В 2000 г. случился знаменитый крах доткомов, или, как еще говорят, лопнул «пузырь» доткомов. Резкое падение акций NASDAQ привело к разорению более 50% IT-компаний.

Финансовый «пузырь» IT-компаний родился на фоне ажиотажного спроса на них со стороны инвесторов. Лавинообразно создавались новые IT-компании, которые собирали щедрые инвестиции, открывали офисы в Кремниевой долине и Лондоне, выходили на IPO и демонстрировали красивые графики роста курсов акций, при этом фактически не принося прибыли от своей прямой деятельности. Это, впрочем, не особо волновало инвесторов, так как показатели не ухудшались, а стоимость товара росла.

Но любой рынок априори имеетсвои предельные размеры: когда-нибудь один из инвесторов, получив стоакций по десять долларов, сможетнайти лишь трех покупателей, желающих купить только попятьакциии не дороже девяти долларов. Апосле того, как он их продаст, придет только один желающий купитьодну акцию, но за пять долларов.

Какие выводы сделал рынок?

Во всем обвинили аналитиков и инвестфонды, которые давали «неправильные» данные инвесторам. Были введены дополнительные элементы контроля и ограничения, позволяющие инвесторам получать независимую аналитику инвестпроектов в сфере IT.

Давайте сравним текущее состояние в рыночной оценке стоимости традиционных компаний и IT-компаний.

Мощная и старейшая Toyota Motor Corp. Дает работу 320 000 сотрудникам.Стоимость компании примерно равна годовому обороту и приналичии положительной прибыли. При этом нужно учесть значительную стоимость имущества компании. Плюс можно оценить, какие налоги она платит при таком обороте и количестве персонала.

Возьмем могучий локомотивIT-индустрии – Google.Да-да. Компания не выплачивает дивидендов. Акционеры для монетизации прибыли компании должны акции продавать или использовать как финансовый инструмент. При этом Google даже не объявляет buyback. Прибыль компании за 2014г.– $14млрд, а количество сотрудников составляет 53600 человек.

Ну, о'кей. Будем считать, что причиной высокой цены компании является ее высокая прибыль. Одним из наиболее популярных методов оценки компании является коэффициент – стоимость компании/чистая прибыль (PE ratio). Для Google этот показатель – 30–32, в зависимости от года.

Возьмем Facebook. PE ratio – 118(!).Компания интернет-вещания Netflix, PE ratio – 243 (!).Социальная сеть LinkedIn, PE ratio– 911 (!).Чтобы визуализировать прелесть рыночных тенденций, представьте себе, что вы открываете «бизнес», приносящий тысячу рублей прибыли в месяц. Например, вы нанимаете тещу, чтобы она покупала ведро картошки по 40 руб. за килограмм, мыла ее и продавала на базаре по 80 руб. за кило. Ипри этом вы знаете, что несколько человек готово у вас купить этот бизнес за 1млн руб.! Звучит немного… странно. Не так ли?

Facebook купила WhatsApp за $19млрд. Какова была общая выручка WhatsApp? $20 млн! Viber была куплена на корню за $900 млн. Причем зарабатывать деньги она начала только за год до продажи и с 500 млн пользователей за год получила выручку в $1,5млн. Обратите внимание: речь идет не о прибыли, а о выручке!

Сервис Uber, показавший выручку в 2013 г. в $210 млн, в 2014 г. был продан за $40 млрд. Причем Uber активно старается скрыть показатели прибыльности и оборотов. Поставщик интернет-решений для менеджеров поперсоналу компания Workday закончила 2013 финансовый год с нулевой прибылью при обороте в $353млн и со стоимостью бизнеса в $13 млрд вошла в 2014 г. Можете сами оценить PEratio.

«Облачный» сервис Box с выручкой в $124 млн и убытком в $168 млн готовится к IPO с оценочной стоимостью в $2,5 млрд.

К чему эти примеры?

ВолнуIT-«пузыря» вверх гонят тысячи стартапов. Как оценить IT-стартап инвестору, особенно после первых раундов финансирования, когда уже есть какие-то показатели, но нет и намека на прибыль?

Стандартный метод дисконтирования денежных потоков сложен, затратен и требует точных подсчетов, четкого понимания специфики рынка, этапов развития компании на пять лет и рыночных тенденций.

И потому более распространен метод мультипликаторов (рыночных сопоставлений). А какие могут быть мультипликаторы у IT-стартапа? Потому берутся не только финансовыепоказатели, но и количество скачиваний, число активных пользователей. И сравниваются с рыночными аналогами.А показатели «рыночных аналогов» мы видели выше.

Сейчас существует масса бизнес-акселераторов, бизнес-инкубаторов, инвестфондов, занятых исключительно созданием IT-стартапов и обучением венчурных IT-инвесторов, которые, собственно, и понесут свои деньги стартапам. Зайдите, к примеру, на тот же Rusbase и посмотрите количество венчурных фондов и «бизнес-ангелов», инвестирующих только в IT/Internet. Из реального сектора инвесторов интересуют недвижимость иресторанный бизнес. Но все же в гораздо меньшей степени, чем доткомы. Заявленная направленность у многих акселераторов на финансирование прикладных инновационных научных разработок обычно существует в виде одного-двух знаковых проектов. Загляните в Forbes и посмотрите на проекты пяти крупнейших бизнес-акселераторов России.

На фоне каждой многомиллиардной IT-сделки, обрастающей шлейфом недоуменных комментариев с Уолл-стрит, происходят тысячи сделок с аналогичными, но меньшими компаниями, которые отлично живутна«посевные» инвестиции, зарабатывая на раундах и «выходя вденьги»на продаже крупному инвестору.

И потому вполне естественно видеть в очередной статье о стартапах самопрезентацию очередного серийного стартапера: «Я пришел в «престижный акселератор Х» и сказал: «Язапустил два бизнеса, вышедших на $30 млн и $60млн, идеи и команды нет, хочу с вами работать». И они согласились начать».

Я не моралист. Бизнес на бизнесе и деньги на деньгах – вполне обычные бизнес-модели. NASDAQ не даст соврать. Хотя, когда это становится основным «пылесосом» инвестиций, именно NASDAQ знает, чем это заканчивается. Кто знаком с теханализом, сможет сам нарисовать линии сопротивления и поддержки на данном графике.

Какой вывод из всего этого? Да, собственно, никакого. Все движется своим чередом. Капитализм основан на экономических кризисах и периодах бурного роста. Инвесторы всегда будут идти за трендами. «Пузырь» всегда будет расти, а стенки его – истончаться.Главный вопрос: когда?

Автор — Денис Сиденко,предприниматель

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *