Российский рынок утилизации мусора оценивается более чем в 50 млрд руб. С момента создания в 2011 году "дочки" Ростеха – Национальному экологическому оператору пророчилась ведущая роль в этом секторе. У госкорпорации был опыт в переработке военных отходов и аппетиты на "гражданский" мусор.

Глава "Ростеха" Сергей Чемезов активно лоббировал аккумулирование экологического сбора в одних руках, но правительство в декабре 2014 года решило отдать вопрос на откуп регионам , при этом порядок и объем утилизационных отчислений законодательно пока не определены. Расчет "Ростеха" на статус федерального оператора, а, значит, — на бюджетные средства не оправдался.

Нормативного акта, который регулировал бы объем и порядок сбора утилизационных отчислений, пока нет. Тогда Сергей Чемезов нашел новых партнеров для “мусорного проекта”. Как сообщает "Коммерсант", мажоритарными акционерами “Национального экологического оператора” стали Леонид Огородников и Олег Андреев. Бизнес-дуэт начинал в 90-х с торговли оргтехникой, в 1997 году они, как писали СМИ пользуясь поддержкой чиновников от культуры, основали сеть кинотеатров “Каро Фильм”. В 2012 году контрольный пакет сети был продан консорциуму инвесторов, по экспертной оценке, за $200 млн.

В феврале 2014 года кинопрокатчики заинтересовались мусором и купили по равной доли – по 37,5% в компании “Гермес”, которая имеет пять региональных операторов по утилизации ТБО: в Липецке, Нижнем Тагиле, Омске, Белгороде и Белогорье. А “Гермес”, в свою очередь, купил 75% -1 акций “Национального экологического оператора”, что стало возможно в результате допэмиссии.

В ближайшие годы холдинг сможет перерабатывать 4 млн тонн отходов при средней цене 1500 руб/ т. Родство с “Гермесом” открывает двери в пять из них. НЭО сможет в упрощенном порядке выкупать доли и создавать современные полигоны, мусороперерабатывающие заводы. Леонид Огородников говорит о том, что бизнес перспективный, не требует дотаций и похож на кинотеатральный тем, что начинается в полной неразберихе. Неясные механизмы госучастия партнеров "Ростеха" не пугают.

По словам гендиректора НЭО Татьяны Скорик, компания использует формы государственно-частного партнерства, задействуя в бизнесе собственные и привлеченные средства. Но дальнейшее развитие отрасли, по ее мнению, невозможно без госучастия: есть две возможности – осуществлять проект за счет населения или за счет господдержки. Однако, утилизационный сбор, который может составить 1,5-4,5% от себестоимости всех потребительских товаров, тоже в итоге ляжет на плечи покупателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *