«Когда кто-нибудь покупает колбасу, он и не думает, что кормит еще кого-нибудь, кроме самого производителя колбасы. О компаниях, выпускающих упаковку, и не знает никто. Когда-то я жил в Ростове-на-Дону и возглавлял предприятие, производящее упаковку. И тут мне рассказывают, что на рынке появилась компания, которая очень быстро стала лидером в упаковке колбас», — рассказывает Сергей Пронин, генеральный директор ООО «А-депт». Он говорит, что некие бизнесмены узнали от ученых, что компания BASF разработала специальную упаковку, обладающую барьерными свойствами, и это качество упаковки очень важно для колбасы. Кислород в колбасу не попадает, значит, продукт не окисляется, при этом сама колбаса дышит и портится в такой упаковке в четыре раза медленнее. Предприниматели нашли где-то миллион долларов и с нуля, без опыта работы на рынке создали производство. «И стали состоятельными людьми — на хромой козе не подъедешь!» — подчеркивает Сергей Пронин.

В начале 2000-х Пронин и его партнеры решили заняться бизнесом по производству ламинатных туб. Это тоже упаковка. Ламинатные тубы — это хорошо известные пластиковые тюбики, куда обычно упаковывается зубная паста, кремы для рук и т.д. В тюбиках также иногда выпускают горчицу, кетчуп и все, что можно выдавить.

Пронин показывает небольшую игрушку-головоломку, рекламный материал одного из швейцарских производителей оборудования для выпуска тюбиков. «Вот так нас агитировали заниматься этим бизнесом», — рассказывает он. На игрушке нарисована машина, производящая тубы, для нее нужно всего 13 кв. м пространства. «Как раз для Москвы, где площади дороги», — отмечает Пронин.

Ламинат — это семислойный пластик с барьерным слоем, не допускающим кислород. Изначально тюбики придумали для хранения зубных паст. Ранее пасты выпускались исключительно на основе мела, а он на открытом воздухе твердеет. Потом выяснилось, что ламинат очень «дружен» с полиграфией. Рисунок на упаковку изначально наносится на плоскости, что обеспечивает высокое качество печати, затем ламинат с нанесенным рисунком режется и сворачивается, и в конце концов на тубу надевается колпачок. В таком виде «недоделанный» тюбик (раскрытый с одной стороны) привозят на предприятие по производству зубных паст и всего прочего, там в него помещают продукт и запаивают. Некоторые парфюмерные и косметические компании в России имеют собственные производства ламинатных туб, например фабрика «Свобода». Однако большинство предпочитает закупать упаковку у сторонних производителей, как делает, в частности, крупнейший из производителей косметики в РФ — концерн «Калина», не так давно приобретенный транснациональным гигантом Unilever.

Белорусский тюбик

По оценке индийской компании Essel Propack-and-CIS, объем российского рынка ламинатных туб составляет 800 млн тюбиков в год. Средняя цена одного тюбика в закупке компаний — производителей косметики около 3 руб. Производителей в РФ немного. «Оборудование очень производительное, машина делает 100 туб в минуту, нажал на кнопку — и завалил два бывших Советских Союза», — рассказывает Пронин. Цена такой машины — около $1,5-2 млн. Отечественные игроки утверждают, что у крупнейших производителей стоит примерно схожее швейцарское оборудование, лучший ламинат обычно закупается в Германии, колпачки различных видов тоже импортируются. Основное искусство — суметь перетянуть к себе заказчика. Свои заводы по «скручиванию» тюбиков в России открыли почти все глобальные лидеры этого бизнеса: французская Albea (номер один в мире по производству пластиковых туб), «Рим Скандолара» (дочерняя фирма Scandolara Holding, специализирующегося на экструзионных полиэтиленовых тубах, родственных ламинатным), компания, которая первая в мире придумала и начала выпускать тюбики. Также свое производство в РФ запустил третий по величине производитель ламинатных туб Essel Propack-and-CIS. Тем не менее лидером российского сегмента до недавнего времени считалось отечественное ООО «А-депт». Кроме него, работают также московские компании «Тубест» и Freeman, а также «Турбопласт-Отрадное» (СПб).

Уже несколько лет наши игроки, включая представительства западных, ведут настоящую борьбу с белорусскими производителями. «Доля белорусской «Леан Групп» на российском рынке составляет уже около 80%», — констатирует гендиректор Essel Propack-and-CIS Нареш Кумар. «Белорусы просто монополизируют рынок», — утверждает Сергей Пронин. «Крупнейшие производители, использующие ламинатные тубы, уже работают именно с белорусской «Леан Групп», — соглашается Андрей Алисов, гендиректор «Тубест». Российские профильные игроки в основном выполняют заказы на производство тюбиков со стороны небольших фирм, которым не нужны крупные партии и им нет необходимости связываться с доставкой продукции из Белоруссии.

«Мы поставляем тубу крупнейшим российским производителям косметики и зубной пасты, таким как концерн «Калина», «Проктер энд Гэмбл — Новомосковск», «Невская косметика», «Сплат Косметик», «Форафарм», «Русская косметика» и т.п., — рассказывает Екатерина Шкурская, маркетолог российского офиса «Леан Групп». — Мы решили уделить больше внимания небольшим, но перспективным производителям. Специально для работы на этом сегменте в начале года была открыта наша дочерняя компания в Москве». Свою долю на российском рынке сама «Леан Групп» оценивает как «не менее 50%».

Белорусский офшор

«Вот есть мы и есть такая же фирма в Белоруссии. Мы вышли на рынок позже на пять лет и их практически догнали, — объясняет Сергей Пронин секрет успеха «Леан Групп». — Но в 2009 г. они делают «финт ушами». Берут и, ничего не меняя в отношении производства, просто перерегистрируются. Они были зарегистрированы в Минске, а теперь в свободной экономической зоне «Минск». И сразу предлагают продукцию на 30% дешевле, чем у нас». «В свободной экономической зоне белорусская компания не платит НДС, у нас НДС — 18%, ввозные пошлины у нее на ламинат и колпачки — 0%, у нас — 10-15%, налог на имущество у них — 0%, у нас 2,5%, 20-процентный налог на прибыль у них тоже не платится. У нас дороже электричество, арендные площади и рабочая сила. Каждый третий тюбик в мире сделан нашей компанией, а в России мы не можем стать лидером, так как государство дает преимущество белорусским производителям», — поясняет Нареш Кумар. Сергей Пронин говорит, что еще два-три года назад доля белорусов на рынке была намного ниже, увольнять людей и сокращать производство на 30% он начал после создания Таможенного союза в 2010 г. «Какая может быть альтернатива? Рентабельность в этом бизнесе 10-15%, а белорусский производитель предлагает цену ниже нашей себестоимости. Открыв границу с Белоруссией, наше правительство подписало нам приговор. Из белорусской свободной экономической зоны товар поставляется на тех же условиях, что и обычно. Как правило, из свободных экономических зон можно безналогово поставлять товар на экспорт. Белорусы и поставляют на экспорт, только в зону единого Таможенного союза», — возмущается Пронин. Нареш Кумар утверждает, что до вступления РФ в Таможенный союз белорусам мешали ввозные пошлины и что теперь «Леан Групп» занимается демпингом», поставляя в Россию тюбики по 2 руб. без особой прибыли, чтобы захватить рынок и «убить» конкурентов. Белорусы обвинения отвергают. «В 2009 г. нас уже обвиняли в демпинге, однако российские антимонопольные органы, разобравшись, не нашли оснований для начала расследования. В мае 2012 г. нас обвинили уже в злоупотреблении нашим статусом резидента свободной экономической зоны в рамках соглашений о Таможенном союзе. Беспочвенность этих обвинений мы можем аргументировать предоставлением множества расчетов и фактов», — комментирует Екатерина Шкурская. Она утверждает, что причина низкой стоимости продукции, в частности, в сырье. «Единственным полностью импортным сырьем, используемым нами в производстве туб, является ламинатная пленка, закупаемая нами и нашими российскими коллегами у одних и тех же производителей. И льгота по уплате таможенной пошлины по ламинатной пленке составляет всего лишь около 3% в цене нашей продукции. В то же время значительный удельный вес в нашей себестоимости занимают транспортные расходы — пустая туба мало весит, но имеет большой объем, и доля наших транспортных расходов по доставке тубы до Москвы близка к 7%, то есть в два раза больше экономии на таможенной пошлине», — рассуждает Шкурская. Она подчеркивает, что важным фактором, «притягивающим» к «Леан Групп» клиентов, является не столько цена, сколько размер производственных мощностей. Чтобы стать поставщиком P-and-G, компания наращивала мощности и проходила специальную сертификацию, на что потребовалось два года.

Сейчас «Леан Групп», по словам Сергея Пронина, увеличивает мощности еще на 40%.

Евразийские баталии

Российские производители, впрочем, считают, что экономия на налогах для «Леан Групп» в любом случае очевидна, и компания находится в привилегированном положении. «Я два раза был в Минпромторге: полтора года назад, потом год назад», — говорит Нареш Кумар. Сергей Пронин написал «кучу» писем в РСПП и Минпромторг, а также пытался создать ассоциацию производителей тюбиков для отстаивания интересов в госорганах. Однако пока «собрать» производителей в единую организацию не получилось. А сейчас компании не до того: производство «А-депт» в конце августа полностью сгорело, и оборудование восстановлению не подлежит. Пронин рассматривает возможности возобновления производства и хочет взять оборудование в лизинг. В то же время Нареш Кумар сомневается, что в подобной рыночной ситуации удастся отстроить бизнес заново. «Компании отрасли, и наша в том числе, сейчас в убытках», — сетует он, правда, размер убытков называть отказывается. Известно, что с рынка уже ушли два российских игрока — «Торн» и «Туберон». Минпромторг занимался расследованием вопроса целый год и в мае обратился в Евразийскую экономическую комиссию с предложением «об установлении ограничений на выпуск ламинатных и экструзионных туб на таможенную территорию Таможенного союза, изготовленных в свободной экономической зоне «Минск», в рамках проработки вопроса защиты российских производителей». Наши производители ждали введения квотирования поставок. Однако в августе из Евразийской комиссии пришел ответ о том, что в данном случае нужно применять другой механизм, предусмотренный законодательством Таможенного союза. Здесь должно действовать Соглашение о единых правилах применения промышленных субсидий, предусмотренное союзным законодательством. «Это антидемпинговое соглашение. Его смысл в том, что российские компании должны собрать данные о том, что белорусский производитель, имеющий льготы, нанес им ущерб. Понесенный ущерб нужно будет доказать в суде. И этот ущерб станет компенсироваться российским производителям из бюджета Белоруссии, а белорусское правительство, в свою очередь, будет компенсировать эту же сумму за счет своего производителя, которому давало льготы», — комментирует Аза Мигранян, заведующая отделом экономики Института стран СНГ. «А чем это нам поможет? — спрашивают в ООО «А-депт». — Кроме того, это соглашение никогда ранее не применялось, и нет никакой методологии его применения, нет специальных счетов, куда перечислялись бы средства, и прочего… Пока вопрос исследуют, отрасль умирает». «Нужно выяснить, действительно ли это будет защитной мерой. Более логичным в этой ситуации кажется ограничивать объемы поставок без пошлины», — считает Нареш Кумар. Даже если вопросы, связанные с реализацией соглашения, удастся решить, отечественные игроки получат некую сумму денег, но совсем не факт, что вернут себе клиентов и долю рынка.

Сахарно-тубная проблема

«Если такая ситуация возникла, значит, в законодательстве Таможенного союза существует пробел. Есть базовые принципы, на которых создавался Таможенный союз, но подобные ситуации должны оговариваться отдельно, — рассуждает Алексей Портанский, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ. — Конкурентные условия явно не равны. В данном случае есть два возможных подхода: или российские производители должны допускаться в белорусскую свободную экономическую зону, или предприятия, зарегистрированные в белорусской свободной экономической зоне, должны импортировать свою продукцию за пределы Таможенного союза. Ответ Евразийской комиссии кажется мне странным».

«Белоруссия — это известная «таможенная дыра», и Россия, вступив с Таможенный союз, просто открыла границу для ввоза товаров. Белоруссия и ее офшоры — это беспошлинные поставки самого разнообразного импорта, в том числе, и контрафакта. Импорт из Белоруссии наносит ущерб многим отраслям. Страдает, в частности, российский аграрный сектор, например производители сахара», — констатирует Андрей Суздальцев, доцент кафедры мировой политики ГУ-ВШЭ. Белоруссия заваливала РФ собственным свекловичным сахаром, а также дешевым тростниковым сахаром из Латинской Америки еще в 1990-е, во времена создания Союзного государства, в то время, как на границе с другими странами пошлины на ввозимый сахар были очень высокими. Государство, заботясь о продовольственной безопасности, всегда настаивало на развитии собственного производства сахара из сахарной свеклы, которое намного дороже, чем производство сахара из сахарного тростника где-нибудь в Бразилии. В результате несколько лет назад с Белоруссией было заключено соглашение о самоограничении. «Белорусская сторона сейчас может завозить к нам 200 000 тонн сахара в год (в прошлые годы до 500 000 тонн), и только по железной дороге. Правда, негласно автотранспортом к нам все равно завозят еще не менее 100 000 тонн. Эти 300 000 тонн Белоруссия, по сути, «отнимает» у нашего производителя. В этой стране за 15 лет на деньги от экспорта в Россию (в РФ цены выше) построено четыре самых современных крупных и эффективных завода в Восточной Европе и сильно модернизированы свекловодческие хозяйства, в то же время собственное производство в России недоинвестировано уже четвертый десяток лет, — говорит Евгений Иванов, ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка. — Белорусская сторона постоянно просит увеличить квоту, при этом российские производители фактически не могут поставлять сахар в Белоруссию, формально это возможно, но российского экспортера просто затаскают по инстанциям, он не сможет получить сертификацию». Хорошо известна проблема с белорусским сухим молоком. С ним долго воевали наши производители сырого молока. Молоко в Белоруссии, в принципе, дешевле. Кроме того, через Белоруссию ввозился и дешевый импортный молочный порошок, например новозеландский. В результате российское правительство также обязало белорусскую сторону наложить на себя «самоограничения». Однако эксперты сомневаются в том, что подобные ограничения будут когда-либо касаться ламинатных туб.

«Российское правительство выделило для себя приоритетные отрасли, которые защищает, в том числе, и от белорусского импорта. Однако, заключая союз с Белоруссией, оно шло на опреденные уступки. Получается, что есть издержки, — отмечает Аза Мигранян. — Российские компании должны были сами заранее подготовиться к такому повороту событий, рассмотреть возможности изменения налогообложения. В частности, они могли бы сами зарегистрироваться в свободной экономической зоне». Однако, как говорит Сергей Пронин, войти в зону «Минск» наш производитель не может. Он уже изучил вопрос о возможном вхождении своей компании в ОЭЗ «Титановая долина» в Свердловской области. Но для того, чтобы попасть в ОЭЗ, компания должна активно заниматься экспортом. Однако тубы его фирма не экспортирует. Вероятно, в соседних странах есть свои производители, которые приобрели швейцарские станки, покупают немецкий ламинат и делают весьма похожие тюбики.

«Леан Групп» не просто зарегистрирована в зоне «Минск», производство компании находится в Минске. Наше производство расположено в Москве, что же нам теперь, в Калининград переезжать? Если бы была свободная экономическая зона «Москва», мы бы, конечно, там зарегистрировались», — резюмирует Андрей Алисов.


СЭЗ «Минск»

Налоговые послабления для белорусских производителей, зарегистрированных в СЭЗ «Минск», %:

Импортная пошлина — 0

НДС — 0

Налог на недвижимое имущество — 0

Налог на прибыль — не более 12 по истечении пяти лет работы

Источник: данные РСПП


Кому нужны ламинатные тубы в России

Около 10% — продукты питания

Около 30% ламинатных туб используется для упаковки фармацевтики

Около 60% ламинатных туб используется для упаковки косметики и бытовой химии

Источник: данные компаний


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *