Как и другие славянские народы, словаки варили пиво издавна. Еще в XI — XII веках каждый хозяин имел право самостоятельно изготавливать пиво на своем подворье. Однако постепенно пивоваренные привилегии стали переходить в руки отдельных слоев общества. В XIII столетии исключительное право варить пиво на своей территории и радиусе мили вокруг получили городские общины. «Равнее» других были и монастыри. Монахи не столько занимались пивоваренным делом, сколько присматривали за работавшими на них крестьянами и монастырскими слугами, выполняя, таким образом, функции специалистов-пивоваров и солодарей. Высокого уровня мастерства добилась братия многочисленных бенедиктинских монастырей, чье пиво славилось отличным вкусом и крепостью.
Активно включались в пивоваренное дело и священники. Так, сохранился документ 1297 года, даровавший привилегию на производство пива 24 клирикам из города Спиш. От священнослужителей не отставали и феодалы, стремившиеся прибрать к рукам доходное пивоваренное дело. Часто им принадлежали не только пивоварни, но и местные кабачки, бойко торговавшие ячменным напитком.
Конечно, интенсивное производство пива требовало большого количества сырья. А в эпоху средневековья товарообмен между даже сравнительно близкими регионами был довольно слабым. Поэтому приходилось обходиться местным сырьем. Ячмень хорошо рос по всей стране. А вот хмель, культура более требовательная, рос только в отдельных районах страны. Зато словацкий хмель был настоящей гордостью крестьян и пивоваров. В состав натурального оброка, выплачивавшегося крестьянами своим владельцам, входило значительное количество хмеля, причем, если крестьянин отдавал дворянину меньше установленной нормы, он был обязан возместить недостачу деньгами. Об уважении, с которым местные жители относились к этой ароматной травке, говорит и тот факт, что в такой небольшой стране, как Словакия, сразу несколько населенных пунктов названо в честь хмеля: Хмеляны, Хмелев, Хмелевец… Важным центром выращивания хмеля стала Войводина (Бачка) — венгерская территория, населенная переселенцами из Словакии. В более поздние времена она стала одним из крупнейших районов коммерческого хмелеводства Австро-Венгрии.

В XIV — XV веках крупными центрами пивоварения стали города Банска Быстрица, Прешов, Братислава, Кошице, Тренчин. Развитие городского производства, рост и концентрация населения стимулировали пивоваренное дело. В стране было достаточно опытных и умелых пивоваров, так что потребности в зарубежных специалистах не возникало.

Постепенно в стране, как и по всей Австро-Венгрии (включая Чехию), как и в соседних германских княжествах, а также далеких Нидерландах и Англии, стали возникать своего рода «пивоваренные мануфактуры» — довольно крупные предприятия. Правда, труд на них был ручным. Такие пивоварни появились, например, в Выхне (1473 г.), Бытче (1603), Братиславе (1752), Попраде (1812) и множестве других городов.

Пейзаж. СловакияВажнейшие изменения в европейском, в том числе и словацком, пивоварении произошли под влиянием великих научно-технических открытий XVIII — XIX веков. Паровая машина Уатта, промышленный охладитель Карла фон Линде, опыты Луи Пастера в области микробиологии кардинальным образом изменили технологию пивоваренного производства. Современные пивоваренные заводы, оснащенные высокотехнологичным (для своего времени) оборудованием стали строиться по всей Европе. Не осталась в стороне от этого процесса и Словакия. В середине — конце позапрошлого столетия здесь появляются «фабрики» пива — в том числе знаменитый братиславский «Штайн». Крупные пивоварни постепенно стали вытеснять с рынка продукцию мелких производителей. Этот процесс особенно интенсифицировался в начале ХХ века, когда различие технического уровня крупных и небольших пивоварен стало особенно разительным. Венгрия (в состав которой входила Словакия), была наиболее технически отсталой частью австро-венгерской монархии. Однако оснащенность крупнейших словацких пивоварен отвечала самым современным европейским стандартам, правда, число этих предприятий было незначительным по сравнению, например, с другой частью Австро-Венгрии — Чехией, где промышленное производство пива развивалось невероятными темпами. До начала первой мировой войны на территории Словакии было 18 пивоваренных предприятий, выпускавших 7,5% всего пива в Венгрии около 2 млн. дал. Примерно 400 тыс. дал вывозилось за пределы региона. Значительная часть пива, продававшегося в Словакии, выпускалась крупными венгерскими пивоваренными предприятиями, расположенными в Будапеште.

Словакия, занимая лишь небольшую часть тогдашней Венгрии, производила более трети пивоваренного ячменя и солода. Местный ячмень и солод в конце XIX -начале ХХ века экспортировались в несколько соседних стран и неоднократно награждались престижными медалями европейских выставок. По окончании первой мировой войны Словакия и Чехия объединились в независимую республику — Чехословакию. Чехия, экономически более развитая, обладала, кроме того, исключительно сильной пивоваренной отраслью. 570 чешских пивоварен против 21 словацкой — таков был баланс сил в начале 1920-х годов. Однако пивоварение было на подъеме. Уже в 1922 году словацкие пивовары выпускали в 1,5 раза больше пива, чем до войны. Постепенно пивоваренные и солодовенные предприятия электрифицировались, пивоварни обзаводились современным оборудованием для розлива продукции в бочки и бутылки. В 20-е годы начала свою деятельность Словацкая ассоциация пивоваров, основателем и руководителем которой стал Йозеф Фабры (1858 — 1928).

В 1930-м в Словакии было выпущено 4,22 млн. дал пива. Однако разразившийся мировой экономический кризис больно ударил и по пивоварению. В течение пяти лет закрылись четыре пивоварни. Остальные испытывали жесточайшую конкуренцию со стороны чешских коллег. И в это сложное время Ассоциации удалось добиться запрета ввоза чешского пива в Словакию. Отрасль была спасена. Но экономические трудности не были преодолены полностью. В 1938 году словацкие пивоварни были загружены лишь на 80% своей мощности.
1938 год стал роковым для Чехословакии. Часть территории, в том числе и словацкой, страны была, согласно решению Мюнхенского совещания, передана Германии. А затем Гитлер вообще оккупировал всю страну.

В Словакии, которую провозгласили «независимой» республикой, водворилось марионеточное правительство епископа Тисо. В Словакии стояли немецкие дивизии. Как ни странно, в этих сложных условиях пивоваренная промышленность пошла в гору, поскольку из-за войны экспорт резко упал. В среднем, в конце 30-х — начале 40-х страна производила по 5,5 млн. дал в год. Однако в Словакии ширилось сопротивление оккупантам, вылившееся в Словацкое национальное восстание. Немцы ответили жестким террором. Фактически на территории страны начались военные действия, что привело к гибели мирного населения и экономической разрухе. Пострадали и пивзаводы, и солодовни, и посевы ячменя и хмеля. Однако, хотя пивоваренная промышленность в 1944 — 1945 годах быстро пришла в упадок, местные жители встречали советских солдат-освободителей, не только цветами и хлебом-солью, но и добрым словацким пивом.

Война окончилась, Чехословацкая республика была восстановлена. Однако в стране с легкой руки сталинского руководства СССР был насильственно водворен коммунистический режим. Пивоварению, как и всей экономике, пришлось примериваться к новым экономическим условиям — социалистическим.
С окончанием второй мировой войны в Чехословакии был установлен коммунистический режим. Уже осенью 1946 г. в Словакии были национализированы три пивоварни, а в начале 1948 г. все 12 словацких пивзаводов оказались в руках государства. Они были объединены в три государственных предприятия (в 1953 году число таких объединений выросло до 8). В 1948 г. в Словакии было выпущено 9,6 млн. дал пива.

Пивоваренная отрасль, работавшая в условиях плановой экономики, подчинялась вышестоящим организациям, причем в связи с частым изменением структуры управления хозяйством, менялся и порядок подчинения пивоваренной индустрии. Так, в 1960 г. после расформирования Комитета по пищевой промышленности, пивзаводы перешли в ведение местных национальных комитетов. Впрочем, вновь построенный крупный завод в Топольчанах стал предприятием «союзного» подчинения.

В 1965 году в Братиславе был образован государственный словацкий концерн — объединение пивзаводов и солодовен, а в 1969 году, после очередной реорганизации структур госуправления ЧССР, пивзаводы были переподчинены Министерству сельского хозяйства и продовольствия Словацкой Социалистической республики. В первые послевоенные годы словацкие пивоваренные предприятия пополняли свои штаты специалистами-выпускниками Центральной школы пивоваров, которая находилась в Праге. Однако в 1950 году словацкая пивоваренная школа открылась в Братиславе, а еще через 14 лет начал функционировать своего рода втуз при пивзаводе в Топольчанах. Развивалась и научная база пивоварения. В Трнаве открылась лаборатория, выполнявшая исследования ячменя и солода, а новая братиславская лаборатория специализировалась на тестировании пива и безалкогольных напитков.

В 60-е годы в Чехословакии начался резкий рост потребления пива. Правительство начало выделять значительные средства на развитие пивоваренной промышленности. Старые пивзаводы реконструировались, некоторые из них были вообще ликвидированы.

Был сделан упор на строительство новых крупных предприятий большой (по словацким меркам) производительности. Первенцем новой серии словацких пивоварен стал уже упоминавшийся завод в Топольчанах, построенный в 1964 г. Его производительность составила 5 млн. дал в год. Предприятия в Римавской Соботе (1966), Банской Быстрице (1971) и Трнаве (1974) выпускали ежегодно по 3,5 млн. дал, а пивоварни в Велке Шарише (1967) и Хурбанове (1969) — около 6 млн. дал.

Таким образом, в 1975 году, когда программа реконструкции словацкой пивоваренной промышленности была завершена, общий объем производства составлял 55, 64 млн. дал в год. В пивоварении было занято 4430 человек.

Параллельно с пивзаводами строились и реконструировались солодовни. Были введены в строй новые и реконструированы старые солодовенные предприятия в Топольчанах, Трнаве, Михалковце, Римавской Соботе, Хурбанове, Левице, Велке Шарише.

Таким образом, в середине 1970-х годов в целом сложился костяк пивоваренной промышленности Словакии в том виде, в каком она существует и поныне.

С конца 1980-х годов, несмотря на определенные экономические трудности, связанные с кризисом социалистической системы хозяйствования, а затем с переходом к рынку и разделением Чехословакии на два самостоятельных государства, производство пива в Словакии постепенно повышалось. В настоящее время в стране существует 15 пивоваренных предприятий, с некоторыми из которых мы хотим вас познакомить.

Пиво «Златы базант» («Золотой фазан») хорошо известно в России и по всей Европе. Его выпускает одна из крупнейших пивоваренных компаний Словакии, расположенная в городке Хурбаново. Как уже упоминалось, пивзавод начал работать в 1969 году. В 1995 году владельцем предприятия стала нидерландская компания «Хайнекен». Новые владельцы сначала вывели завод на проектную мощность, а затем, проведя реконструкцию и введя в строй новые цеха, добились увеличения производства до почти 10 млн. дал (1999 г.). 8 — 10% продукции пивзавода идет на экспорт.

Большой популярностью пользуется пиво из Хурбанова класса «премиум» — прекрасный «Кельт» в оригинальной бутылке. Попробовать его можно и в Москве.

Успешно работает и солодовня, ежегодно производящая около 60 тыс. т солода, большая часть которого отправляется на экспорт в Польшу, Чехию, Венгрию, страны бывшей Югославии, а также на Украину. Достоверно известно, что в городе Топольчаны пивоварня существовала уже в 1342 году. А в 1964 году здесь вступил в строй знаменитый «Топвар». В 1994-м предприятие было приватизировано. В ходе реконструкции здесь были установлены линия фильтрации «Штайнекер», линии розлива в кеги и бутылки компании KHS, полностью автоматизированная система контроля варки пива компании «Сименс».

Топольчанское пиво экспортируется в 11 стран мира, а в России его по лицензии варят на московском пивзаводе в Хамовниках. «Топвар» был официальным пивом летних Олимпийских игр в Сиднее в 2000 году. Солодовня пивзавода выпускает продукцию, пользующуюся спросом в Бразилии, Венесуэле, Японии, Германии, Швейцарии и даже в Анголе.

Одна из наиболее известных марок словацкого пива — «Шариш» из города Велки Шариш. Владелец предприятия — южноафриканская SAB. Помимо фирменных сортов здесь выпускаются по лицензии чешские «Пльзеньский праздрой», «Гамбринус», «Радегаст» и «Велкопоповицки козел».

Старейший пивзавод Словакии расположен в городе Банска Штявница и выпускает пиво с 1473 года. До второй мировой войны он считался одним из крупнейших в стране и выпускал около 0,6 млн. дал в год. Единственный перерыв в работе предприятия пришелся на 1944 — 1945 годы: пивоварня была разрушена немецкими войсками. Однако уже 13 сентября 1945 года пивовары уже вновь порадовали земляков своей продукцией — пивом «Штайгер». Сейчас это частная компания. Ее владелец — профессиональный пивовар Эдуард Рада, которому удалось значительно повысить производство пива на своем предприятии. Так, если в 1997 году завод выпустил лишь чуть более 1 млн. дал и занимал предпоследнее место среди словацких пивоварен, то сейчас он производит уже около 3 млн. дал в год.

Впервые современный пивоваренный завод был основан в городе Мартине в 1891 году знаменитым «вождем» словацких пивоваров Йозефом Цапко. Пиво «Мартинер» быстро завоевало симпатии публики и до сих пор пользуется популярностью как в Словакии, так и за ее пределами. В начале 1990-х годов «Мартинер» начал экспортироваться и в Россию, где тоже нашел своих почитателей. Однако несколько лет назад поставки прекратились. А жаль.

Словацкая пивоваренная промышленность — яркий пример того, как можно добиться прекрасных результатов, не обладая большими материальными ресурсами. В самом деле, Словакия — далеко не самая большая и далеко не самая богатая страна. Тем не менее, местным пивоварам не только удается в жесточайшей борьбе с чешскими и немецкими пивоварами чувствовать себя вполне уверенно на внутреннем рынке, но и поддерживать свое зарубежное реноме на достойном уровне.

В Словакии сегодня работает всего лишь 15 пивзаводов. Однак этого, оказывается, вполне достаточно для того, чтобы словацкое пиво знали и ценили не только на родине, но и далеко за ее пределами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *