Бизнес стремительно молодеет, например, основатель популярнейшей соцсети Facebook Марк Цукерберг попал в списки Forbes в26 лет. ИРоссия богата молодыми и успешными бизнесменами.

Создатель первого частного агентства по раскрытию киберпреступлений Group-IB Илья Сачков в списки Forbes попал в возрасте 29 лет. Впрочем, молодыми бизнесменами, по версии этого журнала, считаются предприниматели до сорока. В период от 20до 30 лет жизнь только начинается.

Например, обладатель состояния в 0,7 млрд руб. (по данным Forbes) Михаил Абызов в 26 лет по приглашению Анатолия Чубайса стал членом правления РАО«ЕЭС России», а в 2005г. ушел из компании, чтобы заняться собственным бизнесом. 25-летний сын Игоря Сечина Иван стал одним из топ-менеджеров «Роснефти» иполучил орден «За заслуги перед Отечеством». Но даже если отнестись с долей скепсиса к успехам сына высокопоставленного чиновника, тенденция омоложения кадров налицо.

«Отечественный рынок топ-менеджмента в современном его виде сформировался после дефолта 1998г.,– делится наблюдениями глава HR-подразделения компании Greenwood Светлана Широкова. – Если в девяностые перед собственниками бизнеса стояла задача получения контроля над предприятиями и защиты прав собственности, то в начале нулевых на первый план вышла необходимость увеличения прибыльности компании, что и обусловило спрос на высококвалифицированных управленцев. Вначале нулевых большую часть топ-менеджмента составляли руководители в возрасте 31–40лет– около 51%. Руководители моложе тридцати считались молодыми, хотя их доля доходила до 12%. Сегодня средний возраст топ-менеджеров– 38лет, что примерно на пять лет ниже показателей начала века».

Поколение Y удивляет: кажется, что тут нет середины. Либо это амбициозные трудоголики, готовые учиться, работать и зарабатывать. Либо это тоже амбициозные, но лентяи, к тому же, испорченные российским образованием. Но мы о первых– о тех, кто до 30 лет уже заработал свой первый миллион долларов.

Может быть, совсем скоро мы увидим их имена в списках Forbes. Разные истории, разные бизнесы. Пожалуй, единственное, что их объединяет, кроме работоспособности,– это искренняя увлеченность тем, что они делают. Поколение Y хочет получать удовольствие отработы, ане только от заработанных денег.

От наемного работника до инвестора

Антону Петрову всего 29лет, ион уже владелец двух вполне успешных компаний, которыеобъединяет одна общая идея – решать личные и бизнес-проблемы. Аудиторская компания Petroff Audit занимается проблемами бизнеса, консьерж-служба Sputnik Premier Club решает все остальные проблемы клиента – от организации отдыха и сложного делового маршрута до покупки яхты. Оборот группы компаний, в которую входит Petroff Audit, в 2015 г. достиг 145 млн руб. Sputnik Premier Club заработал в 2015 г. 70млн руб. Размер личного состояния Антон Петров не раскрывает.

«Еще со школы я интуитивно понимал, что надо тратить меньше, чем зарабатываешь,– говорит Антон Петров.– Поэтому, когда родители давали карманные деньги, я обязательно сначала откладывал, а потом уже тратил. Зарабатывать сам начал еще в школе– чертил для одноклассников. Окончил школу с серебряной медалью. Очень любил компьютеры ивсе, что с ними связано, поэтому поступил на прикладную информатику в экономике в Российский государственный торгово-экономический университет».

Работать по специальности Антон Петров начал уже на третьем курсе. На заводе «Московский подшипник» проходила масштабная реорганизация. Так студент Петров попал в мир консалтинга. «Сначала работал переводчиком, делал презентации, расчеты в Excel и программировал на VBA, разрабатывая оптимизационные модели, – рассказывает Антон. – Тоесть удалось прямо сразу применить на практике то, что изучал в вузе и в свободное время. После окончания активной стадии проекта руководство завода предложило пойти вштат – вотдел внедрения стратегических решений – и даже согласилось, чтобы я работал четыре часа в день (чтобы было возможно совмещать работу сучебой)».

Параллельно с работой на заводе Антон Петров, активный форумчанин компьютерного журнала Chip, стал писать для него статьи на компьютерную тематику.

«Школа не учит самому главному– ставить цели и понимать основы ведения личных финансов,– считает Антон Петров. – Большая часть людей не задумывается, какой ежемесячный доход им нужен на самом деле. Иработают от зарплаты до зарплаты, без финансовой цели».

Работая на заводе, Антон поставил себе финансовую цель – накопить 1,2млн руб. в 23 года.

Карьера развивалась: в 2007 г. Антон перешел работать в финансово-экономическое управление «Московского подшипника», а в 2008-м получил предложение стать коммерческим директором в аудиторской компании. «Посмотрев внимательно на компанию, я рассказал ее собственникам, что они находятся на грани банкротства и просто не могут позволить себе нанять коммерческого директора,– рассказывает Антон. – На базе той компании я собрал свою команду. Уменя был свободный график, акоманда эффективно работала. Но потом сменилось руководство, которое захотело, чтобы я работал по их корпоративным правилам. Каждый человек в финансовом развитии может пройти четыре стадии: наемный сотрудник, предприниматель – человек, который работает сам на себя, бизнесмен, на которого работают другие, и инвестор, вкладывающий деньги в проекты иполучающий доход. На тот период яуже созрел до стадии предпринимателя и бизнесмена».

В 2009 г. была создана компания Petroff Audit, а в 2010 г. она «вышла всвободное плавание». Клиенты приходили по рекомендациям, сначала за решением бизнес-вопросов, а потом стали обращаться с личными просьбами: кому-то нужно было помочь оформить развод, кому что-то порекомендовать… Постепенно спектр вопросов, которыми занимался Антон Петров, расширился настолько, что пришла идея создания консьерж-службы. «Так как клиенты изначально были «своими», мы решили эту концепцию сохранить,– рассказывает Антон Петров.– Консьерж-клуб Sputnik Premier Club не рекламирует себя, попасть к нам можно только по рекомендации одного из клиентов. Благодаря налаженным связям в разных уголках земного шара мы помогаем нашим клиентам существенно экономить, даже если речь идет об организации сверхсрочной поездки. Сейчас в штате консьерж-клуба 10сотрудников, но некоторых клиентов яведу сам».

Работать больше

«У меня сумасшедший график, и, чтобы времени хватило на все, его не стоит тратить даром. Я считаю, что для успеха нужно много энергии и готовность работать 24 часа в сутки 360 дней вгоду», – говорит создатель несколькихуспешных проектов Владимир Горбунов, которому недавно исполнился 31 год.

Свою карьеру Владимир начинал как наемный работник. Перед тем как создать свой бизнес, он окончил Государственный университет управления, затем получил второе высшее образование вРоссийской академии государственной службы, стажировался вМеждународной академии бизнеса вФинляндии, успел поработать в таких компаниях, как Prime Group, Orange Divine, U-Trade, ООО«Атон».

«Ступенька работы по найму вкорпорации очень важна, так как она дает представление о том, как устроен крупный бизнес, какие он имеет преимущества, какие слабости, не говоря уже о том, что в корпорациях, как известно, год идет за два, итакой опыт очень мобилизует и дисциплинирует», – считает операционный директор компании Wyser Russia (входит в кадровый холдинг Gi Group) Ольга Овчинникова.

Как-то раз Владимир, отправляясь на важную встречу, застрял в лифте– переговоры пришлось вести по телефону и Skype. И все получилось!

Именно так возникла идея создать проект Workle – первого официального интернет-работодателя вРоссии. Workle – это не сайт с вакансиями, аполноценная площадка для работы через Интернет. Пользователь может пройти обучение и работать прямо внутри сервиса, выполняя различныезадачи– от продаж до работы вcall-центре.

Став одним из первых резидентов «Сколково», проект, созданный в 2009г., в 2013-м смог привлечь $3,5млн инвестиций от Klever Internet Investments Limited, подразделения одного из крупнейших российских инвесторов – фонда Klever Asset Management Юрия Жукова. Среднемесячный рост Workle в 2013г. превышал 100%, а оборот продаж, совершенный пользователями проекта, – 2млрд руб. в год. В 2015г. собственники решили вывести проект на рынок США.

Работа с Workle хоть и оставалась захватывающей, но в голове Владимира Горбунова уже зрела новая идея. Кстати, свой первый $1млн Владимир Горбунов заработал, продав небольшую долю в проекте, и часть этих денег инвестировал в следующий бизнес. «Яобратил внимание на то, как менялись музыкальные носители – кассеты, диски, минидиски, и в конце концов все ушло в«облако»,– размышляет Владимир Горбунов.– Сденьгами такая же история. Ракушки, шкуры, монеты, бумажные деньги, пластиковые карты… Мир уже готов отказаться от реального денежного носителя. Персональные устройства– смартфоны, планшеты– сегодня вполне пригодны для того, чтобы избавить нас даже от пластиковых карточек».

Так появилась идея создания PayQR – платформы, которая позволяет считывать QR-код с чека, платежной квитанции, экрана компьютера или планшета и расплачиваться с мобильного устройства. Собственники PayQR Глеб Марков иВладимир Горбунов потратили на его запуск 7млн руб. личных сбережений. Впервый месяц работы оборот компании составил 200 000 руб., во второй месяц – 3 млн руб. В2014г. Марков иГорбунов привлекли уже 50 млн руб. инвестиций, а недавно еще 300 млн руб., которые инвестировал президент и совладелец девелоперской компании «Инком» Сергей Козловский.

По словам Владимира Горбунова, сегодня оборот PayQR близок к нескольким сотням миллионов рублей. «Для выхода на прибыльность нам нужна аудитория в 2–3 млн человек, а для этого потребуется еще год или два,– говорит он. – Еще несколько лет назад этот рынок был абсолютно пуст. Сейчас подобные платформы появились у Samsung и Apple. Через 3–5 лет более 65% платежей перейдет в персональные устройства, и этот способ платить за товары и услуги останется основным на ближайшие 30–50 лет. Мир стоит на пороге цифровой революции».

Владимир и его коллеги не настроены на получение быстрой прибыли. Сначала команда планирует монетизировать проект, получая процент за эквайринг.

«Представляете, вы оплачиваете с помощью своего мобильного счет вресторане, а система сразу предлагает вам вызов такси? – так видит ближайшее будущее Владимир Горбунов.– Можно размещать самые разные сервисы: удобно и быстро получать услуги и оплачивать их».

«Я еще даже не начал по-настоящему зарабатывать, – признается он.– Только сейчас появились такие связи, которые позволят по-настоящему развернуться. Все самоеинтересное впереди».

Продать уверенность в завтрашнем дне

Оскар Хартманн родился 14 мая 1982 г. в Казахстане в семье русских немцев. В шесть лет переехал с родителями в Германию, там же получил первое образование, окончив Школу управления WHU по специальности «Международная экономика». Затем прошел программу МВА в University of Hawaii в Америке. Работать начал уже в 11лет, пробовал все, что было доступно для подростка, – разносил газеты, помогал на автозаправке. Первый бизнес открыл в возрасте 18 лет – это был интернет-магазин спортивного питания итоваров для спорта.

Успех пришел к 26-летнему Оскару в 2008 г., когда он основал шопинг-клуб KupiVIP.ru. Уже в 2011г. интернет-проект, торгующий брендовыми вещами со скидкой, смог привлечь $55 млн инвестиций. По итогам 2015 г. KupiVIP Group впервые раскрыла финансовые показатели и сообщила о выходе на операционную рентабельность, причем выручка компании увеличилась на 50% идостигла 16,5млрд руб.

«В кризис, в 2014–2015гг., яосновал сразу несколько компаний,– рассказывает Оскар Хартманн. – Если падает ВВП, это совсем не значит, что все рухнет. Я посмотрел на рынки других стран, где происходили серьезные экономические спады, длившиеся не менее четырех лет, и увидел, что внутри падающего рынка может быть сегмент, который растет, а владельцы такого правильного бизнеса получают прибыль. Нападающих рынках есть три сегмента, продажи в которых растут. Прежде всего это discount retail, ведь люди ищут товары подешевле. Имоя новая компания в России получила название «Заодно»– влюбом из 10ее магазинов всего три цены, 45руб., 77 руб. и 107 руб., и они не растут. Продажи подержанных автомобилей в России падают. Новнутри падающего рынка продаж подержанных иномарок растет доля дилерских продаж, и совсем неплохо себя чувствуют аукционы подержанных автомобилей, которые снабжают товаром дилеров. И в 2014 г. я создал компанию CarPrice– платформу для продажи автомобиля через онлайн-аукцион, где за автомобиль торгуются дилеры. Ивот, как ни странно, в прошлом году рост рынка поставки подержанных машин дилерам вырос на 300%, а мы успели стать главным поставщиком подержанных машин автодилерам. Третий сегмент, который растет во время кризиса,– это любые инструменты, которые снижают страх и неуверенность людей вбудущем. Грубо говоря, в кризис надо продавать продукт под названием «Уверенность в завтрашнем дне».

Для поиска такого сегмента пришлось вернуться в Германию. Там такие же молодые, как и Хартманн, его друзья уже задумывались о пенсии и присматривали недвижимость, которую в будущем можно будет с выгодой сдавать. Оскар эту идею обдумал и видоизменил.

«Я понял, что иметь дело нужно с объектами коммерческой недвижимости, более надежными, качественными, но и более дорогими, а свой личный интерес я вполне могу совместить с бизнесом, – рассказывает Оскар Хартманн. – У меня родилась идея создания краудфандинговой онлайн-площадки для инвестиций в объекты коммерческой недвижимости, которая получила название Aktivo. Прежде всего ее функция в том, чтобы подобрать наиболее доходные помещения и предложитьихинвесторам. Под каждый объект создается ЗПИФ. Становясь пайщиком такого фонда, инвестор может купить определенное количество квадратных метров, ровно столько, сколько захочет или сможет. На свои квадратные метры инвесторбудет получать доход, согласно своей доле в фонде. При этом дробное владение объектами недвижимости дает множество преимуществ. Например, если инвестору нужны деньги, он может легко их вынуть, продав часть своей доли, а если у него появились свободные средства, он может докупить квадратные метры, тогда его доход от пассивной сдачи помещения в аренду станет больше».

Большая склонность к риску иуверенное владение современными технологиями – еще одно отличие бизнесменов поколения Y. Они росли с Интернетом и не боятся искать в нем новые возможности. «Интернет– это очень гибкая сфера, где идеи довольно быстро находят воплощение, где людям легко себя проявить, где есть множество инструментов для продвижения,– комментирует управляющий партнер агентства Notamedia Сергей Оселедько. – Вмолодом возрасте очень сложно заработать миллион всолидной и стабильной компании, поэтому за отсутствием вариантов остается только развитие своего бизнеса».

Aktivo стартовала в 2015 г. Впроекте уже участвуют 73 инвестора, которые вложили в объекты недвижимости 270 млн руб.

Бизнесы, созданные Оскаром Хартманном в кризис, имеют совокупную капитализацию под $300млн. «Просто Россия не уникальна, – объясняет свой успех бизнесмен. – Внашей стране повторилось то же, что и на падающих рынках других стран, стали расти те же сегменты».

Будущим миллионерам

Сергею Вишневецкому недавно исполнилось 25 лет, свой первый $1 млн ему еще предстоит заработать, но молодой человек уже придумал программу, которая поможет растить миллионеров со школьной скамьи.

С 14 лет Сергей уже подрабатывал в сфере HoReCa, а в 2013 г. в возрасте 22 лет открыл свою кейтеринговую компанию «Гарсон кейтеринг». «Для старта потребовалось всего 300 руб. на размещение контекстной рекламы, – рассказывает он. – Поначалу не было ни своего оборудования, ни производства. Хорошие и незагруженные рестораны со своей кухней и персонал под выполнение заказа я находил, используя связи на ресторанном рынке. Благодаря полученному опыту я знал, как построить процесс с максимальной выгодой для всех. Ноиз-за отсутствия своего производства маржинальность бизнеса была достаточно низкой. Позднее мы начали вкладывать получаемую прибыль воборудование».

Осознав, что кейтеринговый бизнес невозможно тиражировать в регионах, Сергей продал свою компанию (сумма сделки не разглашается) и занялся оптовой продажей дверей. Компании «Дверной альянс» удалось построить торговлю, выйдя далеко за пределы родного Калининграда. Но у предпринимателя уже зрел следующий замысел. По его иницативе родились проекты и Калининградского молодежного бизнес-клуба, и Центра развития молодежного предпринимательства города Калининграда. Но на этом Сергей не остановился и решил предложить региональным властям концепцию развития «Экосистемы молодежного предпринимательства».

«Главная цель – поддержать молодежные инициативы, – рассказывает Сергей Вишневецкий,– инаучить предпринимательскому мышлению. Вшколах и институтах мы планируем проводить обучающие деловые игры, микробизнесу постараемся обеспечить бесплатную консалтинговую поддержку. А малый и средний бизнес будет кнам обращаться за «акселерацией» и решением, например, бухгалтерских и юридических проблем, но уже за плату».

По сути, данная система – холдинг, где есть обучающие программы и специалисты, которым малый и средний бизнес может отдавать часть деятельности на аутсорсинг.

«Это частно-государственное партнерство, – поясняет Сергей.– «Экосистема» монетизируется двумя способами: первый – получение средств за выполнение госзаказа, второй – оплата услуг от бизнеса. Финансовый потенциал предприятия на один год – оборот в 15–17млнруб. Через пять лет – около 70 млн руб.».

А вот «стартап-хирург» Вячеслав Семенчук видит для проекта Вишневецкого еще более радужные перспективы. «Спрос на такие услуги уже есть на рынке, – говорит он. – Компании, которые достигли месячного оборота 300000–900000руб. и уперлись в потолок, готовы платить за консультации, которые помогут им шагнуть на следующую ступень развития. Средний чек за такие услуги может составлять порядка 150000 руб., скажем, за сопровождение проекта в течение трех месяцев. Что касается выполнения государственного заказа, то можно с уверенностью предположить, что в первые же месяцы работы центр окупит все свои расходы на старт. Помоему мнению, владелец центра через три-четыре года сможет заработать только в этом проекте $1млн».

Бизнесмены поколения Y готовы постоянно учиться. И это еще одна их отличительная черта. «Учиться, учиться и еще раз учиться» – эта цитата уже не украшает школьные учебники и классы, но молодые предприниматели верно следуют завету уже не их вождя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *