Выставка IFA в Берлине – место, где высокотехнологичные компании анонсируют свои новые продукты, акцентируя внимание в первую очередь на телевизорах. Практически все ключевые производители показали свежие модели, ориентированные на массовый европейский рынок. Российских компаний на выставке пока замечено не было.

Зато белорусы удостоили ее своим присутствием.

С 1924 года в Германии проходит выставка IFA. Название происходит от немецкого Internationale Funkausstellung, что в переводе означает «международная радиовыставка». В те годы казалось, что более продвинутой технологии, чем радио, просто не существует, и за ней будущее. Выставка меняла свое местоположение несколько раз и в последние годы прочно обосновалась в Берлине. До недавнего времени это мероприятие проходило один раз в два года. Затем востребованность IFA оказалась такой высокой, что ее решили проводить ежегодно. Не секрет, что значительная часть населения Восточной Германии вполне уверенно владеет русским. Однако на стендах компаний в эти дождливые и довольно прохладные дни родной язык полностью отсутствовал. Выставка ориентирована на массовый европейский рынок, а здесь российским компаниям пока предложить нечего. Интересно, что местные департаменты участников настолько считают IFA немецкой выставкой, что в большинстве случаев даже забывают перевести материалы на английский язык. В подавляющем числе пресс-центров информация о продуктах есть только на немецком. Зато на пресс-конференциях вопросы задают журналисты из Индии, Эстонии, Испании, разве только что не из США. На их взгляд, то, что сегодня появилось в Европе, очень скоро может оказаться и на других рынках. А для производителей выставка в Берлине – практически единственная возможность показать новинки, которые они создали к осени для массового потребителя. Одной из особенностей экспозиции этого года было повальное увлечение навигационными системами. Как сказал один «старожил» IFA, все, что было «у китайцев в подвале в прошлом году, сейчас появилось под известными марками». Там, где звучит слово «электроника», в том числе и в Берлине, китайцев становится все больше…

Телезонтики

По-прежнему самым популярным продуктом массового рынка электроники остаются телевизоры. По утверждениям менеджеров Samsung, их электронный бизнес наполовину состоит из производства и продажи этого продукта. Технология High Definition еще только начинает внедряться в сознание потребителя, но производители уже вовсю соревнуются на этом поприще. Тот, кто сейчас окажется быстрее и привлекательнее, имеет шанс занять серьезную долю рынка в продуктах следующего поколения HD. Поэтому все зонтичные бренды показали последние модели в среднем сегменте с полной поддержкой технологии высокой четкости. Причем новые продукты очень похожи друг на друга. Технические характеристики если и отличаются, то почти неуловимо для глаз. Разница лишь в позиционировании. Японская Sharp довольно агрессивно заявляет о своих планах. По словам ее представителя, компания собирается занять 30% немецкого рынка Full HD. Она анонсировала три линейки новых Aquos, в планах – строительство нового завода специально для производства этих продуктов, а также солнечных батарей. Маркетинговый отдел Sharp считает правильным и дальше использовать известных личностей для рекламы телевизоров.

А в компании Philips маркетологи ударились в гламур. Новый телевизор Aurea, по словам Руди Провуста, управляющего европейским офисом, – уже объект искусства. Он убежден, что сей продукт делает в технологиях визуализации примерно такой же шаг, как при переходе от черно-белых фильмов к цветным. Но, по сути, все новшество телевизора Aurea заключается в том, что свет выходит за пределы физического экрана и распространяется на стены по периметру. Philips делает ставку на продвижение и активно подчеркивает гламурность продукта с помощью нового фильма Вонга Кар Вая There is only one sun («Здесь только одно солнце»), который выйдет в прокат нынешней осенью. Интересно, что режиссера на эту картину вдохновила Марина Цветаева. Действие фильма происходит в России, главный герой – спецагент – говорит по-русски, а в конце звучат цветаевские стихи. Фильм очень яркий, обыгрывает идею обольщения цветом и светом, а в кадре периодически мелькает новый телевизор Philips.

В компании Samsung отказались от идеи всеобщей конвергенции, которая была так модна пару лет назад. Теперь проповедуют принцип доступности контента везде, где только может оказаться пользователь, и способность всех устройств взаимодействовать между собой. Поэтому в телевизорах Samsung есть Интернет, а в mp3-плеерах Bluetooth. Интересно, что другие производители, наоборот, сознательно затрудняют копирование контента с плееров, а вот в продуктах Samsung процесс максимально облегчен. Это на руку пользователям, но вряд ли понравится владельцам звукозаписывающих фирм. Следуя той же стратегии, Samsung представил мониторы, которые можно подключить к интернет-сети напрямую, минуя системный блок, и разговаривать по VoIP-протоколу. В монитор уже встроены микрофон, динамики и камера. А программная составляющая вполне заменяет Skype. Так что пользователям, которые свели функцию компьютера исключительно к общению, такого заменителя стационарного телефона будет достаточно. Развивая идею всеобщей коннективности, глава отдела цифровых коммуникаций Samsung Electronics Йонг Ву Парк наглядно показал, зачем, например, нужен Bluetooth в плеере, когда принял звонок с телефона и ретранслировал его на плеер, а с него на колонки. Правда, чем именно полезна эта возможность для потребителей, Йонг Ву Парк не объяснил. Зато пообещал к 2010 году выпустить в массовое производство первый гибкий экран и 3D-дисплей. Как знать, может, они будут производиться на новом заводе в Калуге, который компания начала строить. А на стенде Philips 3D-экраны можно было увидеть уже в разных размерах. Правда, для глаза картинка на них некомфортная: меняется угол зрения, изображение прыгает, как в старых подмигивающих открытках.

Компания Panasonic не отстала от конкурентов и показала новый телевизор Viera. По словам управляющего директора по маркетингу европейского департамента компании Ёрихиса Шиокавы, в мире уже продано полмиллиона этих плазменных панелей с поддержкой технологии HD. Он утверждает, что это составляет 50% данного рынка. Компания Sony ничего нового со времен своего мероприятия в Греции не представила. С прошлой IFA ходит легенда, что эта японская компания вообще отказалась участвовать в выставке в 2006 году. Но организаторы потребовали оплатить забронированные площади. Тогда Sony просто завесила все выкупленное пространство черными тряпками с логотипом. И как показали опросы посетителей, это, на их взгляд, оказался самый интересный и оригинальный стенд. В нынешнем году компания обошлась без экстрима, просто выставив свои уже знакомые всем продукты в зале регистрации посетителей, а также в павильоне по дороге в пресс-центр. Видно, что людям, пишущим иероглифами, довольно трудно в Европе. Мало кто из них уверенно говорит по-английски. Большинство нуждается в подсказывающей бегущей строке на экране напротив сцены. К счастью, о ней организаторы позаботились. Правда, некоторых выступающих все же подводила близорукость. Несмотря на это, по всему видно, что Азия все активнее наступает. Японцы, корейцы и китайцы рвут европейский рынок на части, однако пока не отдают управление своими департаментами европейцам, предпочитая отправлять в долгие командировки на земли белых людей своих соотечественников.

Белорусская горизонталь

Среди бушующих азиатских страстей вокруг телевизоров обнаружился островок спокойствия. На маленьком стенде в тихом павильоне под жидкокристаллическими панелями собственного производства экспонировались представители белорусской компании «Горизонт». Эта марка с детства знакома любому жителю бывшей Страны Советов, и не мудрено, ведь «Горизонту» уже больше 50 лет. Сейчас компания, конечно же, является собственностью государства. Анастасия Бахановская, менеджер отдела маркетинга, рассказала, что пока они производят жидкокристаллические экраны, но уже в следующем году начнут выпускать и плазменные. На выставке белорусы уже не первый год. Цель присутствия – найти партнеров среди мировых производителей телевизоров. По словам Бахановской, «выставка не открывает двери в большой бизнес, но иногда дает какие-то контракты». Среди клиентов «Горизонта» отметились Philips, Panasonic, LG. Им компания предлагает делать заказы на сборку и производство, пользуясь дешевой рабочей силой. Правда, конкурировать с китайцами белорусам уже трудно. Поэтому под маркой «Горизонт» стали появляться микроволновки, есть мысли и об освоении других направлений. На это государственное предприятие работает целый Институт цифрового телевидения. Также значительную долю занимают продажи старых кинескопных телевизоров. Как выразилась Бахановская: «Все производят кинескопные модели, но никто об этом не говорит». В довольно бедной стране о ТВ-трансляциях на жидких кристаллах люди часто могут только мечтать, не говоря уж о плазме, поэтому старые добрые «ящики» вполне хорошо продаются. Кроме братьев-славян из Белоруссии, на родном языке можно было поговорить еще только с литовцами из компании с плохо вербализуемым названием Siauliu Tauro Televizoriai Ltd. Они производят LCD-телевизоры и присутствуют на выставке с той же целью, что и белорусы.

Третий не лишний

Война двух форматов HD хоть и вяло, но все еще продолжается. Хотя, похоже, в Европе умы склоняются в пользу Blu-Ray. Ёрихиса Шиокава из компании Panasonic без всяких сомнений пророчит победу этому формату. О том же говорят и в компании Sharp, утверждая, что только три завода могут делать синие и фиолетовые диоды, необходимые для производства Blu-Ray лазеров. В их числе Sharp, Sony и еще один малоизвестный в Европе вендор. Но во многих компаниях пока не спешат отдавать голоса в пользу того или иного формата. Samsung выпустил комбинированный плеер, умеющий читать в одном слоте и CD, и DVD, и оба новых формата HD. Незадолго до этого комбинированный плеер был анонсирован также компанией LG. Зато Hitachi отказалась в новом камкодере, пишущем видео сразу на диски, от поддержки HD DVD, и отдала предпочтение Blu-Ray. Много речей велось на тему, что точку в этой войне должны поставить изобретатели нового, третьего формата HD. На нынешней IFA действительно появилась возможная альтернатива. В Берлине компания New Medium Enterprises официально объявила о начале продаж в Европе новых оптических дисков HD VMD (Versatile Multilayer Disc – многосторонний многослойный диск). Самое главное в этой технологии – ее невысокая стоимость. Плееры HD VMD, которые начнут продаваться уже в октябре, будут стоить до 200 евро. Диски HD VMD на сегодняшний день позволяют хранить 15 или 20 Гб данных, а в будущем производитель планирует увеличить объем до 40 Гб. Но этот формат не подразумевает региональной защиты, что вряд ли понравится кинокомпаниям. А без их поддержки выиграть битву новый формат не сможет.

В области цифрового фото продолжается гонка за мегапикселами. Однако на стенде компании Nikon можно было обнаружить в тихом незаметном углу пленочную камеру. По словам представителей компании, эта модель до сих пор пользуется большой популярностью, несмотря на то что выпускается уже четвертый год, и прекращать ее производство в Nikon пока не планируют. Один из лидеров рынка цифровых фотоаппаратов – компания Canon – проигнорировала выставку в этом году. Зато ее конкурент Casio не дремал. На стенде из-под полы показали камеру, у которой даже нет пока названия. Она умеет делать 300 кадров в секунду при минимальном разрешении, а в максимальном, 6МПикс – 60 снимков.

Многие считают, что конкуренция перешла сейчас в область дизайна. Как показала IFA в нынешнем году, делать акцент исключительно на этой составляющей можно, причем вполне успешно, только дорого и муторно. Сегодня конкуренция на самом деле – между маркетинговыми подходами и взглядами на мир. Гибкость и понимание тенденций в умах потребителей – лучший инструмент маркетинга. Можно годами придерживаться одной стратегии, упорствуя в доказательствах ее преимуществ. Рассказывать о многолетних традициях и стойких принципах, что и характерно для европейских компаний. А можно быть гибким и менять стратегию в зависимости от того, куда подует ветер моды и желаний пользователей. Восток славится гибкостью и тонкостью, поэтому сегодня в hi-tech выигрывают хитрые беспринципные торговцы, то и дело меняющие свое мнение, пристально наблюдая за лицами покупателей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *