В ближайшие годы России будет хронически не хватать денег, и кризис тут ни при чем

Дмитрий Медведев закончит первый президентский срок с нулевым результатом. В 2012 году, по прогнозу Министерства экономического развития, российская экономика как раз выйдет на докризисный уровень. До прошлой недели восстановления ждали в 2013 году, но признаки завершения рецессии в США и Европе, а главное — дорожающая нефть прибавили чиновникам оптимизма. Второй волны в ближайшее время не будет, а денег в казне прибавится.
Об этом Newsweek писал в прошлом номере. Проблема в том, что завершение кризиса не принесет России счастья. На фоне роста объемов внешних долгов и роста налоговых ставок экономика будет скорее ползти, чем расти. Дело в том, что премьер Владимир Путин захочет выполнить свое обещание и в полтора раза повысить пенсии.

ДЕСЯТЬ ПРОЦЕНТОВ ХОТЕЛОК

На День знаний в Финансовую академию вице-премьер Алексей Кудрин пришел не с пустыми руками. Он принес как минимум 200 млрд рублей: доходов в бюджете 2010 года будет больше, сказал он, чем рассчитывало правительство. Это из-за нефти. Прогнозную цену скорее всего увеличат с $55 до $58 за баррель. Затем рост экспорта подтолкнет и экономику в целом: ВВП вырастет на 1,6%, а не на 1%, считают в Минэкономразвития. Есть и оптимистичный сценарий — $68 за баррель. Тогда доходы подскочат почти на триллион, а экономика вырастет на 3%.
Минфину от лишних денег только головная боль — их надо как-то делить. И дополнительные 200–250 млрд рублей, которые бюджет получит по консервативному прогнозу, нужно будет расписывать по статьям. 1 октября готовый бюджет-2010 надо передать в Думу, и к этому моменту все основные решения должны быть приняты.
Основные параметры бюджета были обнародованы в середине августа: доходов правительство рассчитывает получить 6,6 трлн рублей, а потратить — 9,8 трлн. Это значит, что дефицит бюджета составит 7,5% ВВП. Чтобы свести концы с концами, придется полностью потратить Резервный фонд и занять примерно $24 млрд, в основном на внешнем рынке. При таком раскладе легко отказывать лоббистам: денег нет, нельзя же до бесконечности наращивать дефицит.
Лишние 200 млрд рублей лишь слегка прикроют бюджетную дыру. Важен сам переход в новую стадию: прогнозы теперь не ухудшаются, а улучшаются. Даже вилка в 1,6–3% роста ВВП многим экономистам уже кажется слишком консервативной. В «Ренессанс Капитале» ждут роста в 4–5%, в «Уралсибе» — 4,2%. Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН и вовсе предрекает России скачок в 9,2% ВВП. Все будет зависеть от того, как быстро компании и потребители поверят в конец кризиса и начнут тратить деньги. Но сами прогнозы тоже создают фон: всем кажется, что нефтяное богатство возвращается и пора за него бороться.
Министр Кудрин, пообещав дополнительные доходы, сразу же заявил, что нельзя увеличивать финансирование экономики. Это значит, что эти 200–250 млрд рублей надо направить на уменьшение дефицита, то есть просто меньше занять. Но скорее всего Минфин пойдет на небольшие уступки. Сотрудник Минфина говорит, что в его ведомстве сейчас лежат заявки министерств на 500 млрд рублей, которые не вписываются в бюджет следующего года даже с учетом запланированного дефицита. Такие бумаги чиновники называют «хотелками».
Пересмотр прогноза дает им шанс. «Примерно 10% заявок может быть удовлетворено», — говорит чиновник Минфина. Скорее всего дополнительные 50 млрд рублей распределят между стройками, разбросанными по разным федеральным программам. Преимущество будут иметь объекты, которые можно достроить уже в 2010 году. Новые проекты сейчас начинать не принято: когда летом Минфин начал верстать бюджет на 2010 год, инвестиционные расходы среди первых пошли под нож. Экономить придется еще не один год. Кризис пройдет, а дыра в бюджете никуда не денется.

39 млн российских пенсионеров в новом году ждут подарка, какого правительство не позволяло себе и в самые тучные годы. Средняя пенсия вырастет в полтора раза — до 8400 рублей. Повышение пройдет в несколько этапов начиная с 1 декабря этого года и обойдется бюджету примерно в 1,2 трлн рублей. Это треть всего дефицита. В результате в России не останется пенсионеров с доходами ниже прожиточного минимума. Старшее поколение будет избавлено если не от бедности, то от нищеты.
Жизнь пенсионеров изменится довольно сильно. Это достижение правительство не забудет записать на свой счет, тем более что пенсионеры — самые активные избиратели. В июле Владимир Путин говорил, что Россия едва ли не единственная страна, где, несмотря на кризис, повышают пенсии.
Проблема в том, что пенсионную реформу в основном спланировали до кризиса. Тогда предполагалось, что за повышение заплатят работодатели — сильно, с 26 до 34%, увеличится нагрузка на фонд оплаты труда. С началом кризиса бизнесу удалось отбиться — повышение налогов отложили на 2011 год, но с пенсиями тянуть не стали. Решили экономить на инвестициях, хотя многие эксперты указывают, что вложения в инфраструктуру могли помочь быстрее выйти из кризиса.
Кроме того, несмотря на социальный, как подчеркивают чиновники, характер бюджета, обиженными оказались федеральные бюджетники — им в ближайшие три года вообще не будут повышать зарплату, даже в пределах инфляции. Причина, возможно, проста: их меньше, чем пенсионеров, всего три миллиона. Региональных бюджетников, которым тоже ничего не светит, намного больше, но в их бедах всегда можно обвинить местную власть.
В Минфине и Минздравсоцразвития, которое непосредственно отвечает за пенсии, надеются, что все пройдет гладко. Денег хватит. Standard & Poor’s полагает иначе. На минувшей неделе агентство выпустило очередной доклад о состоянии российской экономики. Кредитные рейтинги России S&P оставило без изменений, но прогноз по ним по-прежнему негативный. Одна из причин — высокий бюджетный дефицит. В докладе он оценивается в 8,5% ВВП — это больше, чем ожидает правительство. Если рейтинг будет снижен, для российских заемщиков вырастут ставки по кредитам. Деньги станут дороже.
Еще более мрачно оценивают последствия повышения пенсий в Bank of America Securities — Merrill Lynch. Проблемы не закончатся в 2010 году, платить высокие пенсии придется и потом. Правительство этой проблемы пока не видит. Оно надеется, что с 2011 года нагрузка на бюджет уменьшится. Во-первых, подрастет экономика, во-вторых, вырастет та самая нагрузка на фонд оплаты труда. Дефицит пойдет на убыль: с 7,5 до 4,3% ВВП, а в 2012 году — до 3%.
Напрасные надежды, считают эксперты банка. Бизнес и сегодня плохо платит ЕСН, тем более он будет уклоняться от высоких страховых платежей, которыми его заменят в 2011 году. Правительству не удастся получить деньги, на которые оно рассчитывает, а значит, дефицит станет хроническим и будет колебаться на уровне 3–4% ВВП. России придется брать новые кредиты, чтобы возвращать старые. Самое неприятное, прогнозирует Merrill Lynch, что в поисках денег правительство продолжит повышать налоги и покусится на плоскую шкалу подоходного налога — ее опять сделают прогрессивной. Да и повышение пенсионного возраста становится неизбежным.

СТРАННАЯ ИДЕЯ

Хорошо, когда пенсионеры живут хорошо. Но проблемы экономики быстро станут проблемами граждан. Дело не только в том, что останутся без повышения зарплат бюджетники.
Налоговую нагрузку повысят ради новых пенсий как раз тогда, когда компании будут выбираться из кризисной ямы. Издержки бизнеса растут — меньше новых рабочих мест, медленнее растет экономика. Рост внешнего долга для бизнеса — тоже проблема: чем активнее занимает государство, тем труднее предпринимателям брать кредиты и финансировать собственное развитие. В конце концов пройдет несколько лет, и неизбежная инфляция обесценит повышенные пенсии, но снова поднять их в условиях стагнирующей экономики будет не на что.
Кризис сходит на нет, и лоббисты от бизнеса возвращаются к своей старой идее. Они знают, как покрыть дефицит бюджета: не повышать налоги, а провести новую волну приватизации и на эти средства профинансировать повышение пенсий. Государство за последние годы расширило свое участие в экономике, не всегда понимая, зачем оно это делает. Через год-два, когда акции поднимутся в цене, часть госактивов можно продать, а часть отдать в управление Фонда национального благосостояния, который и создавался ради решения долгосрочных проблем пенсионной системы.
Заработать на приватизации можно очень прилично. Даже сейчас рублевая капитализация, например «Роснефти», достигает 2,1 трлн рублей. Подобный путь давно уже предлагают экономисты, например глава Института экономики переходного периода Егор Гайдар или президент ЦСР Михаил Дмитриев. Но пока без результата. Источник в бюджетном комитете не верит, что правительство согласится с этой «странной идеей».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *