расизм в футболе

Когда в 2011 году на российском чемпионате по футболу возле бразильца Роберто Карлоса приземлился банан, трибуны замерли, а сам игрок со слезами убежал с поля. Только тогда все поняли, насколько остро в отечественном футболе стоит проблема расизма. WNS попытался понять, как это произошло.

Откуда ноги?
Расизм в футболе появился там же, где возникла сама игра,– в Англии. Расистские выкрики звучали на стадионе еще в незапамятном 1889 году, когда в составе клуба «Ротерхэм Таун» выступал голкипер Артур Уортон, сын выходцев из Гвинеи и Ганы и первый темнокожий профессионал в британском футболе. За свою 16-летнюю карьеру он успел сменить семь клубов, но сыграл при этом всего 16 игр. На него сыпались угрозы, в него летели с трибун всевозможные предметы, но он мужественно терпел унизительные выходки болельщиков, не покидая большой спорт. Другой случай расовой дискриминации был зафиксирован в 20-е годы XX века, когда нападающего «Плимута» Джека Лесли, сына выходца с Ямайки, не взяли в сборную Англии. То есть его пригласили, потому что в Футбольной ассоциации хорошо знали о спортивных успехах форварда, но уже на следующий день приглашение отозвали: когда футбольные чиновники поняли, что он «цветной», то решили, что он недостоин защищать спортивную славу Англии. А между тем в составе «Плимута» Лесли забил 136 мячей за 14 сезонов. К проявлениям расизма со стороны болельщиков и коллег-футболистов он относился философски: «Мне кричали: «Эй, черный, я тебе сломаю ногу!» Но я понимал, что они лишь хотят вывести меня из равновесия. Они знали, что я умею играть, и опасались меня».
В 70-е годы Британия пережила всплеск футбольного расизма. Тогда в команды стали брать все больше представителей африканской расы. Если такой игрок получал передачу, с трибун неслось улюлюканье и обидные речевки. От расизма страдали многие великие футболисты. В Джона Барнса летели бананы, Марселя Десайи комментатор в прямом эфире обозвал «чертовым ленивым ниггером», а Солу Кэмпбеллу из-за его цвета кожи болельщики приписали все смертные грехи от гомосексуализма до ВИЧ и вообще обещали повесить.
Впрочем, не все белые разделяли расистские взгляды. Так, знаменитый футбольный тренер Брайан Клаф наставлял своих темнокожих подопечных в «Ноттингеме»: «Тебя назвали черным? Назови его в ответ белым! Бросили в тебя банан? Подними и принеси мне, я съем». А сами темнокожие игроки боролись с расизмом единственным доступным им способом – забивали голы. Этим запомнилось любителям футбола трио темнокожих игроков: центрфорварда Сирила Реджиса, вингера Лори Каннингема и защитника Брендана Батсона,– выступавшее в сезоне 1977/78 в составе клуба «Вест Бромвич Альбион».
Расизм отступал, но не сдавался. Только в конце 90-х труд черных и белых футболистов при равных талантах и качестве игры стали оплачивать одинаково. Но даже теперь, когда контракты темнокожих звезд Английской премьер-лиги измеряются семизначными цифрами, инциденты с проявлением расизма продолжают будоражить футбольный мир. Не далее как в прошлом году нападающий «Ливерпуля» Луис Суарес сказал темнокожему защитнику «Манчестер Юнайтед» Патрису Эвра: «Я не разговариваю с черными». Тогда за Эвра вступилась футбольная ассоциация – эти слова обошлись латиноамериканцу в 40 тысяч фунтов штрафа и дисквалификацию на восемь матчей.

Добро пожаловать, или Давай до свидания!
Расизм в отечественном футболе имеет недолгую историю, так как в СССР, да и в России на первых порах темнокожим футболистам было неоткуда взяться. Но с началом нового века и развитием российского футбола (в том числе его материальной базы) футболисты всех рас и званий повалили к нам как на варенье, потому что легионерам в России почет, уважение и оплата за «моральную травму от суровой российской зимы». Одного только легионеры не учли: если пытливый русский ум станет искать крайних в случае поражения любимой команды, то точно не среди своих. Так, в 2010 году, когда футбольный клуб «Локомотив» на протяжении нескольких месяцев показывал весьма скверный футбол и совсем не радовал результатами, болельщики решили всем показать, что они думают по этому поводу. Колкие лозунги и кричалки с трибун посвящались и президенту клуба, и особо отличившимся игрокам. Но главной обструкции удостоился один из основных футболистов «Локомотива» – нападающий Питер Одемвингие, уроженец Ташкента, сын татарки и нигерийца. На финише августа, когда Одемвингие, устав от недружелюбного отношения, принял предложение английского клуба «Вест Бромвич Альбион», болельщики украсили трибуны «Локомотива» рисунком банана и большим полотном с надписью: «Thanks, West Brom».
Однако летом 2011-го произошел еще более скандальный инцидент: во время встречи между самарскими «Крыльями Советов» и махачкалинским «Анжи» кто-то из самарцев бросил банан в Роберто Карлоса, капитана «Анжи» и самого известного футболиста из всех, кто когда-либо заезжал в Россию. Расплакавшись, Карлос ушел с поля, не дождавшись окончания матча, а позже признался: «После всех этих событий мне пришла в голову мысль о завершении карьеры». Через несколько дней Российский футбольный союз выписал «Крыльям» «гигантский» штраф на 300 тысяч рублей, а когда в марте 2012-го удалось наконец установить личность болельщика-хулигана, 22-летний бананометатель отделался запретом на посещение местного стадиона. Впрочем, уже через несколько месяцев его полностью реабилитировали.

Итоги длинного сезона
За те полтора года, пока в России тянулся сезон 2011/12, русский футбольный чемпионат стремительно превращался в турнир по метанию плодов. Борьбу против расизма вели практически в одиночку журналисты да пара крупнейших клубов страны. Так, на старте апреля этого года владелец московского «Спартака» Леонид Федун объявил о запуске фонда по борьбе с расизмом в футболе. Уже через несколько дней похожие новости прилетели из Петербурга, где «Зенит» тоже затеял масштабную антирасистскую компанию с язвительным названием «Расизм – это свинство» («Свиньи» – неофициальное прозвище московского «Спартака»). Впрочем, нет никаких сомнений, что, даже объединившись, два самых популярных клуба страны не способны победить расизм без помощи сверху. В русском футболе укоренилось слишком много скверных вещей – коррупция, ксенофобия и криминал терроризируют его еще с 90-х. Если в Англии, Испании и Германии вот уже 30 лет последовательно соскребают с футбола плотный слой грязи, то российский футбол не переживает по этому поводу, давно провалившись в нее с головой.
Трудно поверить, но даже среди сотрудников Российского футбольного союза – организации, присматривающей за местным чемпионатом и за сборной страны, есть люди, которые придерживаются весьма правых взглядов. На экваторе нулевых в Интернет просочилась фотография, где 24-летний Александр Шпрыгин, президент Всероссийского общества болельщиков, вскидывает руку в нацистском приветствии. Несколькими годами позже Шпрыгин в эфире одного из федеральных каналов, глубоко вздохнув, начал так отвечать на вопрос, является ли он националистом: «Ну, прежде всего я патриот…»
Фанатская культура России уже давно прогнала со стадионов большинство платежеспособных болельщиков, а между тем за рубежом именно такие фанаты помогают клубам не только зарабатывать деньги. Под управлением частных инвесторов находятся всего несколько российских клубов. Все остальные получают деньги от государства и все чаще играют не для трибун, а для VIP-ложи, почти не задумываясь о том, как упаковать и продать собственную историю болельщикам (хотя бы в виде кружки или брелока с лого). Явных признаков того, что в ближайшие годы ситуация изменится, не видно.

P.S. Как быть?
За время существования премьер-лиги Российский футбольный союз несколько раз предпринимал попытки встать на борьбу против расизма. Одним из последних проектов стал запрет на посещение стадионов с плакатами расистского содержания. Пару месяцев спустя на матче «Спартака» и «Анжи» болельщики из Москвы встретили махачкалинцев баннером: «Овцы, убирайтесь домой». В общем, ясно: чтобы окончательно или хотя бы на 99,9% избавиться от расизма в футболе, выход один – карать! Жестоко, бескомпромиссно, публично и сразу. Для этого надо как минимум взять все даже самые темные углы самых завалящих стадионов под видеонаблюдение, чтобы можно было опознать существо, делавшее расистские телодвижения или подстрекавшее к таким действиям. Остановить нарушителей должна не столько строгость, сколько неотвратимость наказания! У нас же некоторые едва ли не защищали хулиганов, устроивших беспорядки (хорошо еще, что не связанные с расизмом) на матче Россия – Польша в ходе Евро-2012. Вот когда все поймут, что хулиганы и расисты не наши и не ваши, а большая общая проблема, тогда  мы и станем на путь искоренения расизма в нашем футболе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *