$8,2 млн всего за 20 минут! Именно столько смог собрать в 2016г. в рамках краудсейла (массовой распродажи) польский проект Golem Network, использующий блокчейн и обещающий стать основой децентрализованного рынка компьютерных мощностей (еще его именуют аналогом airbnb для компьютеров).

Для криптовалютной индустрии это далеко не предел: самый крупный краудсейл провела в2014 г. блокчейн-платформа Ethereum (сооснователь– уроженец России Виталий Бутерин), собрав за 42дня $18млн. В 2016 г. рекорд Ethereum поставили под сомнение – почти $17 млн получил блокчейн-проект Waves Platform финтех-предпринимателя из России Александра Иванова. Иванов намерен изменить принцип привлечения инвестиций на рынке – при помощи Waves Platform и блокчейна любая компания сможет обратиться за финансированием напрямую к заинтересованным пользователям, минуя банки, инвестфонды и даже процедуру размещения акций на бирже.

Зеленый майнинг

Финтех-стартап Waves смог собрать $16 млн, выпустив 100 млн одноименных токенов (криптомонет) и продав большую их часть (85 млн) инвесторам. Речь идет об InitialCoinOffering (ICO) – аналоге выпуска и размещения на бирже акций, однако в этом случае выпускаются криптовалютные монеты, а покупатели (еще их именуют инвесторами) не получают долю в компании.

В проект вложили свои средства около 6000 инвесторов из самых разных уголков мира. В том числе внего поверили в России, где базируется основная команда разработчиков (офис расположился в центре Москвы, на «Красном Октябре»). Инвесторов искали и через социальные сети, супором на Twitter и Facebook. Враспоряжении основателей осталось примерно 7–8% токенов Waves, некоторую часть получили стратегические партнеры проекта, например, мобильный биткоин-кошелек Mycelium.

Столь высокий интерес к проекту у экспертов не вызывает удивления. «Активно развиваются стартапы, которые дополняют функциональные возможности блокчейна и строят стабильные сети для массового использования. Такими разработками занимаютсяBlockstream,Ethereum,Ethcoreидругие», – говорит руководитель аналитического отдела компании QBF Мадина Абаева.

Александр Иванов говорит, что идеи, которые ему удалось претворить в жизнь, реализовав проект Waves, просто витали в воздухе. Он окончил физфак МГУ им. Ломоносова по специальности «Теоретическая физика» иуже давно занимается криптовалютами – до Waves был известен по проекту криптообменника Coinomat. Последний позволял обменивать несколько криптовалют на обычные деньги и делать переводы на банковские карты и счета. С именем Александра Иванова связан инвестфонд Cryptoasset.fund, который вкладывает средства в представленные на криптобирже NXT проекты. Также в команду Waves входят финансовый консультант Иван Щеглов и разработчик криптоприложений Тобиас Шварц.

Само размещение проходило с12апреля по 1 июня 2016 г. и представляло собой, по сути, обмен одной криптовалюты на другую – токены Waves продавались за биткоины, всего было выручено 29 445 биткоинов (натекущий момент их стоимость увеличилась до $22,8 млн по данным coinmarketcap.com).

ICO также именуют краудсейлом, при этом его участники не только становятся обладателями распродаваемых монет, но и могут неплохо заработать. Сейчас токен Wave торгуется на криптовалютных биржах, его курс на 1 февраля 2017 г. – 22 цента (в ноябре, впрочем, он доходил и до 40 центов).

В основе концепции платформы лежит создание токенов в блокчейне Waves с их последующим использованием в самых различных приложениях. При этом платформа отказалась от схемы, на основании которой функционирует биткоин, так называемого алгоритма Proof-of-work, когда участники сети, майнеры, получают вознаграждение за предоставление своих вычислительных мощностей.

«Это одна из схем поддержания сети, но есть и другие, которые не тратят электричество, – объясняет Александр Иванов. – В случае с биткоином вы майните вычислительными мощностями, а здесь вы майните балансом».

Речь идет об алгоритме Proof-of-stake, или «доказательстве доли» (первой криптовалютой, использовавшей его, стал в 2012 г. PPCoin, данный же алгоритм использовался в платформе NXT). Майнер в Waves тоже должен предоставлять сети мощности своего компьютера, но если при работе с биткоином доход майнера зависит от мощности предоставленного им сервера, то в Waves доход зависит от количества принадлежащих майнеру токенов.

В случае с Waves работу сети поддерживают сейчас около сотни майнеров (они также входят в число инвесторов сети). В целом же вся система напоминает хорошо известные пользователям Интернета торренты.

«Это все p2p-технологии, которые идут из торрентов. Биткоин, по сути, это торрент плюс некие криптографические финансовые протоколы. Мы идем в сторону расширения функциональности биткоина, чтобы каждый человек мог прийти и, условно говоря, выпустить на этой системе, в этом блокчейне свою криптовалюту, акцию, облигацию», – говорит Александр Иванов.

Блокчейн для народа

ICO Waves привлекло внимание не только суммой, которую удалось собрать, хотя она и была весьма внушительной, по меркам индустрии. Проект предложил возможность проведения на своей платформе ICO непрофессионалам, получив абсолютно новый канал для привлечения инвестиций всвой бизнес. Фактически это криптоплатформа для эмиссии, обмена и торговли цифровыми токенами вблокчейне. Покупать ипродавать токены можно на внутренней бирже Waves. Выпустить свой токен на платформе теперь будет просто, обещает Александр Иванов, достаточно лишь скачать соответствующее приложение (пока доступно в тестовом режиме, но скоро будет доступно вAppStore иGoogle Play), чтобы начать выпускать и продавать свои токены.

«Нужно просто сесть за компьютер, установить программу-клиент инажать пару кнопок. Это просто плагин – вы его запускаете, заходите внего, создаете новый счет (адрес), выбираете количество токенов, которое хотите выпустить, и выпускаете их», – поясняет Александр Иванов.

Правда, чтобы начать выпуск, придется купить «немножко Waves», но сумма не критическая – достаточно будет одного токена.

«Если у вас нет Waves в кошельке, вы не сможете выпустить свои токены», – поясняет Александр Иванов.

«Многие компании проводят ICO, а Waves предоставляет им свою площадку, на которой можно быстро иудобно это сделать, и за это берет комиссию. Эта бизнес-модель абсолютно логична», – говорит финансовый консультант, эксперт по криптовалюте и блокчейну Илья Брусницкий.

Ну и, конечно, продажа токенов должна будет сопровождаться рекламной кампанией, хотя бы в тех же соцсетях, которые позволят выйти на потенциального частного инвестора.

«ICO – это новый мир, используя данный механизм, можно запустить много бизнес-проектов, – рассуждает Александр Иванов. – Где стартапы могут сегодня «поднять» деньги? Разве что в Силиконовой долине. В России деньги найти очень сложно, как ивЕвропе. А здесь вы непосредственно обращаетесь к потребителям».

«Компания сохраняет определенный уровень независимости, невозможный при заключении договора с венчурными инвесторами», – соглашается коммерческий директор Clarus Андрей Зимин. Например, она может самостоятельно, без оглядки на инвесторов, устанавливать правила выпуска токенов, выплаты дивидендов, размер привлекаемых средств исрок кампании, уточняет он.

«ICO открывает новые возможности краудфандинга для непрофессиональных инвесторов, сокращает издержки при сборе денег на новые проекты, повышает прозрачность, в том числе через смарт-контракты, устраняет необходимость в посредниках», – утверждает партнер EY, руководитель группы по оказанию услуг компаниям отрасли связи, сектора технологий и медиасектора в СНГ Антон Устименко.

«Наступает период, когда ICO должно стать мейнстримом, перестать быть нишевой историей и выйти в народ, – объясняет Александр Иванов. – Наш слоган – «Блокчейн для народа».

Убить Kickstarter

В случае с Waves речь идет не только о расширении функций краудфандинга. Платформа, не исключают ее создатели, может впринципе положить конец системе сбора средств за счет предпродаж. Они предлагают соединить краудфандинг с трейдингом: токены, которые выпустит компания в рамках ICO на Waves, можно будет перепродавать, они будут расти в цене. Александр Иванов предлагает использовать в отношении токенов термин Coin application token, и не исключено, что это станет неким новым эквивалентом денег будущего.

Выпускаемый в рамках ICO на Waves токен не будет являться криптовалютой в полном смысле слова. Небудет он и акцией (пакетом акций), поскольку приобретающий токен инвестор не участвует в капитале компании.

«С точки зрения привычных терминов наш токен ближе к купонам или ваучерам. Речь идет о выпуске ценной бумаги на блокчейне. Это новая парадигма, сейчас люди пытаются осознать все это», – говорит Александр Иванов.

Выпущенный на блокчейне ваучер теоретически может быть обменен на продукт компании, связанной с ним.

«Например, компания хочет изготавливать очки в Китае, и ей нужны деньги на масштабирование. Она сможет выпустить ваучеры, и 10 ваучеров можно будет виртуально обменять на очки. Ваучер – это и есть токен», – объясняет Александр Иванов.

Идея уже вызывает интерес. Так, ICO на Waves планирует провести проект ZrCoin, нуждающийся в инвестициях для запуска предприятия по получению диоксида циркония входе вторичной переработки отходов различных предприятий, например, стекольных заводов в Челябинской области. Токены будут обеспечены цирконием, рассказал представитель ZrCoin Андрей Никаноров.

Однако пока ICO на Waves все же проводят, скорее, технологичные компании, изначально работающие сблокчейном. На текущий момент на Waves уже прошло ICO проекта Incent, разрабатывающего систему лояльности на блокчейне (проектом занимается австралийский криптовалютный сервис BitScan Pty. Ltd. всотрудничестве с Waves). ICO проходило в разных валютах, в том числе проект смог собрать 1178 558 Waves. Продолжается IСO Chronobank, выпускающего токены рабочего времени, его завершение намечено на 15февраля, уже собрано более $2млн.

«Использование ICO в классических секторах экономики пока маловероятно. Это связано с тем, что переход из цифровой «условно прозрачной» среды в материальный мир, который нельзя оцифровать и сделать общедоступным, пока невозможен», – полагает Андрей Зимин.

Сырой рынок

Зарабатывать вWaves предполагают на росте курса своего токена – сейчас это вполне получается. Другое дело, что на рынке существует повышенный интерес ккриптовалютам в принципе, и сложно говорить, идет ли речь об успешности именно Waves. Например, курс биткоина тоже значительно растет.

«Инвестиции в криптовалюты являются, как ни парадоксально, защитными. Сейчас есть опасения, что экономические проекты Дональда Трампа могут вызвать инфляцию доллара США, что снизит популярность вложений в акции. Миру угрожают Brexit, пузырь на китайском долговом рынке, и инвесторы рассматривают весь спектр финансовых инструментов», – объясняет заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК «Церих кэпитал менеджмент» Андрей Верников.

«Блокчейн – прогрессивная сфера инвестиций, которую на фондовом рынке воспринимают отдельно от биткоина. По результатам I кв. 2016 г. капитализация мировых сервисов на базе блокчейна достигла $9 млрд», – говорит Мадина Абаева.

Вместе с тем, механизм ICO пока вызывает больше вопросов, чем понимания и доверия.

«В отрасли практически отсутствуют правила и методы регулирования, большинство выпускаемых токенов – это аналог монет, инструмент спекуляции на бирже», – считает Андрей Зимин.

«С формально-юридической точки зрения такие инструменты на территории России являются незаконными. Официальные позиции Центробанка и Росфинмониторинга сводятся ктому, что использование виртуальных валют может быть расценено как сделка по отмыванию доходов, полученных преступным путем, ифинансирование терроризма. Инициировать ICO или участвовать в нем следует только в иностранных юрисдикциях и с большой осторожностью»,– предупреждает адвокат Роман Алымов.

Серьезный риск для инвесторов – невозможность оценки потенциала компании, которая проводит ICO.

«Отсутствие посредников при ICO ведет к повышению рисков для инвестора. Пока не так много людей разбираются в блокчейн-технологиях, а смарт-контракты еще предстоит научиться составлять», – рассуждает Антон Устименко.

«ICO – это механизм, компания, которая привлекает с его помощью деньги, может оказаться мыльным пузырем. ICO хаотичны и проводятся сомнительными стартапами», – добавляет основатель блокчейн-проекта Confideal Петр Белоусов.

Новая криптовалюта может попросту обесцениться, и тогда инвесторы потеряют деньги.

«Недавно появилась валюта зерокоин и практически сразу упала вцене на 90%, – говорит руководитель практики «Привлечение инвестиций» компании «КСК групп» Теймураз Вашакмадзе. – Пока нет эмпирических доказательств, за счет каких фундаментальных показателей криптовалюта может укрепляться. Если в отношении традиционных активов можно что-то моделировать, проводить фундаментальный анализ, то с теми же биткоинами пока это не представляется возможным».

Ну и, конечно же, никто не отменял технической уязвимости проектов на блокчейне. Антон Устименко напоминает о ситуации, в которой оказался в 2016 г. проект The DAO, когда хакеру удалось вывести примерно $50млн из собранных в ходе ICO средств. «Выведенные деньги удалось вернуть, но это заняло много времени», – говорит эксперт.

До конца не ясно, почему для проведения ICO нужно использовать именно блокчейн-платформу Waves. «Существует целый ряд альтернативных платформ, и пока несовсем понятно, какими именно конкурентными преимуществами обладает Waves, кроме заявленной возможности конвертировать токены в традиционные валюты ипростоты виспользовании. Время покажет, будет ли это востребовано пользователями»,– считает Антон Устименко.

Однако интерес к механизму ICO на рынке, безусловно, есть, и со временем данный способ привлечения инвестиций имеет шансы занять место среди других финансовых механизмов. Уже сегодня появляются проекты, разрабатывающие системы оценки ICO и снижающие риски участия в нем: так, прототип разрабатывает стартап Андрея Варнавского Dolphin Blockchain Intelligence. Тем не менее пока связанные с проведением ICO инструменты находятся в стадии зарождения. Что, впрочем, не мешает первопроходцам рынка зарабатывать– так, $17 млн, собранные проектом Waves в рамках ICO, уже почти удвоились.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *