельно аффинировать золотой лом, получая чистое золото, то соктября 2015 г. это в России делается только на 11заводах.

По остаточному принципу

«Кначалу следующего года мы планируем выйти на обороты до 500 млн руб. в месяц и 350 кг золота в лигатуре»,– говорит генеральный директор компании «ЛОТ-золото» Алексей Лазутин. Лигатура – сплав золота сдругими примесями, процент которых может быть различным, взависимости от пробы.

«ЛОТ-золото» – на вторичном рынке драгметаллов как раз тот самый новый игрок, решивший вхорошем смысле снять сливки срастущего рынка. «Мы – стартап»,– говорит Алексей Лазутин, и, если судить по планам на развитие, спорить с этим сложно – здесь ставят на взрывной рост. Сегодня компания только начинает работу, и объемы скупки драгметалла невелики – счет идет на килограммы желтого металла в неделю, но здесь уверены, что объемы вырастут. К началу 2017г. компания рассчитывает на долю рынка в 10–15% (в целом он оценивается в 40т чистого золота и более 60т– влигатуре).

Работать будут с оптовыми продавцами, минимальная партия приема – от 100 г и выше: обладателям бабушкиного обручального кольца можно не беспокоиться. Покупать золото предполагают у ломбардов– речь идет о тех самых невыкупленных остатках, или «невыкупах».

«Общий объем ломбардных займов по итогам 2015 г. – 45 млрд руб., то есть на «невыкупы» приходится от 4,5 млрд руб.», – говорит Алексей Лазутин. При этом объем последних будет расти вместе с рынком: если сегодня в стране около 20 000ломбардных точек, то к 2020г. этот показатель может удвоиться. После вырастет и кредитный портфель– с 45 до 140–150 млрд руб. А значит, увеличатся объемы работы у «ЛОТ-золота». Продавать золотой лом будут не другим оптовым компаниям – вместо этого работать станут напрямую с аффинажными заводами, где из недавних серег и браслетов получают чистое золото в слитках, гранулах и т.д. «Мы развиваем белую, прозрачную для всех участников рынка компанию, – объясняет исполнительный директор «ЛОТ-золото» Андрей Жирных. – Согласно поправкам кзакону «О драгоценных металлах идрагоценных камнях» от 30 октября 2015г., лом ювелирных изделий должен попадать только на ограниченный перечень аффинажных заводов, с частью которых у нас заключены партнерские соглашения».

В старт проекта основатели компании вложили 5 млн руб., остальное планируют привлечь от частных инвесторов. Последних пока немного – на инвестплощадке StartTrack компания собрала по своим заявкам 6 млн руб., но рассчитывает на большее, обещая внушительный процент доходности– 24% годовых при минимальном сроке инвестирования в 90 дней.

Не только золото

«ЛОТ-золото» планирует приобретать не только ювелирные изделия из драгоценных металлов, которые принесут ломбарды. Еще один источник получения драгоценных металлов– отслужившие свое электронные схемы, автомобильные катализаторы, разнообразные технические приборы, радиодетали (реле, переключатели, резисторы) и т.д. На рынке ценятся даже вышедшие из строя или списанные АТС. В данном случае речь идет далеко не всегда озолоте. К примеру, для защитных и декоративных покрытий деталей в промышленной аппаратуре используют палладий. Его же применяют при производстве конденсаторов– именно благодаря палладиевым конденсаторам электроприборы имеют низкий уровень шума. При производстве кабелей в дело идет тантал, для лабораторной аппаратуры используется платина.

Интерес представляют печатные платы устаревшего электронного оборудования – в России ежегодно образуется свыше 50 000 т печатных плат, из которых менее 10% отправляется на утилизацию. При этом видеокарта на рынке, по данным компании Detaltorg, стоит 100 руб., материнская плата – 150 руб., а плата советского производства и вовсе 1000руб.

Другое дело, что содержание драгметаллов в приборах и вышедших из строя деталях невелико. Втысяче резисторов ВСЕ-0.5 содержится всего 15 г серебра. Крайне сложно организовать адекватную приемку и оценку товара, не говоря уже о проблемах с переработкой.

Перспективным направлением может стать, говорят в «ЛОТ-золоте», переработка автомобильных катализаторов – в зависимости от автомобиля, в них может быть до 30г платины. А вот скупку и переработку бытовой техники из магазинов компания не рассматривает– слишком мало драгметаллов в ней содержится.

В целом же к этому рынку «ЛОТ-золото» только присматривается. «Микросхемы, детали и т.д. – это более отдаленная история», – объясняет Алексей Лазутин. Сейчас идут переговоры с Московским заводом по обработке специальных сплавов, куда компания предполагает поставлять выкупленную б/у продукцию.

Дорога в облака

По идее, помочь компании должна растущая стоимость золота на бирже, подогреваемая интересом мировых инвесторов. «С начала года золото выросло более чем на 28%, до $1355за тройскую унцию, дойдя до максимальных значений с апреля 2014 г.», – напоминает специалист доверительного управления компании «Инстант-инвест» Рафаэль Аревян. «Brexit, торможение экономики Китая, отрицательная доходность по самым надежным государственным долговым бумагам– все это делает вложения в золото безальтернативными», – полагает вице-президент компании «Золотой монетный дом» Алексей Вязовский.

Другое дело, что в затяжном росте стоимости биржевого актива уверены не все, к тому же, у экспертов вызывают сомнения перспективы работы именно на вторичном рынке, особенно что касается продажи на вторичном рынке аффинированного золота. «В России перспективы рынка довольно туманны. В настоящее время он уже заполнен и поделен»,– говорит руководитель управления анализа валютных рисков Dukascopy Bank SA Евгения Абрамович.

По ее оценке, около 70% рынка занимают московские компании, и активизация регионов маловероятна, ведь в Москве и Санкт-Петербурге аффинированного золота 999-й пробы продается на треть больше, чем во всех регионах, вместе взятых.

Нет недостатка в предложениях и в самом сегменте скупки. Как говорит директор федеральной сети ломбардов «Фианит» Станислав Боронин, проблемы с реализацией у крупных игроков нет – на них выходят и скупщики, и переработчики. Правда, последних интересуют относительно крупные партии – от 10 кг и больше. А вот у небольших и средних ломбардов проблемы с реализацией бывают – 100 г золота не везде примут по выгодной цене. И есть смысл наладить канал сбыта именно для таких игроков.

Сомнения в перспективах стартапа вызывают и не самые высокие показатели рентабельности. «Маржа при перепродаже аффинированного золота из лома, с учетом НДС, довольно скромная, а сопутствующие затраты (в том числе и охрана, так как физический металл– высоколиквидный актив) весьма существенные», – считает Евгения Абрамович.

Кстати, в «ЛОТ-золоте» считают, что в этом бизнесе не стоит рассчитывать на золотые горы, и признают, что более стабилен ломбардный бизнес, однако стартовать решили все же с оптового направления, где выше оборачиваемость. К тому же, скупка в меньшей степени зарегулирована. Именно поэтому сейчас в сегмент скупки заходят сами ломбарды. Здесь не нужно хранить залоговое имущество, а главное, к компаниям значительно меньше требований предъявляет Центробанк, прежде всего – в плане отчетности.

Рентабельность скупочных сделок основатели «ЛОТ-золота» оценивают в 3–5%. Во многом это может объясняться более высокими, чем в целом по рынку, ценами на драгметаллы, которые предлагает «ЛОТ-золото». Например, на 4 июля 2016 г. 1 г изделия 585-й пробы стоил 1494 руб. (биржевая стоимость – 1646руб.). Оптовики предлагают цены заметно ниже. В компании «Мосскупка» грамм оценивают в 999руб, в «Аурисе» – в 1100 руб., в «Вардо голд» дают 1380 руб. за грамм.

«ЛОТ-золото» объясняет свою ценовую политику стремлением переманить к себе оптовых продавцов. Зарабатывать компания планирует на объемах: если ей удастся выйти на обороты в 500 млн руб., даже 3-процентная рентабельность может принести основателям 15 млн руб. Например, одна из последних сделок компании – покупка 7,5 кг золота в одном из московских ломбардов. Она принесла «ЛОТ-золоту» более 500000руб. «Вопрос ценовой стратегии у нас решается в пользу объема, на текущем этапе мы не будем менять ценовую политику»,– говорит Алексей Лазутин. Другое дело, что для роста компании пока не хватает оборотных средств– ювелирный лом в предполагаемых объемах пока не всегда есть на что закупать.

Козырь в рукаве

Сложно было бы предположить, что к захвату вторичного рынка драгметаллов присматриваются совсем уж новички. Например, предприниматель из Санкт-Петербурга, Владимир Василенко, до этого занимавшийся микрофинансированием, планирует развивать сеть «Ленинградский ломбард». Из торговли металлами в ломбардный бизнес пришел основатель сети «Залог успеха» Александр Олейник. Участники рынка предпочитают не афишировать подробности своей работы и распространяться об оборотах или собственниках. «Рынок для новичков закрытый»,– прямо говорит первый вице-президент «Опоры России» по региональному развитию Павел Сигал.

Двое из четырех основателей «ЛОТ-золота» давно работают в ломбардном бизнесе. Алексей Лазутин, прежде чем прийти в компанию, управлял ломбардным направлением в сети «585/Золотой», объединявшей на тот момент более 550 ломбардов, а до этого работал в сети «Мосгорломбард». Последняя должность исполнительного директора «ЛОТ-золота» Андрея Жирных – руководитель направления «Ломбарды» федеральной сети ломбардов Sunlight, до этого он также работал в сети «585/Золотой», занимая пост заместителя директора по ломбардной деятельности.

Под управлением Жирных иЛазутина также действует одна из ассоциаций ломбардов России – Национальное объединение ломбардов,– которая включает более 650организаций. Скупать драгоценный металл основатели золотого стартапа предполагают прежде всего у участников собственной ассоциации, их же они в дальнейшем собираются и кредитовать, а в будущем намерены развивать собственную сеть ломбардов.

Среди учредителей компании также значится Константин Романов, владелец 40% акций «ЛОТ-золота». Впрошлом Романов – один из учредителей компании «Союзконтракт», известного в прошлом импортера куриных окорочков и спирта «Роял». Он же считался близким приятелем главы «Онэксима» Михаила Прохорова. Не исключено, что благодаря связям соучредителя золотому стартапу удалось договориться о сотрудничестве с одним из 11 аффинажных заводов страны – «Красцветметом». В прошлом он входил в структуру «Норильского никеля», а сегодня контролируется администрацией Красноярского края.

В принципе на аффинажный завод может выйти любая компания, другое дело, договорится ли она осотрудничестве (заводы заинтересованы в больших объемах)– инакаких условиях. При этом работа именно с аффинажным предприятием принципиально важна: согласнодействующему законодательству, схема позволяет избежать уплаты НДС.

В итоге, несмотря на транспортные расходы (пока, правда, незначительные – перевозка 4 кг золота обошлась в 12 000 руб.), «ЛОТ-золото» отправляет выкупленный лом на север, притом что, кпримеру, аффинажные заводы есть в Рязани (Приокскийзаводцветных металлов), подмосковном Щелково и даже в столице (Московский завод по обработке специальных сплавов). «Мы ведем переговоры с Приокским заводом, а также с заводом спецсплавов, – уточняет Алексей Лазутин.– Мы ищем оптимальное соотношение, а с точки зрения рисков идоходности условия «Красцветмета» лучше». «Аффинажные заводы не будут работать себе в убыток, при любом росте объема им важен соответствующий рост сбыта», – говорит Евгения Абрамович. А продажи физического металла практически не растут второй год подряд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *