Дмитрий Свищев, генеральный продюсер агентства Modus Vivendis, попробовал три направления бизнеса — металлургия, мода и горнолыжный спорт. Объединяет их, пожалуй, только одно: все они приносят Дмитрию удовольствие. А некоторые — еще и деньги.

 

Свищеву 31 год. Он кандидат в мастера спорта по горным лыжам, до сих пор выступающий на соревнованиях разного ранга, и вместе с тем генеральный продюсер модельного агентства Modus Vivendis.

У него море планов и амбиций. И хотя в мире моды его имя широко известно, о его основном бизнесе, на доход от которого, собственно, и развивается агентство, кроме коллег-«металлистов», не знает практически никто.

Началом своей сознательной жизни Дмитрий Свищев называет период распада СССР. Меняющаяся жизнь позволяла скопить первоначальный капитал наиболее решительным и авантюрно настроенным гражданам. В их числе был и только что отслуживший в армии Дмитрий. Поняв, что вечно период первоначального накопления продолжаться не будет, Дмитрий оставил учебу и с головой ушел в торговлю цветными металлами. Как она велась, подробно он вспоминать уже не хочет. Но говорит, что без поддержки друзей и партнеров — Искандера Махмудова и Дмитрия Зеленина вряд ли бы добился столь многого. «Эти люди сыграли в моей карьере огромную роль, именно благодаря их доверию и поддержке я смог заключить свои первые крупные контракты», — говорит Дмитрий Свищев.

Когда общими бедами для всех «металлистов» стали квотирование, лицензирование и пошлины, Дмитрий и партнеры решили переквалифицироваться. Теперь основной упор делался не на торговлю, а на переработку лома и дальнейший экспорт готовой продукции. Как показало время, принятое тогда решение полностью себя оправдало. Сегодня компания «Металпромкомплект», возглавляемая Свищевым, поставляет металлопродукцию крупнейшим металлургическим производствам России. Среди его клиентов «Норильский никель», Уральская горнодобывающая компания, Магнитогорский и Липецкий комбинаты, «Русский алюминий».

Дмитрий мог бы всю жизнь оставаться «темным металлистом», как он сам это называет, получать неплохие деньги и радоваться жизни. Но в 1992 году он познакомился с Еленой Ермолаевой (нынешним директором агентства Modus Vivendis) и ее мужем — уже тогда известным стилистом Андреем Мановцевым. Супругам было достаточно буквально одного разговора, чтобы уговорить Дмитрия заняться модельным бизнесом.

«Никакие деньги в мире тебе не откроют те двери, которые откроет мода», — сказал Свищеву в день знакомства Андрей Мановцев. «Тогда я отнесся к этому весьма скептически, — вспоминает Свищев, — Сегодня я понимаю, что так оно и есть».

Первая совместная акция новых партнеров — конкурс «Лучшая профессиональная модель года». «Если честно, до этого времени я не знал, хочу ли я вообще заниматься модой, — говорит Дмитрий, — Подумал: проспонсирую конкурс, а потом буду делать выводы. Но эта идея меня так втянула, дала такой стимул, что уже на этапе подготовки я твердо решил развивать это направление».

Тогда-то на свет и появилось агентство Modus Vivendis. Семь лет назад оно было глубоко убыточным. И сегодня об огромных прибылях речи не идет. Держится эта компания исключительно на двух вещах: энтузиазме Дмитрия и профессионализме Елены Ермолаевой и Андрея Мановцева.

 

МОДЕЛЬНЫЙ БИЗНЕС «А-ЛЯ РЮС»

В Москве насчитывается около 150 модельных агентств. Новые возникают едва ли не каждый день. Однако, быстро появившись на свет, они так же быстро исчезают, так и не создав ничего интересного.

Профессии «модель» в России официально до сих пор не существует. В 1993 году у Modus Vivendis не было даже примеров для подражания. Нашим героям приходилось учиться на своих ошибках. Все, включая само понятие «модельный бизнес», приходилось создавать с нуля. Даже к зарубежному опыту обратиться было практически невозможно, поскольку сам подход к модельному бизнесу на Западе в корне отличается от российского.

День работы модели за рубежом может оцениваться в тысячу долларов и дороже. В России же девушки зачастую работают бесплатно — для промоушна.

Многое изменил август 1998 года, после которого подняла голову отечественная промышленность. Вслед за ней наверняка начнет расти и модельный бизнес. «Мы это чувствуем уже сегодня, — говорит Свищев, — по росту числа клиентов».

До недавнего времени фактически монополией на модельный бизнес в стране обладали два агентства: Red Stars и Modus Vivendis. Однако не так давно в недрах Red Stars начались серьезные изменения, и оно фактически разделилось на две части — собственно Red Stars и модельное агентство «Президент». Конкурентами по большому счету ни одно из них Свищев не считает. Никакого бизнеса в том, чем он занимается, он до сих пор не видит. Все отношения между рекламными агентствами и другими участниками рынка — журналами, модельерами, агентствами — строятся исключительно на личных отношениях. У кого они лучше — у того больше заказов.

На Западе модельеры, планируя показ собственной коллекции, устраивают кастинги одновременно среди десятка агентств. У нас такое бывает в исключительных случаях. Как правило, конкурс проводится в одном отдельно взятом агентстве — в том, с директором которого у заказчика лучше отношения. Головная боль всех российских модельных агентств — и Modus Vivendis здесь не исключение — нормализация отношений с западными партнерами. Не секрет, что каждая российская модель стремится работать за границей, где перспектив несравненно больше, условия работы несказанно лучше. Для хорошей модели работа за рубежом — естественный шаг, и сделать его тоже помогают соотечественники. Дальше события разворачиваются по стандартному сценарию. Российское агентство заключает договор с зарубежным партнером Х, согласно которому должно получать проценты от всех заработанных моделью средств.

Однако продолжается это недолго. Девушка, осмотревшись за границей и отработав первые долги — дорогу, проживание, прочие расходы, — получив признание заказчиков и новые предложения, расторгает договор и переходит на работу в агентство Y, которое не связано никакими обязательствами с российскими коллегами.

«Я прекрасно понимаю тех, кто «изменяет» нам, — говорит Дмитрий Свищев, — мы дали девушке возможность упорхнуть, и она (как умный человек) стремится этим воспользоваться. Такие прецеденты будут иметь место до тех пор, пока условия работы и оплаты в России и за рубежом не сравняются. Обратите внимание: своих западных работодателей модели «кидают» намного реже (хотя и такое случается) — это чревато загубленной карьерой». Сейчас Modus Vivendis ведет переговоры с юристами, которые обещают выработать алгоритм, благодаря которому подобные случаи будут сведены к минимуму. И дело здесь не только в бизнесе. Как считает Свищев, нельзя допускать, чтобы лучшие девушки России уезжали из страны. Они, говорит создатель Modus Vivendis, являются национальным достоянием, лучшими представителями генофонда, а его разбазаривание ничего хорошего не принесет.

Скоро центр мировой моды здорово сместится на Восток, считает Дмитрий Свищев. Вместо классического «Париж — Рим — Лондон» с примкнувшим к ним Нью-Йорком список возглавят Москва и Пекин. И дело не в простом любопытстве со стороны европейских «патриархов». Восточные рынки огромны, и западные компании это понимают.

Последним в хронологическом плане большим достижением Modus Vivendis стал выигрыш тендера на проведение в России отборочного тура конкурса, вот уже на протяжении 20 лет устраиваемого крупным американского агентством Ford Models. «За бортом» остались российские компании, с которыми Ford работал раньше.

В финале конкурса, который прошел в Пуэрто-Рико, победила 14-летняя жительница Калининграда Рита Бабина. Как сказал Свищев: «Это не только наша победа, но победа России». Не только Бабина, более половины участниц российского финала уже сегодня готовы работать на высоком уровне, считает Свищев. По его прогнозам, у модельного бизнеса и возглавляемого им агентства все еще впереди: «Расцвет наступит тогда, когда поднимется наша легкая промышленность, фабрики будут соревноваться за право реализовать идеи кутюрье, а они будут зарабатывать деньги своим искусством, а не показами коллекций в ночных клубах».

Сейчас делами Modus Vivendis заправляет Елена Ермолаева. А у Дмитрия Свищева появилась новая «игрушка».

 

НАЗАД В БУДУЩЕЕ

Его новый проект — это своего рода возвращение в детство (он встал на лыжи в пять лет). Года полтора назад Свищев познакомился с Леонидом Тягачевым, вице-президентом Российского олимпийского комитета и президентом Федерации горнолыжного спорта России. Пообщавшись с этим человеком, в прошлом тренером главной горнолыжной команды страны, Свищев решил создать профессиональный горнолыжный клуб, названный впоследствии «Новая Лига». Эту идею поддержали его партнеры по «металлическому» бизнесу и просто друзья: Дмитрий Зеленин, Алексей Шулепов, Григорий Березкин. Закупили снаряжение, набрали тренерский коллектив (пригласив в том числе тренера-австрийца), собрали первую в России национальную команду по слалому. «Дмитрий как спортсмен и как организатор не только талантлив, но и профессионален, — говорит Леонид Тягачев. — А желания и энергии у него очень много».

Сегодня в клубе по новой программе занимаются полсотни мальчишек. Лучший из спортсменов Алексей Сугробов — четырехкратный чемпион страны. Кстати, юношам предоставлена возможность тренироваться на лучших склонах не только страны, но и мира — в Австрийских Альпах.

Дмитрий называет «Новую Лигу» одним из видов своего бизнеса. «Сегодня спорт для нас убыточен, — говорит он, — но, как и прежде с модой, у меня есть уверенность, что это ненадолго. Уже через пару лет мы рассчитываем на то, что он станет окупать себя. Мы надеемся, что через некоторое время нам удастся вырастить спортсменов мирового класса, которые будут очень хорошо зарабатывать».

В том, что все произойдет именно так, Дмитрий Свищев не сомневается: «Я чувствую и возможную прибыль, и возможные неприятности. Моя интуиция никогда меня не подводит».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *