Тема малого и среднего бизнеса, пятнадцатилетняя вялая константа экономических и околоэкономических штудий «эпохи высокой нефти», с кризисом вдруг приобрела актуальность, и множество взоров обратилось к МСБ как к средству переждать и пережить макроэкономическую «зиму», когда тучных коров по сто с лишним сменили тощие коровы по пятьдесят с небольшим. И тут же возникла первая настоящая интрига: малый и средний бизнес и госзакупки.

На апрельском Госсовете звучали предложения, в особенности от Агентства стратегических инициатив (АСИ), этот доступ расширить. Федеральную антимонопольную службу и Генпрокуратуру обязали проверить до конца года, как госкомпании распределяют 18-процентную квоту по закупкам, которую должны выбирать малые и средние предприятия. После Госсовета прошло меньше месяца, и Минэкономразвития предложило снизить в 2015г. 18-процентную квоту вдвое, превратив ее в 9-процентную. Главная артикулируемая причина: большая часть закупок совершена в первом полугодии, контракты подписаны. Основная проблема, которую называют предприниматели: затратность размещения заявки, сложная система добровольной сертификации и в целом организация системы закупок таким образом, чтобы в ней легче всего было участвовать «своим» поставщикам.

Нашла коса на камень. Безусловно, МСБ вполне может претендовать на роль драйвера экономики в непростое кризисное время. Иэто было бы в интересах страны, как нас учит опыт множества других государств. Нопомимо интересов страны, есть интересы крупных неэкспортных структур, для которых госзакупки – надежный источник денег именно в кризис. И в появлении еще одного серьезного игрока в виде МСБ на этом рынке, который к тому же еще и будет влиять на формирование цен, такие структуры не заинтересованы.

Заинтересовано ли государство, это предстоит выяснить. С одной стороны, на Госсовете было все сказано достаточно ясно и четко. С другой – в кризис государство усиливает контроль за всеми секторами экономики, и глупо было бы ожидать, что тенденция к укрупнению и агрегированию экономических субъектов ослабнет. И разводить в системе госзакупок «розницу» вместо «крупного опта» достаточно рискованно с точки зрения сохранения и укрепления этой тенденции. Конфликт с крупными игроками властям тожененужен. В этой парадигме малый и средний бизнес воспринимается как враждебный элемент.

Прогноз неутешительный, как говорят врачи. Вероятнее всего, Минэкономразвития победит в заочном споре с условным и вполне конкретным АСИ, и квоты все же будут сокращены. Сначала в 2015 г., затем в 2016 г., далее – везде. Другое дело, что с точки зрения развития экономики, развития страны, избавления от сырьевой зависимости и в целом с точки зрения стратегической это глубоко ошибочно и даже пагубно. Ибо мы не просто изобретаем велосипед, мы изобретаем велосипед с квадратными колесами. Делаем вид, что заботимся о малом и среднем предпринимательстве и развиваем экономику, а на деле стоим на месте.

Что же касается доступа МСБ к госзакупкам в принципе, то даже если квота останется на уровне 18% и, предположим, еще и вырастет, механизм этого доступа еще предстоит отладить и проработать. Исключить риск коррупции и непотизма. К 30-летию перестройки нелишним будет вспомнить печальную повесть о советских кооперативах, для которых власть в конце 1980-х создала свободный рынок сбыта, но забыла про свободный рынок сырья. В результате доступ к сырью имел тот, кто имел доступ к директору госпредприятия, получавшему сырье по госквотам и по госценам. Кооперативы стали карманными лавочками директоров. Кончилось это не устранением дефицита, а еще бóльшим дефицитом, не снижением цен, а еще бóльшим их ростом. Не расцветом экономики, а коллапсом. Вот об этом следует вспомнить. И помнить.

Автор -Никита Исаев,директор Институтаактуальной экономики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *