Покупка сотового телефона еще каких-то два десятка лет назад была задачей весьма нетривиальной.

Тем, кто хотел сравнительно недорого приобрести вожделенную трубку, приходилось ехать на «Горбушку» или Митинский радиорынок, где практически из-под полы продавались «разлоченные» телефоны из Европы и США. Не говоря уже о том, что нужно было обзавестись разрешением на использование сотового телефона. Сейчас уже мало кто помнит, что в те времена любой сотрудник милиции мог подойти кобладателю сотового телефона ипотребовать у него разрешение.

Настоящей революцией в становлении розничного рынка сотовых телефонов, да и вообще мобильных гаджетов в России стало появление универсальных салонов связи, таких как «Евросеть», где можно былоуже вполне легально обзавестись телефоном по вполне приемлемой цене. Они завозили аппараты гигантскими партиями, впрямом смысле этого слова выбивая скидки у производителей. Вспомните войну одного из мультибрендовых ритейлеров содним из крупнейших мировых вендоров по производству мобильных гаджетов, когда телефоны весьма популярного у россиян бренда были убраны на самые дальние полки, до тех пор, пока производитель не согласился предоставить сети эксклюзивные условия.

Казалось бы, вот апогей развития рынка мобильного ритейла: зарабатывают исети, и производители, апокупатели экономят.

Но все оказалось далеко не так просто: на примере западных стран можно пронаблюдать, что мультибрендовые сети постепенно вытесняются монобрендовыми. Объясняется это многими причинами, в том числе и тем, что покупатель все чаще стал приходить в салон связи не столько за аппаратом, сколько за услугой – той, которую предлагают сотовые операторы. В свою очередь, сами операторы для привлечения новых абонентов начали субсидировать покупку сотовых телефонов в собственных сетях, зачисляя значительный бонус от стоимости телефона на счет абонента.

В июне компания Advanced Communications & Media представила исследование, по результатам которого эксперты предсказали вближайшие годы стремительное падение рынка мультибрендового ритейла– «Евросети», «Связного» и других, менее масштабных сетей. Исследуя мобильную розницу, специалисты пришли к выводу, что скоро основной клиентский поток перераспределится в монобрендовые салоны операторов связи и гипермаркеты электроники.

В исследовании говорится, что тенденция ухода клиентов из мультибренда просматривается уже сейчас. За Iквартал 2016 г. 23% опрошенных в Москве купили смартфон в мультибрендовой рознице, а за аналогичный период прошлого года– 29%. Аналогичная тенденция прослеживается иврегионах. Налицо падение спроса вмультибрендовых салонах и, напротив, увеличение потока покупателей в монобрендовых. То жесамое наблюдаются и в направлении обслуживания в салонах связи, где посещаемость монобренда растет на 6%, а мультибренда – падает на 3%.

Негативное влияние на бизнес мультибрендовых мобильных сетейтакже оказывают два фактора: из-за падения доходов россияне стали реже менять мобильные телефоны, а операторы отдают предпочтение качеству, а не количеству, когда речь идет о подключении новых абонентов, лишая таким образом мультибренд привычных объемов доходов.

«Два крупнейших мультибрендовых фигуранта могут прекратить существование как самостоятельные торговые марки, если акционеры сделают выбор в пользу собственной монобрендовой розницы, – говорится в исследовании Advanced Communications & Media. – Аналогичные эволюционные процессы происходили и на других рынках, где по разным причинам сформировалась независимая розница».

Эксперты напоминают, что крупнейший специализированный розничный продавец на Балканах– «Германос» – был приобретен оператором Cosmote в 2006 г. ВВеликобритании выжил ритейлер Carphone Warehouse ипосле объединения в 2014 году скрупным розничным продавцом бытовой техники Dixons по-прежнему оперирует 2308 точками продаж. Не исключено, что аналогичным образом будут развиваться события и в России.

Оксана Панкратова,

управляющий партнер AC&M-Consulting:

Почти два десятка лет бизнесы сотовых операторов и мобильного ритейла были настолько тесно связаны, что отделить одно от другого было попросту невозможно. Стремительно растущие на продажах телефонов и аксессуаров в 90-е и нулевые годы сети мобильного мультибренда в определенный момент получили дополнительное ускорение в виде бонусов и премий от операторов за подключение новых клиентов. Получилась успешная и супермаржинальная бизнес-модель, которая обеспечивала длительное существование мультибрендовых проектов.

В то же время на российский рынок мобильного ритейла существенно влияют новые факторы, которые позволяют с высокой долей вероятности утверждать, что вближайшие два года он изменится до неузнаваемости. Мультибренд будет терять доходы как от продажи гаджетов, так иот вознаграждений операторов.

Продажи гаджетов сейчас почти не растут, стимулировать спрос приходится в основном за счет акций, а в прошлом году они снизились примерно на 12–15%. Зато увеличится спрос на услуги по замене аккумуляторов мобильных телефонов, починке экранов итак далее,– экономический кризис и рост курсов валют заставил россиян бережнее относиться кдорогостоящим гаджетам иреже менять их. По итогам проведенного нами в начале второго квартала 2016 года опроса, количество абонентов, меняющих телефоны или смартфоны чаще чем раз в шесть месяцев, сократилось до 16% с 27% в Москве и до 11% с 16% в регионах.Подавляющее большинство использует устройства больше одного года, в то время, как новинки у производителей выходят раз в полгода.

Вместе со снижением покупательской способности клиентский поток у мультибренда отъедают гипермаркеты электроники и розничные сети сотовых операторов. Последние, имея внушительные финансовые ресурсы, отстроили качественные сети, которые ничем не уступают независимой рознице по ассортименту и удобству локации, зато в них покупатели имеют возможность получить консультации по всем дополнительным услугам и сервисам. Совокупность этих факторов изменяет клиентский трафик в сторону операторских магазинов. Сами операторы связи, судя по всему, нащупали потолок в продажах сим-карт и в ближайшее время будут вынуждены сосредоточиться на лояльности существующих абонентов и сокращении оттока, амультибренд лишится еще одной значительной части дохода.

По нашим прогнозам, мультибрендовые сети могут уменьшиться на 10–15% уже к концу 2017 года, их заменят гипермаркетыэлектроники, интернет-магазины иоператорский монобренд, каким бы затратным для сотовых компаний он ни был.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *