Швейцарцы решают на референдуме, нужны ли пострадавшим от людей животным защитники в судах. На очереди – растения

Швейцарцу Антуану Гетчелу 51 год, и он очень любит зверей. Любит до такой степени, что дома их не держит. «Небольшая городская квартира, — считает он, — не дает зверям полета мысли». Зато Гетчел уже два года работает «звериным» прокурором — представляет в суде права млекопитающих, рептилий, птиц и рыб. Не защищает он только тараканов: «Они же такие противные, их никто не любит».
Последним клиентом Гетчела стала большая рыба. Она провела в предсмертных муках около 12 минут — рыбак не мог с ней справиться и бросил агонизировать на дне лодки. Свидетели, следуя давней швейцарской традиции, сообщили об этом в полицию. «Представьте, каково ей было!» — возмущается юрист. Дело он проиграл, но с тех пор, по его словам, получает от рыбаков звонки с угрозами.
У него есть шанс нажить еще больше врагов. В это воскресенье в Швейцарии пройдет референдум: швейцарцы решат, должны ли кантоны страны в обязательном порядке назначать защитников пострадавшим животным. Пока защитник Гетчел, государственный служащий, работает только в кантоне Цюрих, а в остальной Швейцарии такой практики нет.
Одна из статей швейцарской конституции определяет, что «животные, растения и другие организмы» обладают собственным достоинством. Цветы, бактерии и грибки пока ведут неравный бой с человеком сами. А животные уже под защитой: в 2008 году специальным законом были утверждены рекомендации, как обращаться с питомцами, чтобы они не чувствовали себя униженными. Например, нельзя оставлять волнистых попугайчиков в клетке одних. «Это ведь одиночное заключение», — возмущается Гетчел.
И вот теперь речь идет о том, чтобы государство предоставляло этому попугайчику не только защиту закона, но и защитника. С 2007 года защитники животных собрали 144 000 голосов. Подписался даже Ален Делон — он живет в Женеве и имеет швейцарское гражданство. Впрочем, парламент официально рекомендует гражданам голосовать против, и, согласно швейцарским законам, эта рекомендация будет на бюллетене.
Гетчел уверен — это необходимость. «Женщина, избитая мужчиной, может поднять трубку и позвонить. А слон?» — разъясняет он. Как животное себя защитит? Гетчел автоматически получает все жалобы, которые шлют в полицию ветврачи и простые граждане. Кроме того, ему должны сообщать обо всех судебных процессах, которые затрагивают права животных.
Идея помогать животным пришла Гетчелу в голову, когда он десять дней не мог говорить после операции: «Мне столько всего хотелось сказать, а я не мог, и это так мучило меня!»
В 1991 году, когда учреждалась должность «звериного» прокурора в кантоне Цюрих, власти тоже были категорически против. Но 83% граждан проголосовали «за». Теперь каждый год в кантоне рассматриваются 150–200 дел по правам животных. В 2008 году Гетчел представлял в суде 138 собак, 28 парнокопытных с ферм, 12 кошек, 7 кроликов, 5 баранов и 5 птиц.
Недовольны не только рыбаки. «Человеческий» адвокат Кристиан Лушер назвал Гетчела «самым бесполезным юристом на земле». «Наши фермеры и так себя хорошо ведут с животными, — говорит Сандра Хелфенштайн, официальный представитель Союза швейцарских фермеров. — И если закон будет принят, ничего не изменится». А Гетчел считает, что это у фермеров совесть нечиста. Он перечисляет их «преступления»: коров мало выгуливают, свиньям в загонах тесно.
Ветеринарная служба как была против в 1991 году, так против и сейчас. «Наша позиция — кантоны сами должны решать, вводить или не вводить такую должность», — говорит ее представитель Марсель Фальк. 90% случаев плохого отношения с животными, объясняет он, все равно разбирает ветеринарная служба, а не суды. И чем назначать зверям защитников, лучше пропагандировать заботу и хорошее отношение к животным.
«Да, странные темы на референдумах в Швейцарии», — улыбается Георг Лутц, сотрудник Центра социальных наук в Лозанне. Он тут же вспоминает недавно принятое всенародным голосованием решение о запрете строительства минаретов: «Чего так с этим возиться, если их всего четыре в стране?» Но самым загадочным, по его мнению, был референдум 2003 года — о том, чтобы раз в квартал каждый швейцарец на весь день отказывался от вождения машины. Чтобы воздух стал чище и граждане больше времени проводили с семьями. «За» проголосовали 38%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *