В четверг Владимир Путин проводил в Киришах недалеко от Питера совещание по нефтянке. В Киришах крупный нефтеперерабатывающий завод, и его директор Вадим Сомов, давний знакомый Путина, подготовился к приезду премьера и установил сравнительно низкую цену на бензин. Обычно в Киришах цены как раз высокие: Европа совсем рядом, а в России чем ближе к границе, тем дороже любой экспортный товар на внутреннем рынке. В среду впервые с марта 2008 года в Киришах бензин стоил меньше, чем в Москве.
Цена на нефть упала, а бензин дорогой. В конце прошлого года Владимир Путин в прямом эфире объяснил, что нефтяникам дали льгот на 500 млрд рублей не просто так, а «в надежде на снижение цен на бензин». Топливная ассоциация сразу взяла под козырек и пообещала, что в январе литр Аи-92 будет стоить 16–17 рублей. Про Аи-95 обещаний не было, но в этой логике он должен был стоить около 19 рублей. А стоит в среднем по стране на 2,5 рубля дороже.
Ценовой сговор, говорят в правительстве. С литра бензина российские нефтяники зарабатывают 7 рублей, из которых 3,5 — сверхприбыль, подсчитал Виталий Громадин из «Арбат Капитала». Новых льгот на совещании в Киришах нефтяникам не дали — в том объеме, на который они рассчитывали.
ВЗЫСКАТЬ ШТРАФ
С падением цен на нефть оптовые цены на топливо снизились на 40–60%. А розничные — только на 10–20%, говорит заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин. Прибыль торговцев бензином, по подсчетам ФАС, выросла в 2–3 раза. Средняя бензоколонка раньше зарабатывала в день 110 000 рублей. Теперь ее прибыль, если верить ФАС, выросла до 300 000.
За две недели февраля ФАС уже возбудила 14 дел, обещает возбудить в несколько раз больше и планирует привлечь к ответу все крупнейшие нефтяные компании страны. Если факты подтвердятся, ФАС будет выносить решения о штрафах в размере от 1 до 15% от оборота компаний, говорит Голомолзин. Наложить штраф — это еще полдела. Не факт, что государство сможет его взыскать.
По мелочи нефтяников уже наказывали много раз, а прошлой осенью наказали по-крупному. ФАС оштрафовала «Газпром нефть», ТНК-BP, ЛУКОЙЛ и «Роснефть». Все они должны были заплатить в бюджет от 1,1 млрд до 1,5 млрд рублей штрафа за ценовый сговор на рынке бензина. Видимо, было принято политическое решение. Оно, впрочем, не очень помогло.
Ни один из этих штрафов до сих пор не уплачен, говорит Анатолий Голомолзин. Юристы крупных нефтяных компаний изобрели ловкую схему: они оспаривают не само решение о нарушении антимонопольного законодательства, а предписание о выплате штрафа. Разница в том, что с ФАС им пришлось бы судиться в Москве, а предписание можно оспорить по месту регистрации самой нефтяной компании — в Тюмени, Сургуте, Санкт-Петербурге. А суды на местах обычно заметно лояльнее к крупным компаниям, которые там платят огромные суммы налогов, создают рабочие места и помогают школам, больницам, театрам.
СПРАВЕДЛИВАЯ ЦЕНА
Из чего складывается стоимость бензина — страшная тайна нефтяников. Все пять крупнейших компаний не ответили Newsweek на этот вопрос. В ТНК-ВР сообщили, что цены рыночные, в «Газпром нефти» и ЛУКОЙЛе сказали: «Без комментариев». В «Сургутнефтегазе» объяснили, что это смешно — подозревать компании в сговоре. А потом добавили, что информации по формированию цены никто никогда не даст.
Представитель «Роснефти» Николай Манвелов вместе с Newsweek подсчитал оптовую цену литра 95-го бензина. Получилось около 13,6 рубля. Эта цифра примерно совпадает с расчетами ФАС. Нефтяник сам удивился своим подсчетам. А где же остальные 8–9 рублей? «На этот вопрос я ответить не могу», — сказал Манвелов. Он только напомнил, что все дорожает — транспортировка, хранение, доставка до АЗС. На Дальнем Востоке топливо дороже на 20–30%, потому что его перерабатывают из сибирской нефти, а ее везут за тысячи километров, говорит Артем Кончин из «ЮниКредит Секьюритиз».
Независимые эксперты солидарны с антимонопольной службой. По просьбе Newsweek Виталий Громадин из «Арбат Капитала» в деталях рассчитал справедливую цену 95-го бензина, соответствующего стандарту Евро-3, для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в центральной части России. Получилось, что в рознице бензин будет стоить 18,5 рубля за литр, что даже ниже «19, может быть, с копейками» рублей, которых пытается добиться ФАС. В UBS и ИФД «КапиталЪ» с некоторыми оговорками подтвердили правомочность такого расчета.
В ФАС считают, что главную ошибку совершили еще в 90-х, когда разрезали советскую нефтянку на вертикально интегрированные компании, объединяющие добычу, переработку и сбыт. Голомолзин из ФАС приводит в пример ситуацию в Америке и в Европе: там сбыт, переработка и добыча не связаны друг с другом. Там крупные нефтяные компании работают по-другому: Shell, например, покупает нефть у Exxon Mobil, перерабатывает на своих заводах и продает бензин на заправках BP. В России ЛУКОЙЛ перерабатывает свою нефть на своих заводах и потом продает на своих заправках.
Но еще хуже то, что в большинстве регионов на розничном рынке у крупных нефтяников по большому счету нет конкурентов. Приватизация прошла таким образом, что компания, как правило, вместе с НПЗ получала и всю вспомогательную инфраструктуру в радиусе нескольких сот километров. То есть конкретные нефтяники просто «прикрепляли» к себе регион, пользуясь безусловной поддержкой местных властей. А те часто не допускают на свою территорию нефтепродукты с других заводов, говорит директор по развитию ценового агентства Argus Михаил Перфилов.
В результате ЛУКОЙЛ может устанавливать какие угодно цены на бензин, к примеру, в Нижегородской области, «Газпром нефть» — в Омской, «Сургутнефтегаз» — в Ленинградской, а «Роснефть» — в Иркутской. В итоге выходит так, что в США аналог Аи-95 стоит около 17,5 рубля, а в России — 21,5. Притом что две трети нефти Штаты импортируют по рыночным ценам, а в России внутренняя цена на нефть в разы ниже экспортной — 4500 рублей за тонну, или около $17 за баррель.
НА ЭКСПОРТ – ВАЖНЕЕ
Что делать? В ФАС считают, что оптимальный путь решить проблему картельного сговора на нефтяном рынке — выделить НПЗ из вертикально интегрированных компаний и одновременно построить новые. Когда кто угодно сможет купить нефть на рынке (сегодня это возможно), переработать ее (с этим уже проблемы) и продать бензин — сговору конец. Тогда это будет свободный конкурентный рынок. Сейчас в России лишь одна группа независимых НПЗ — в Башкирии. Раньше к таким можно было отнести еще хабаровский завод группы «Альянс», но теперь «Альянс» тоже сам добывает нефть и превратился в вертикально интегрированную структуру, уточняет Голомолзин.
В Татарии планируют построить независимый НПЗ. Он должен будет обслуживать небольшие нефтяные компании. Они смогут свободно торговать своим бензином, станут конкурировать между собой, и цена на бензин понизится. Но этот завод, возможно, так и не будет построен из-за кризиса. Стоимость проекта превышала $7 млрд, из них 80% надо было занять, а сегодня это очень сложно — деньги подорожали. Теперь Татарстан вместо того, чтобы строить новый завод, думает увеличить мощность НПЗ, который строит себе «Татнефть». Смысл этого проекта в том, чтобы пустить не очень хорошую татарскую и башкирскую нефть на внутренний рынок, и она бы тогда не смешивалась в экспортной трубе с качественной сибирской. Тогда вырастет цена Urals на внешнем рынке.
Но есть трудности с воплощением и менее масштабных проектов, чем независимые НПЗ. Еще в 1986 году в России создали технологию мини-НПЗ, позволявшую снизить издержки при переработке нефти до 30%. Ученые утверждают, что проект продвинул Виктор Черномырдин, он тогда был министром газовой промышленности. В результате уже более 20 лет компания «Цеосит» из Новосибирска продает эту технологию всему миру, и по ней были построены заводы в Польше, Грузии, Южной Корее. Наблюдатели говорят, что российские нефтяники вообще не очень заинтересованы в развитии переработки внутри страны — им выгоднее продавать нефть на экспорт.
Фирма Андрея Неведеева ООО «РИНТ» разрабатывает установку, которая позволит производить качественный бензин совершенно нетрадиционным способом — подвергая нефть акустическому удару. Рентабельность такого завода, по расчетам, в 2–3 раза больше. Чтобы опробовать этот агрегат, нужно будет построить специальный тестовый НПЗ. Неведеев говорит, что обращался во все крупные нефтяные компании и так или иначе связанные с ними инвестиционные фонды, но никто из них не выразил интереса. Теперь РИНТ надеется получить деньги от государства: он подал заявку на финансирование в «Роснано». Говорит, что там его идею восприняли с интересом.
Скачать график

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *