Владимир Пищев из Вологды вспоминает, как полтора года назад к нему приезжали гостьи из Петрозаводска. «Такие простые две дамы. Просили полную раскладку нашего меню. Но я отказал», — рассказывает директор двух вологодских забегаловок «Мак Дак». Тогда дамы обратили взоры ввысь — подробное меню, как во всех кафе, продающих фастфуд, висело над прилавком. Скопировать его просто: основные блюда в «Мак Даке», как несложно догадаться, — гамбургеры и картофель фри. В этом бизнесе повара со своими рецептами-секретами — лишние люди. На табличке при входе в кафе так и написано: «Требуется изготовитель. Опыт работы не требуется». «Типа “Макдоналдс”», — емко описывает концепцию заведений Пищев.


Петрозаводский «Мак Дак» открылся в конце прошлого года. Теперь «типа “Макдоналдс”» в Вологде подозревает «типа “Макдоналдс”» в Петрозаводске в плагиате. Там позаимствовали не только меню, но и логотип — утку. Ну а слоган карельские бизнесмены ничтоже сумняшеся взяли у короля фастфуда, лишь немного отредактировав. Получилось — «Вот что мне нравится». Исполнительный директор петрозаводской забегаловки Галина Бережная громко называет это «оригинальным социальным проектом для детей и молодежи, в котором нет и не будет никакого разгуляя». Но оригинального в петрозаводском «Мак Даке» мало — это не первая и даже не вторая попытка заработать, создав в России клон самого известного в мире общепита.


«Макдоналдс» в России развивается достаточно медленно — только своими силами (никакого франчайзинга), только в крупных городах или, по крайней мере, у ключевых автомагистралей. К тому же носитель знаменитого имени не собирается ни с кем судиться. «Мы спокойно относимся к клонам», — отметила для Newsweek представитель «Макдоналдса» Нина Прасолова. Хорошие вводные — подумали некоторые бизнесмены и стали заполнять провинциальную нишу фастфуда мак-клонами. Анализ их работы показывает: настоящий «Макдоналдс», имея в России всего 183 ресторана (в Британии, например, больше 1000) и не пытаясь застолбить участок в каждом российском городке, выбрал правильную стратегию.


«Мак Даку» в Петрозаводске несколько месяцев, вологодскому исполнилось 4 года, а в Череповце работает патриарх местечкового фастфуда «Мак Мастер» — ему уже 8 лет. Все они, по заверениям хозяев, не приносят особой прибыли. Вложенные в вологодский «Мак Дак» деньги не окупились, признается Владимир Пищев, менталитет провинциала никак не переломишь. «У нас же как: проще покушать супа на обед, второе с салатом и компотом, чем есть такую быструю еду», — печально рассказывает Пищев о любви вологжан к здоровой пище. В неделю его кафе посещают не тысячи, а сотни клиентов, и больше всего — в выходные: для жителя российской провинции фастфуд скорее развлечение. В будни такие кафе часто пустуют.


«Это в Москве вам поесть некогда, вот и глотаете горячие бутерброды на ходу. А у нас в обеденный перерыв можно спокойно сходить домой и поесть борща», — смеется житель Петрозаводска системный администратор Павел. «Работаем в тестовом режиме, изучаем спрос», — отказывается говорить о перспективах Бережная из Петрозаводска. Меню карельского кафе по-макдоналдсовски «разнообразно»: чикен наггетс (65 руб.), макчизбургер (35 руб.), салат от шефа (60 руб.), фри, соки, соусы и молочный коктейль. Качество, на вкус корреспондента «Русского Newsweek», не лучше и не хуже, чем у «большого брата». Есть даже заимствования из корпоративного устава «Макдоналдса»: непременное условие работодателя — улыбаться посетителям и избегать с ними любых ссор. У кафе уже есть и постоянные клиенты: две пенсионерки с искренним восхищением рассказывали корреспонденту Newsweek, как здесь «тихо и спокойно, никого нет, и никто не пьет и не курит».


В череповецком «Мак Мастере» тоже не курят, но пиво продают. «Мы решили делать а-ля “Макдоналдс”, но без всех этих детских праздников, клоунов и подарков. Это не для провинции», — говорит директор кафе Александр Кузнецов. Он пытается ориентироваться на вкусы местных жителей: кроме пива здесь продают гамбургеры с горчицей. «Они очень популярны. А горчица наша — острая», — гордится предприниматель. Андрей Петраков, исполнительный директор консалтинговой компании «Ресткон», говорит, что делать ставку на гамбургеры — заведомо проигрышный ход: «Надо понимать, что гамбургеры в России непопулярны. Они популярны в “Макдоналдсе”, где их продают весело и вкусно. Атмосфера и качество — залог успеха американской сети». «Сегодня проходил мимо “Мак Мастера”, — рассказывает Павел Кулешов из Череповца, — две буквы в неоне уже не горят. Не помню, когда я там был последний раз, помню, что мы с женой тогда отравились». Не так давно «Мак Мастер» выбрал экстенсивный путь развития — сейчас в Череповце ищут помещение для третьего фастфуда.


У мак-клонов, пытающихся выжить в провинции, есть обнадеживающий пример — екатеринбургская сеть «Мак Пик». А для ее владельца Павла Кукарских бизнес компании «Макдоналдс» был не просто примером, а библией. Первый ресторан, открытый в 1998 г., оказался очень популярным. Сейчас в Екатеринбурге уже шесть «Мак Пиков», скоро откроют еще один. «“Мак Пик” — очень рентабельные заведения, их посещает около 5000 человек в день. 450 млн рублей — оборот всех “Мак Пиков” в 2007 году», — говорит Ольга Апалькова, директор по маркетингу компании «Малахит», которой принадлежит «Мак Пик».


Уральский клон «Макдоналдса» так успешен, что, когда настоящий «Макдоналдс» пришел в Екатеринбург, «Мак Пик» популярности не потерял. «Когда открылся “Макдоналдс” в “Меге”, мы сели и стали думать, что нам делать дальше, — вспоминает недавние события Апалькова. — Но потом решили: ничего делать не нужно». Почти ничего — в меню все же добавили пельмени. Спада интереса к екатеринбургскому клону в «Малахите» не почувствовали. «У нас есть отдельные детские комнаты и ассортимент блюд гораздо шире», — расхваливает свою компанию Апалькова. PR-менеджер Максим говорит, что в их городе действительно любят «Мак Пик»: «Это фастфуд, только лучше. Главное, там можно курить и пиво пить».


«Макдоналдс» пытался было выкупить у Павла Кукарских площади, чтобы разместить там свои кафе. Но бизнесмен отказался и теперь ни о чем не жалеет. Сейчас он изучает возможности покорения Уфы. Там уже есть «Макдоналдс», но Кукарских это не смущает. Андрей Петраков из «Ресткона» говорит, что у екатеринбургской стратегии есть по крайней мере одно преимущество над другими клонами: «Мак Пик» работает в городах-миллионниках (в Вологде, для сравнения, 290 000 жителей). «Для фастфуда нужна массовость. Надо, чтобы пришли тысячи клиентов. Только тогда бизнес будет эффективным», — объясняет простое правило эксперт.


Петраков считает, что эпоха развитой конкуренции в сфере фастфуда еще впереди. «Что вы, мы себя с “Макдоналдсом” даже не сравниваем», — говорит директор вологодского «Мак Дака» Владимир Пищев. Его больше интересует, как идут дела у петрозаводского клона. «У нас же народ из простого исходит: меню сфотографировали, а называться можно как угодно — хочешь “Мак Даком”, хочешь — “Мак Дюком”. Мы старались придумать красивый логотип, чтобы детенышам нравился, — утку с половником. А петрозаводская утка — она с половником?» — спрашивает бизнесмен с плохо скрываемым любопытством.


В подготовке материала принимали участие Павел Шабанов, Мария Перова


ДАЖЕ НЕ ОДНОФАМИЛЬЦЫ


Успех ресторанного формата в Москве находит отклик в регионах России. Вот несколько примеров несанкционированного копирования.


Крошка-картошка


200 точек торговли в Москве, Санкт-Петербурге, Сергиевом Посаде, Сургуте, Тюмени, Екатеринбурге, Киеве, Новосибирске


Печеный картофель с одним наполнителем – 52–65 руб.


«Картофельный папа» / «Papa Potato»


Красноярск, 3 ресторана


Печеный картофель с наполнителем – 47 – 65 руб.


Блин-картошка


Ресторан в Барнауле


Печеный картофель с одним наполнителем – 40 – 62 руб.


Елки-палки


47 трактиров в Москве и регионах


«Телега» (шведский стол) – 295–490 руб.


Трали-Вали


Кафе в Екатеринбурге, Смоленске, Челябинске, Киеве


«Телега» (шведский стол) – 180 руб. в Екатеринбурге


Жили-были


Рестораны в Самаре, Новосибирске, Новокузнецке, Алма-Аты, Барнауле, Томске, Екатеринбурге, Новокуйбышевске, Омске, Бердске, Тольятти, Кемерове


«Телега с русскими закусками» (салат-бар) – 210 руб.


«Чистый трактир Ели-пили»


Москва


«Сундук изобилия» (шведский стол с закусками) – 169 руб.


Макдоналдс


183 ресторана в России


Комплексный обед (любой бургер, картофель «фри», напиток 0,5) – 130–150 руб.


Мак-Пик


9 ресторанов в Екатеринбурге


Комплексный обед(гамбургер «Мак-Пик Классик», картофель «фри», пепси 0,4л)– 90 руб.


Мак Мастер


3 ресторана в Ярославле, 3 в Иваново, 2 в Череповце


Комплексный обед в Череповце (чизбургер, картошка, кола 0,5) – 93 руб.


Комплексный обед в Ярославле (голень цыпленка, салат, картофель по-домашнему, напиток) – 85 руб.


Мак Дак


2 ресторана в Вологде, один в Петрозаводске


Комплексный обед в Вологде (роял чизбургер, картофель «фри», куриные филе, напиток 0,5) – 100 руб.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *