Пора отвлечься от НАТО, ПРО и драк на постсоветском пространстве: Штаты — один из важнейших ресурсов российской модернизации

Для президента Медведева визит Барака Обамы — очень важная дипломатическая премьера. Но Москва — не Каир: подготовка к визиту шла незаметно, особого ажиотажа не наблюдалось. Некоторое разнообразие внесла публичная полемика между, условно говоря, идеалистами и реалистами. Идеалисты настаивают, что во внешней политике важны ценности, реалисты — что спор о ценностях лучше оставить философам, нужно «заниматься делом».
И те и другие могут быть спокойны. Обама — новичок на российском направлении, но его подход понятен. Говоря словами Трумэна, он будет посылать других к черту только тогда, когда будет уверен, что в состоянии их туда проводить. И в то же время не пойдет на морально ущербные и соответственно постыдные сделки. Только что он прошел боевое крещение внутренним кризисом в Иране — и выдержал его с честью. Россия в этом смысле для него гораздо более легкая задача. У Обамы найдутся слова для всех — Дмитрия Медведева, Владимира Путина, молодежи, деятелей гражданского общества.
Современная российская внешняя политика страдает статусоманией. Это комплекс, порожденный реальной травмой утраты империи и трудностями постимперского существования. Российская элита чересчур зациклена на США, а антиамериканизм уже стал — не без содействия властей — существенной частью современного российского национализма. Между тем Америка важна для России не только тем, что она расширяет НАТО, строит ПРО и поддерживает российских недругов на окраинах бывшей империи. Основной интерес России на нынешнем этапе ее развития — всесторонняя модернизация страны. Этот интерес должен определять и ее внешнюю политику. Так сложилось, что Соединенные Штаты Америки — один из важнейших внешних ресурсов российской модернизации.
Развивая отношения с США, Россия может получить доступ к передовым технологиям, связанным с ними инвестициям, а также к научно-техническому и управленческому потенциалу США. Американские университеты, лаборатории, корпорации и неправительственные организации могут стать источником ценных знаний и опыта для россиян, импульсом для инноваций и т. п. Особое значение, с учетом демографических проблем России, имеет сотрудничество в области здравоохранения.
США — непосредственный сосед России на востоке, а от того, удастся ли России выработать и реализовать модель развития Дальнего Востока и Восточной Сибири, зависит будущее страны, ее роль в мире.
Место России в международном разделении труда в большой степени определяется ее ролью производителя и экспортера энергоресурсов. В ее интересах — энергетическое партнерство с США, основанное на согласованных принципах взаимоотношений участников рынка, перекрестном инвестировании в энергетических секторах друг друга, сотрудничестве в области ядерной энергетики (реализация «Соглашения 123»). Энергетическое и экологическое партнерство РФ и США способствовало бы гармонизации интересов России и прибрежных стран в Арктике.
Учитывая роль Америки в мире, России необходимо выстраивать свою концепцию безопасности с упором на равноправное и конструктивное взаимодействие с США. Элементами такого взаимодействия могут стать достижение договоренности по проблемам стратегических наступательных и оборонительных вооружений, а также по космосу; структурирование и поддержание постоянного и продуктивного стратегического диалога с целью укрепления предсказуемости и формирования элементов доверия в отношениях между РФ и США; создание универсальной системы безопасности в Евро-Атлантическом регионе.
Особо нужно отметить перспективу создания совместной с США и странами Европы системы противоракетной обороны, которая вывела бы отношения бывших противников из «холодильника» враждебности и недоверия. За пределами Европы необходимы координация подходов к Афганистану (с прицелом в том числе и на противодействие наркотрафику), иранской ядерной программе и ядерной проблеме КНДР (с задачей укрепления режима нераспространения ядерного оружия), Ближнему Востоку (в рамках «Квартета»); содействие укреплению региональной стабильности в Южной и Северо-Восточной Азии.
Что же до постсоветского пространства, которое многим представляется главной проблемой современных российско-американских отношений, то государства Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии сами выберут свою внешнеполитическую, экономическую и общекультурную ориентацию. «Большая игра» отменяется: выбор здесь за Киевом и Минском, Баку и Тбилиси, Астаной и Бишкеком, а не за Москвой или Вашингтоном.

Читайте также
Хороший, плохой, злой
Встреча по верхам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *