Muppet

Необыкновенно долгий концерт

Цирк вернулся! Вместе со всеми своими клоунами, а именно – с Кермитом, мисс Пигги, Животным, Гонзо и другими куклами-марионетками The Muppet Show, суперзвездами западной поп-культуры 1970-х. В конце прошлого века театр кукол, представления которого носили явственный налет анархии и абсурда, умудрился стать массовым брендом и франшизой стоимостью в несколько десятков миллионов долларов.

Это поразительно уже само по себе. Но еще более поразительно то, что в веке нынешнем, когда ни один блокбастер не обходится без сюжетного пафоса, а зрелищность определяется количеством измерений, мы видим триумфальное возвращение незатейливого шоу простеньких марионеток.

Недавнюю премьеру фильма The Muppets, занявшую одну из важнейших календарных позиций голливудского кинопроката – День благодарения, предваряли выступления маппетов и в телевизионном прайм-тайме.

Всем хорошим The Muppet Show обязано в первую очередь телевизионному буму 1950-х. Именно с телевидением связывали свои мечты многие молодые таланты, и американский подросток Джеймс Мори Хенсон не стал исключением. В своих поздних интервью, уже будучи знаменитым, Хенсон называл покупку телевизора родителями самым важным событием своей юности. В 1954 г. старшеклассник Джим Хенсон начал стажироваться на WTOP-TV, первом в Вашингтоне канале с лицензией на цветное телевещание. Там, на детском субботнем The Junior Morning Show, он нашел себе применение в довольно нетипичном для молодого человека, но увлекшем его на всю жизнь ремесле – изготовлении кукол-марионеток. После школы Джим поступил в Университет Мэриленда с намерением специализироваться на коммерческом дизайне, но именно курс кукольного производства на факультете домоводства, который он в результате и закончил, заинтересовал Хенсона. В университете молодой человек получил профессиональные навыки изготовления марионеток, что окончательно утвердило его в выборе трудового пути.

На первом курсе подающего надежды художника по куклам пригласили поучаствовать в создании очередного кукольного телешоу. Для пятиминутной программы “Сэм и его друзья” местного телеканала WRC-TV Хенсон изготовил свою первую и, возможно, самую знаменитую куклу-марионетку. Лягушонок Кермит был поначалу ящерицей, сделанной из старого зеленого пальто матери Джима и двух мячиков для пинг-понга. Имя для этого шитого существа Хенсон позаимствовал у одного из друзей, а озвучивать куклу взялся сам. На то же шоу Джим пригласил в качестве ассистентки свою однокурсницу Джейн Нибель (позже она стала его женой и матерью их пятерых детей, каждый из которых имел отношение к делу отца). Марионетки стали бизнес-проектом в 1958 г., когда Хенсоны осознали коммерческий потенциал кукол и основали Muppets Inc., потом переименованную в The Jim Henson Co.

Поролоновый успех

Слово muppet составлено из частей слов marionette (марионетки) и puppet (кукла), а пришло оно в голову Джиму Хенсону во время интервью газете The Washington Post еще в 1956 г. Это филологическое хулиганство, как ни странно, точно отражало суть: куклы Хенсона занимали промежуточную позицию между марионетками на проволоке и куклами, надеваемыми на руку. Вместо проволоки Джим, кстати, использовал металлические прутья, позволявшие лучше контролировать движения кукол и делавшие их более выразительными. Кроме того, в те времена марионетки по преимуществу изготавливались из дерева, а Хенсон начал шить своих кукол из обтянутого тканью поролона, что придавало им гибкость и, если хотите, эмоциональную выразительность за счет более точной передачи движения рта при разговоре и мимике. Джим Хенсон был новатором и в том, что адаптировал технику работы кукловодов с куклами под телевизионный формат.

Кроме детской программы “Сэм и его друзья”, продержавшейся в эфире 6 лет, куклы Хенсона начали появляться в роли гостей на многих других телешоу, рассчитанных на взрослую аудиторию, включая популярные тогда в США варьете Эда Салливана и Джимми Дина, у которого, кстати, маппет Рольф появлялся еженедельно. Хенсон был так благодарен кантри-певцу Джимми Дину за это, что предложил тому 40% своей компании, от чего Дин великодушно отказался, возможно, не подозревая о том, какой успех ждал кукол Хенсона в будущем.

Благодаря появлениям на телешоу куклы Джима Хенсона стали узнаваемыми, что привело к сотням новых контрактов. Основную прибыль в 1960-х компании Хенсона принесло производство рекламы. Его поролоновые куклы в сочетании с бунтарским юмором внезапно оказались в большом почете у продюсеров рекламных роликов, что и понятно – в отсутствие компьютерной графики маппеты были оригинальной альтернативой живым актерам и предоставляли больше творческой свободы, позволяя привнести в рекламу юмор. Позднее Джим Хенсон говорил, что юмористический подход был необычным тогда для профессионалов рекламы, привыкших продавать не шутя, а навязывая товар.

Укрощение маппета

В середине 1970-х Muppet Inc. начала готовить полномасштабное шоу для взрослой аудитории. Авторы так хотели подчеркнуть разницу в возрасте аудитории “Улицы Сезам” и нового формата, что назвали его пилотный выпуск в 1975 г. “Маппет-шоу: секс и насилие”. Единственным перекочевавшим туда маппетом был вечнозеленый Кермит, который по сюжету всегда играл ключевую роль застенчивого конферансье и непреклонного директора музыкального театра. Однако американские телеканалы отказались покупать шоу, посчитав, что оно не способно заинтересовать взрослых зрителей. Тогда Джим Хенсон нашел поддержку у английского импресарио Лью Грейда, согласившегося финансировать производство, которое было перенесено в Великобританию. Первый сезон The Muppet Show в сентябре 1976 г. запустил британский канал Associated TeleVision. Впоследствии шоу было продано телеканалам 100 стран, включая, разумеется, и США. Это было еженедельное кукольное варьете с множеством комических номеров и местом для специально приглашенных живых звезд. За пять эфирных сезонов, начиная с 1976 г., в записи программы приняли участие более сотни знаменитостей тех лет, включая Рудольфа Нуриева, Твигги, Элиса Купера, Элтона Джона, Питера Устинова и Сильвестра Сталлоне.

Но привлекательность шоу была не только в присутствии в нем селебритиз – идеальный комический ансамбль представляли сами куклы. В ставших в последний год популярными в англоязычном Интернете курсах для эйчарщиков “Распознай и укроти внутреннего маппета” куклы Джима Хенсона анализируются как воплощения возможных личных недостатков сотрудников: мисс Пигги – невыносимо эгоцентричная, Животное – неуправляемое, у Шведского повара – проблемы с коммуникацией, Старики в ложе – критиканы, враги нового и т.д. Но видеть недостатки маппетов на экране – совсем другое дело. Успех шоу был феноменальным. Еженедельный объем аудитории достиг 235 млн зрителей во всем мире. Программа получила три премии Emmy “Распознай и укроти внутреннего маппета” и в 1978 г. признана Time “самой популярной развлекательной программой, производимой на земле в настоящее время”. Вышедший через год после этого полнометражный фильм The Muppet Movie стал блокбастером, принеся $65 млн, что, по оценке The New York Times, составляет около $197 млн по современному курсу. Правда, последующие пять фильмов о маппетах не добились таких финансовых показателей – их совокупная прибыль в США составила меньше, чем, например, “История игрушек-3” заработала за первые пять дней проката. Особенно нечем было похвастаться The Jim Henson Co. после внезапной смерти своего основателя в 1990 г. от пневмонии. Ему было 53 года. Компания перешла его детям.

Из рук в руки

В 2004 г. права на франшизу The Muppet Show выкупила The Walt Disney Company. По условиям сделки, на $75 млн покупатель получил права на все основные активы: персонажи, телевизионные библиотеки, а также смежные права и торговые марки. Причем The Jim Henson Co. обязалась в течение последующих с момента производства очередной теле- и кинопродукции четырех лет консультировать новых владельцев по ключевым вопросам. Это приобретение расстроило многих фанатов маппетов, сравнивавших сделку с поглощением Pixar. В конце концов, “семейные ценности”, провозглашаемые The Walt Disney Co., никогда не были характерны для маппетов. Переговоры о покупке франшизы компании начались еще при жизни Джима Хенсона, в 1989 г. Тогда Хенсон планировал выручить за свою компанию $150 млн, но The Walt Disney посчитала перспективы франшизы сомнительными, и сделка не состоялась.

Для The Jim Henson Co. значительным оказался 1999 г., когда, с одной стороны, провалился ее новый фильм “Маппеты в космосе”, а с другой – права на персонажей маппет-шоу приобрела немецкая медиакорпорация EM.TV-and-Merchandising за целых $680 млн. Правда, немцам не повезло, их бизнес по целому ряду причин забуксовал, и наследники Хенсона выкупили франшизу обратно за значительно меньшую сумму в $78 млн, чтобы спустя несколько лет снова с нею попрощаться.

Show must go on

“Второе пришествие” маппетов совпало с охватившей западную индустрию развлечений ретроманией, или, по словам современного английского публициста Саймона Рейнольдса, “зависимостью поп-культуры от своего собственного прошлого”.

Около двух лет назад на известном видеопортале были размещены музыкальные видеоролики, в которых маппеты исполняют хиты разных лет. Перепев Show Must Go On группы Queen собрал, например, 20 млн просмотров. C открытием официальной рекламной кампании нового фильма The Muppets полгода назад в Интернете появились тизеры-пародии на блокбастеры этого года с участием маппетов, напечатаны плакаты с маппетами в образе героев саги “Сумерки”. В день рождения Джима Хенсона Google разместил “маппетообразную” анимированную заставку. Разумеется, вышло и приложение для смартфонов Apple, в котором пользователям предлагается создать свой клип с участием любимых маппетов. Образы кукол Джима Хенсона вдохновили бренды одежды и обуви от DKNY до Adidas на создание предметов маппет-гардероба. Beauty-производители тоже поддались маппет-мании: MAC выбрала мисс Пигги лицом своей новой линии косметики, а марка лаков для ногтей OPI представила серию ярких диско-цветов The Muppets.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *