Удивительно давно российское государство не занималось своим любимым делом – не создавало новых государственных корпораций. Последний раз в начале прошлого года создали «Национальную систему платежных карт» (НСПК). И вот теперь появилась новая идея – создать государственную перестраховочную компанию.

Перестрахование – весьма «аристократичный»финансовый бизнес, призванный придавать устойчивость страховым компаниям: перестраховщики покрывают часть убытков страховщиков при наступлении страхового случая. При этом перестрахование – чрезвычайно капиталоемкая отрасль, и поэтому большая часть российских страховых рисков перестраховывается за рубежом – главным образом, в Западной Европе. В частности, по данным за 2014г. 73% российских перестраховочных премий на общую сумму около 100млрд руб. передавалось за рубеж, российские перестраховщики внутри России получили только порядка 38млрд руб.

Хотя после 2010 г. на российском рынке перестрахования наблюдается рост, но вообще за 10 лет (с 2005 г.) его объем упал более чем в два раза, также сокращается количество компаний-перестраховщиков: в 2008 г. их было 195, к январю 2015-го осталось 86. Крупнейшим российским перестраховщиком считается «Согаз», чьи перестраховочные сборы в прошлом году достигли 6,7 млрд руб.

Россия – единственная из стран BRIC, не представленная в списке топ-50 мировых перестраховщиков. «Устрахового рынка РФ уже многие годы большая проблема – небольшая (по сравнению с самыми развитыми странами) капитализация и малые возможности по принятию масштабных рисков от наших крупнейших холдингов, – объясняет доцент Высшейшколы финансов и менеджмента РАНХиГС Дмитрий Тихонов. – Поэтому крупные риски страхуются либо пулами компаний, либо с перестрахованием за рубеж».

Вот почему перестрахование оказалось еще одной областью, где Россия зависит от Запада и, следовательно, от санкций. Особенно острой стала ситуация с перестраховыванием рисков попавших в санкционные списки российских государственных и военно-промышленных компаний. Международные перестраховщики часто отказываются перестраховывать риски организаций из санкционных списков или перестраховывают их с особыми оговорками. Как сказал заместитель генерального директора «ВТБ Страхование» Евгений Ниссельсон, на рынке были случаи отказа в перестраховочной защите, и в определенных направлениях санкции уже действуют: это касается в первую очередь имущества военного назначения. «Перестраховочные компании, работающие на западном и североамериканском рынках, такие проекты уже не принимают», – утверждает эксперт.

«В настоящее время в связи с санкциями США и Евросоюза в отношении России возможность использования емкости западных перестраховочных компаний снижается. Создание отечественной перестраховочной компании необходимо для того, чтобы снять зависимость от западного перестраховочного рынка», – констатирует руководитель Центра решений для госструктур РДТЕХ (Разумные Деловые Технологии) Максим Соннов.

Именно поэтому с лета прошлого года российское правительство начало обсуждать вопрос о создании государственной перестраховочной компании.

Особый импульс этой дискуссии придал экс-министр сельского хозяйства Николай Федоров: в конце прошлого года он предложил создать особого перестраховщика для агрострахования, однако его, кажется, не поддержали другие ведомства.

Почти год обсуждалось множество вариантов того, кто может взять на себя функции перестраховщика, сколько для этого надо денег и откуда их взять. В частности, на роль новой компании предлагали Внешэкономбанк, принадлежащее ему Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, а также Агентство по страхованию вкладов (АСВ) – тем более, что компетенцию АСВ собираются расширять, распространив его на банкротство страховых компаний.

Теперь все эти вопросы более или менее прояснились. Прежде всего стало понятно, что бюджетные деньги на перестраховочную корпорацию жалко, а значит, учредителем новой компании станет Центральный банк, у которого деньги не считаны – он их сам печатает. Кроме того, сейчас господствует мнение, что новое акционерное общество будут создавать с нуля, а не на базе существующих институтов, и делают это для того, чтобы, когда кризис минует, его можно было бы приватизировать. «Мы не исключаем, что через какое-то время (речь может идти о 5-летнем периоде) данная компания сможет продать часть своих акций на рынке», – сказал зампред ЦБ Владимир Чистюхин. Что же касается суммы необходимых инвестиций, то сначала назывались разные цифры в диапазоне от 18 до 50 млрд руб., однако в результате расчетов специалистов ЦБ выяснилось, что нужно еще больше– 71 млрд руб. Изаймется новая компания прежде всего теми рисками, которые после введения санкций стало невозможно перестраховать за рубежом. В их числе – риски страхователей, включенных в санкционные списки, объекты военного назначения, а также объекты, расположенные в Крыму и Севастополе.

Российские страховщики относятся к новому проекту скорее с осторожностью – ведь в Белоруссии тоже создали государственного перестраховщика, а потом сделали перестрахование у него обязательным для всех страховых компаний. В России уже начали звучать подобные предложения – чтобы госперестраховщик не сидел без дела, передача доли рисков ему может стать вообще обязательной, фактически речь идет о новом налоге. «Страховщики будут только рады, если ГПО, как и заявляется, станет обеспечивать недостающее покрытие санкционных рисков,– заявил «Ко» заместитель генерального директора СПАО «Ингосстрах» Илья Соломатин. – Если же эта организация создается как равноправный игрок страхового рынка, можно будет говорить о сдвиге к огосударствлению страховой отрасли».

Это же опасение «Ко» высказал заместитель председателя правления страховой компании «ЭРГО Русь» по имущественным видам страхования Вячеслав Калашников. По его словам, планируемая инвестиция в уставный капитал государственной перестраховочной компании – 71 млрд руб. – это примерно треть суммарной существующей капитализации всего российского страхового рынка. «Как говорится, капитал должен работать, и думаю, что только санкционных рисков будет недостаточно, чтобы оправдать такой капитал, – размышляет Вячеслав Калашников. – Все ожидают, что в ведении государственного перестраховщика будут не только санкционные риски, но и другие риски, которые не подпадают под санкции. Сейчас при размещении несанкционных рисков есть достаточно сильная конкуренция между перестраховочными компаниями, которая позволяет как расширять покрытие, так и оптимизировать цену перестрахования. Думаю, что страховщиков будет очень сильно волновать, не приведет ли наличие безальтернативного перестраховщика к удорожанию перестрахования».

Кроме того, одна компания – даже довольно крупная – просто не решит всех проблем в силу того, что перестрахование рисков надо распределять между разными компаниями и регионами. «Инициативы по созданию государственной перестраховочной компании не являются эффективной альтернативой – нельзя держать все риски в пределах одной страны, – отмечает Илья Соломатин. – К тому же данная инициатива не решает проблему недостаточных объемов. К примеру, миллиардные емкости по космосу и морскому страхованию невозможно разместить в одной компании. Емкость новой организации должна быть действительно огромной, сопоставимой с мировыми западными и азиатскими игроками и исчисляться миллиардами долларов».

Есть еще вопрос, не будет ли госкомпания – как это часто бывает в России – подыгрывать крупнейшим игрокам рынка и дискриминировать небольшие компании. «Скорее всего, движение будет в поддержку крупнейших страховых компаний вообще, а не компании N в противовес компаниям А, В, С», – предполагает Дмитрий Тихонов.

Впрочем, и сам Центробанк признает «неестественность» своих действий. «В обыкновенных рыночных условиях это было бы достаточно спорное решение, – соглашается Владимир Чистюхин, – но сейчас мы находимся в таких условиях, когда ряд традиционных контрагентов отказывают в перестраховании российским страховым компаниям. С учетом всех этих моментов Банк России поддерживает идею создания государственной перестраховочной компании».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *