Кремль без труда подавил восстание трех думских фракций. Их требования выполнены не будут, но работа над ошибками все же намечается
Когда глава Центризбиркома Владимир Чуров в минувшую пятницу пришел в Думу, лидеры фракций выступали на пределе эмоций. «Если вы выйдете на улицу и спросите, доверяют ли люди выборам, от Брянска до Сахалина из десяти человек одиннадцать плюнут вам в лицо!» — кричал Владимир Жириновский, два года назад выдвинувший депутата от ЛДПР Чурова в Центризбирком по квоте своей фракции. Главу ЦИК это не тронуло. Он невозмутимо посоветовал своему бывшему шефу обращаться в суд.
На том же заседании Жириновский предлагал «Единой России» забрать у его однопартийцев костюмы, машины и квартиры. «Мы лучше останемся голыми, но дайте нам проголосовать!» — уверял он. Именно с этой идеи начинался бойкот 14 октября: сначала Владимир Жириновский хотел, чтобы его фракция сняла пиджаки, — мол, «Единая Россия» на выборах их раздела, — а потом вдруг решил вовсе вывести ее из зала. Вслед за ними, посовещавшись, хлопнули дверью коммунисты. «Справедливая Россия» ушла последней.
Восстание было подавлено через несколько дней. Сначала в Кремле растерялись, говорит источник в администрации президента. Под гарантии, что Владимир Чуров придет в Думу, еще на позапрошлой неделе вернулись в зал заседаний жириновцы и мироновцы. На минувшую субботу назначили встречу лидеров фракций с президентом Медведевым. Но потом Кремль резко поменял линию и перешел в контратаку. Тех, кто требовал пересчета голосов, объявили бунтовщиками.

ТОЛЬКО ВПЕРЕД НОГАМИ

Поначалу, когда разгорелся скандал, «Единая Россия» вела себя тихо, а премьер Владимир Путин даже выступил в том ключе, что к претензиям оппонентов его партии следует отнестись с пониманием и не вести себя высокомерно. Правда, он сразу сказал, что недовольные могут идти в суд. Первый вице-спикер Думы Олег Морозов, говорит думский источник, лично ходил к коммунистам налаживать отношения.
На первых консультациях с первым замглавы кремлевской администрации Владиславом Сурковым руководители фракций чувствовали себя уверенно, говорит источник, близкий к руководству Думы. Требовали создать комиссию по расследованию нарушений, отстранить глав трех регионов, где проходили выборы в заксобрания, уволить Чурова и так далее — все то, что они требовали в Думе в день скандала. Впрочем, продолжает источник, звучали просьбы решить квартирные вопросы и вернуть мигалки.
Через несколько дней, по информации Newsweek, Сурков провел встречу с активом «Единой России». На ней, говорит источник в Думе, партии влетело за то, что она вяло отбивалась от претензий оппозиции, не вела контрпропаганду и проиграла информационную кампанию. Якобы советовалось приводить такие примеры: в ряде мест, например в Ржеве, «Единая Россия» проиграла коммунистам, а раз так, значит, выборы были честные. Предлагалось обвинять оппонентов в пассивности — спросить у них, почему с такими нарушениями в Москве было подано всего двадцать жалоб?
Одновременно, рассказывает депутат от «Единой России», партии Миронова «просто намылили шею», Жириновскому пообещали, что его личная встреча с президентом, давно запланированная, состоится раньше. Обещанную же всем бунтующим лидерам встречу с Медведевым представили как плановую. Хотя ее не было в графике и в середине прошлой недели ее еще не начинали готовить, говорит кремлевский источник. Сначала в новостных телесюжетах бунтовщиков называли оппозицией. Потом стали говорить о «неконструктивном демарше».
«Единая Россия» взялась за дело. Во вторник спикер Борис Грызлов предложил уменьшить зарплаты депутатам от КПРФ за то, что они целую неделю прогуливали заседания палаты. «Все, кто хочет работать, работают, — возмущался Грызлов, — а для тех, кто не хочет, у нас есть Трудовой кодекс!» Другие руководители партии указывали оппозиционерам, что те плохо подготовили наблюдателей и «не воспользовались демократическими процедурами» — не жаловались официально и не шли в суд.
Образцово-показательной стала история с лидером «Яблока» Сергеем Митрохиным. После того как на участке, где голосовала его семья, не было зафиксировано ни одного голоса, поданного за «Яблоко», он обратился в суд и был за это вознагражден. Суд постановил пересчитать голоса на этом участке. Источник, близкий к администрации президента, говорит, что Кремль был не против: тем, кто выступает не голословно, центр не препятствует.
Но никакого массового пересмотра итогов голосования не будет, утверждают собеседники Newsweek в Кремле, — это означало бы признать факт серьезных фальсификаций. По этой же причине не будет отправлен в отставку глава Центризбиркома Чуров. В Думе на прошлой неделе это уже прекрасно все понимали. «Будем честны, — сказал Newsweek лидер фракции ЛДПР Игорь Лебедев. — Юридически отзыв Чурова Госдумой невозможен. Члены ЦИК безотзывны, только вперед ногами». Глава фракции «Справедливой России» Николай Левичев пояснил, что снять Чурова могут только сами члены Центризбиркома. Член Центризбиркома Нина Кулясова заверила Newsweek, что ее коллеги не собираются этого делать.

ВСЕХ КИНУЛИ

Собеседники Newsweek в «Единой России» признают, что у оппозиции были основания обидеться. Источник в Кремле подтверждает: «Всех кинули». Жириновский, с его слов, начал скандал только потому, что не были соблюдены договоренности. Жириновский сам открыто говорил об этом. Корреспондент Newsweek, работая членом участкового избиркома на одном из участков в Москве, лично видела, как наблюдатели от КПРФ и ЛДПР закрывали глаза на вброс в пользу «Единой России».
«Справедливая Россия» назвала бандитскими выборы мэра Астрахани, на которых проиграл ее кандидат Олег Шеин. Коммунисты обиделись на то, как прошли выборы в Марий Эл. В КПРФ рассказывают, что Харитонов в ночь подсчета голосов позвонил Чурову на мобильный телефон и передал трубку одной из сотрудниц территориального избиркома в Марий Эл, пойманной им, Харитоновым, на приписывании голосов. Чуров якобы велел «перестать дописывать» и обещал позвонить в прокуратуру, чтобы «приехали и всех наказали». Харитонов ждал, рассказывают депутаты-коммунисты, часа два, но прокуратура, имевшая указания от республиканских властей, банально не послушалась Чурова.
«Всех подкосила Москва», — говорит депутат от «Единой России». Жириновскому обещали как минимум один мандат в Мосгордуме, рассказывал думский источник еще до выборов, а потом ЛДПР решено было прокатить. «Справедливая Россия» тоже вела переговоры с Кремлем, говорит источник, близкий к партийному руководству. Ей фактически запретили вести полноценную кампанию, обещая лояльное отношение при подсчете голосов. Партия отказалась от критики мэра Москвы Юрия Лужкова, практически задвинула ключевого кандидата — популярную в Москве Галину Хованскую. А результат оказался нулевым, сочувствуют мироновцам депутаты в «Единой России».
По мере того как разгорался скандал с фальсификациями в Москве, все увереннее вел себя Геннадий Зюганов. 12 октября на сайте ВЦИОМ были опубликованы результаты электронного экзит-полла, проведенного при помощи sms. Подсчет ненадежный, но так или иначе КПРФ получала 17,7%, «Яблоко» могло рассчитывать на 13,6% голосов, «Справедливая Россия» — на 10,7% избирателей, а ЛДПР преодолевала барьер с 8,4%. У «Единой России» было 45,2%. Источник в генсовете «Единой России» утверждает, что Мосгоризбирком проводил свой экзит-полл, тот дал похожие результаты, но их уничтожили.
Один из депутатов «Единой России» рассказывает, что еще на позапрошлой неделе, когда партии выходили из зала, кто-то из оставшихся представителей большинства шепнул: «По совести, это нам следовало выйти». Депутаты от «Единой России» обменивались друг с другом историями, как они сами, их жены и друзья становились жертвами фальсификаций. Жена одного из депутатов 11 октября была за границей, но в списке была отмечена как проголосовавшая. Некоторые депутаты приходили вечером на участки и видели, что ведомости избирателей пустые, а на официальной явке это не отражалось.

ВЫЖЖЕННАЯ ЗЕМЛЯ

Популярная среди членов «Единой России» версия заключается в том, что во всем виноват Юрий Лужков: «это он завысил результаты до неприличия — кому нужны 66%?» Newsweek уже писал, что Лужкову важно было продемонстрировать Кремлю, что он держит ситуацию под контролем и с успехом проведет следующие выборы в Думу и президента.
Теперь в московском правительстве тоже считают, что виноватым могут сделать именно мэра Москвы. «Счет действительно разгромный, — говорит сотрудник мэрии. — Но ведь эти цифры Лужкову были спущены сверху. Он справился блестяще, а его за это бьют». Сотрудник мэрии расценивает как удар все то же решение Хамовнического суда по Митрохину — участок для пересмотра выбрали именно в Москве. Переводят стрелки, говорит он.
Теперь в Кремле думают, что будет на следующих выборах в марте 2010 года. В политтехнологии есть термин «выжженная земля», рассказывает кремлевский чиновник. Так говорят, когда кандидата выбирают любой ценой, а избиратели перестают доверять выборам. Он признает, что, судя по реальной низкой явке, такая проблема есть.
Но послать губернаторам сигнал, что масштабных фальсификаций следует избегать, Кремлю будет довольно трудно. Уже хотя бы потому, что Кремль не готов открыто признаваться в том, что они имели место, и наказывать виновных. Возможно, кого-то потом снимут по совокупности, говорит кремлевский источник. При этом сразу два близких к Кремлю собеседника Newsweek утверждают, что в связи с думским скандалом в Кремле было сильное напряжение. Они полагают, что теперь куратора внутренней политики Владислава Суркова не поставят во главе кремлевской администрации.

Читайте также
Урна-патриотизм
Мэр сделал свое дело
Единая тень голосования
Цирк с медведями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *