Раз в год залы Центрального дома художников на Крымском валу заполняют не картины и скульптуры, а стеллажи с книгами. Вдоль них бродят задумчивые граждане: с опаской косятся на увесистые тома Серена Кьеркегора или Мераба Мамардашвили, радуются как старым знакомым Эрику Берну и Ницше, в итоге покупают какие-нибудь белогвардейские мемуары или «Мистические тайны Третьего рейха» и, просветленные, возвращаются домой. Так приятно почувствовать себя настоящим интеллектуалом — на несколько голов выше целой армии поклонников Донцовой и Марининой.
Международная ярмарка интеллектуальной литературы Non-fiction проводится уже в десятый раз. 10 лет назад она занимала лишь один зал ЦДХ, теперь ей Дом художника мал: мероприятия ярмарки будут проходить в культурных центрах, галереях, посольствах. Число посетителей выросло в десятки раз, расширилась программа: к литературе скоро примкнуло современное искусство в виде околокнижных перфомансов, затем — фотография, музыка, кино, театр. Non-fiction из чисто книжного события превратилась в событие общекультурное. Однако такое стремление к мультикультурности настораживает и книжников-профессионалов, будь то критики или книгоиздатели, и читателей-покупателей. Они опасаются, что в итоге ярмарка потеряет свою индивидуальность и превратится в еще один общий смотр достижений книжного хозяйства в целом.
Ярмарка никогда не была сугубо нехудожественной. Под расплывчатую формулировку Экспертного совета, определяющую, что же такое «интеллектуальная литература», всегда можно было подвести едва ли не любое малотиражное издание. Поэтому на ярмарке регулярно появлялось что-нибудь такое, что не очень соответствовало определению non-fiction. В последние годы ярмаркой, с которой раньше работали в основном небольшие издательства, заинтересовались гиганты издательского бизнеса. Чем, надо сказать, вызвали легкое недоумение у публики. Но оказалось, что им тоже уже есть что предложить ярмарке.
Из-за прогрессирующего кризиса юбилейная ярмарка для некоторых ее «коренных» участников может оказаться последней. Но юбилей не отменишь, и гуляют широко. По списку именитых участников эта Non-fiction переплюнет все книжные мероприятия года.
«Эксмо», например, по системе, наработанной на Московской международной книжной выставке-ярмарке, выставило буквально всех своих авторов-интеллектуалов: от Дины Рубиной до Людмилы Улицкой, от Юрия Костина до Владимира Маканина. Ну разве что Пелевина не будет. Но про него давно известно, что он не любит выставляться.
А вот иностранцы на Non-fiction приезжают с удовольствием. В этом году свои новинки представят Швеция, Норвегия, Польша, Чехия, Франция, Израиль и Канада. Специальный гость ярмарки — Финляндия. Однако никого из любимцев российских читателей не будет. Заявлены малоизвестные писатели, драматурги, художники, фотографы. Что само по себе очень странно. Автор бестселлеров «Год Зайца» и «Очаровательное самоубийство в кругу друзей» Арто Паасилинна приезжал в прошлом году и сорвал овации. Возможно, в этом году с ним не смогли договориться, но в России сразу у нескольких издательств есть скандинавские серии, в которых выходит довольно много книг финских авторов. Странно, что северные соседи не смогли собрать более или менее приличную компанию.
С поляками тоже вышла непонятная история. Приезжает Эва Курылюк. Это хорошо, но не понятно, почему сейчас — ее «Эротоэнциклопедия» вышла на русском языке уже год назад. Зато Януша Вишневского не надо представлять — автор супербестселлера «Одиночество в Сети» и других сентиментальных текстов, полюбившихся российским читательницам, в последнее время зачастил в Россию. Его литературное наследие лихо поделили между собой «Азбука» и АСТ: первой, как первопечатнику «Одиночества…», досталась вся «художка» Вишневского, а издательская группа АСТ в сентябре представила его же псевдонаучный трактат «Зачем нужны мужчины?», который так и не растолковал суть вопроса. На Non-fiction будет банковать «Азбука»: Вишневский выступит с новой книжкой «Постель». АСТ — крупное издательство с собственной сетью распространения — обычно готовит богатый стенд и большую программу. А теперь ограничилось презентацией книги Михаила Леонтьева и круглым столом с участием своих основных авторов. Юбилей юбилеем, а кризис никто не отменял.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *