Визит израильского премьера на исторический саммит в Вашингтоне будут готовить военные и разведчики. Израильским дипломатам не до саммитов – у них стачка

В свое время премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху лично назначил Майкла Орена послом в США и теперь этому очень рад. Орен оказался единственным, кто отказался поддержать забастовку, организованную профсоюзом израильского МИДа. А бастующие дипломаты Нетаньяху сейчас совсем ни к чему – на следующей неделе ему предстоит ехать в Вашингтон для участия в прямых переговорах с лидером Палестины. Таких встреч не было уже полтора года и Израилю важно хорошо к ней подготовиться. Однако профсоюз МИД 24 августа официально запретил своим сотрудникам в Вашингтоне как-либо содействовать визиту премьер-министра: встречать его, сопровождать, переводить, снабжать информацией. Подчинились все, кроме Орена.

Он, видимо, будет единственным израильским дипломатом, который встретит премьера у трапа самолета. Еще в аэропорт приедут представители израильского Министерства обороны – к этому ведомству Нетаньяху обратился с просьбой помочь в организации визита, так как у него есть в Вашингтоне постоянное представительство. Военные согласились помочь и теперь ждут гневного письма из МИДа. Разведчики из Моссада такое уже получили – они недавно помогли премьеру съездить в Грецию. 

С помощью забастовки работники внешнеполитического ведомства выражают свой протест против «позорного поведения чиновников министерства финансов», которые упорно не хотят повышать им зарплаты. Дипломаты жалуются, что зарабатывают в разы меньше сотрудников других министерств, особенно по сравнению со спецслужбами и армией. Своими обычными методами воздействия – переговорами и убеждением – они ничего не добились, поэтому и решили действовать нестандартно: бастовать. 

На работу они при этом ходят, но вместо привычных деловых костюмов с галстуками надевают на работу в МИД сандалии и джинсы. Но несоблюдение дресс-кода – это еще цветочки. Последние несколько недель дипломаты демонстративно не участвуют в подготовке официальных визитов в Израиль иностранных гостей и поездок израильских официальных лиц за рубеж. «Это частичная забастовка, — подчеркивает в беседе с Newsweek дипломат, работающий за пределами Израиля. Свое имя он просил не упоминать. — На работу-то мы ходим, причем, в отличие от сотрудников в Израиле, в костюмах и галстуках. Но в наших консульствах по всему миру сокращен прием, и подготовкой визитов мы действительно не занимаемся».

Единственный случай за последние недели, когда дипломаты все-таки сделали исключение и выполнили свою работу, пришелся на прошлый визит Нетаньяху в США в начале июля. Визит совпадал с очередными переговорами МИДа и Минфина о повышении зарплат и дипломаты надеялись на успех. Но консультации ни к каким подвижкам не привели. Поэтому в преддверии следующей важной поездки Нетаньяху министерство и не стало делать премьеру поблажек. «Посол не будет встречать премьера в аэропорту, и ни один сотрудник министерства палец о палец не ударит ради визита», — торжественно пообещал мидовский профсоюз в письме канцелярии премьера накануне его поездки в Грецию.

Этот форс-мажор вынудил главу правительства впервые обратиться за содействием в организации внешнеполитической работы к «Моссаду» — израильской разведке. Такого в истории мировой дипломатии еще не было. Но у Нетаньяху не было выбора, ведь уже чуть ли не полгода – а повышения зарплат дипломаты активно добиваются с марта – они только и делали, что демонстрировали правительству умение вставлять палки в колеса. «Проворачивать это все неприятно, так как мы патриоты, — признает глава дипломатической ассоциации при МИДе Израиля Ханан Годер, но потом добавляет, – когда бастуют врачи, страдают пациенты, когда идет стачка учителей, это бьет по студентам. Когда забастовка у дипломатов, это вредит международным отношениям».

Глава российского МИДа Сергей Лавров почувствовал это на себе, когда в июле отправился с рабочим визитом в Израиль. Сначала израильские коллеги заявили российской делегации, что по прилету в аэропорт Бен-Гурион им не стоит надеяться на Vip-режим при прохождении паспортного контроля и трансфер в гостиницу, а потом пригрозились не устраивать полагающуюся по протоколу торжественную встречу. Конфуз был сглажен лишь благодаря совестливости израильского замминистра иностранных дел Дани Аялона: бедняге пришлось самому расстилать ковровую дорожку перед трапом самолета с Лавровым.

Однако, от всех протокольных бед российскую делегацию уберечь не удалось — на встрече министра с нынешним лидером израильской оппозиции Ципи Ливни не оказалось российского флага. Но никакой ноты протеста или устного возмущения российская сторона не высказывала, говорит осведомленный источник в МИДе Израиля. «По протоколу Лаврова в обычной ситуации встречал бы начальник департамента Евразии, а тут наш министр послал своего зама, это куда более статусно», — добавляет дипломат.  

Супруге эстонского президента Тоомаса Хендрика Ильвеса, приезжавшего в Израиль с визитом в конце июня, повезло куда меньше. В один из дней израильские сопровождающие попросту «забыли» дождаться ее после обеда в одном из ресторанов под Иерусалимом. Точно так же в музее холокоста «Яд Вашем» был «позабыт» и глава болгарской дипломатии. Выбираться оттуда Николаю Младенову пришлось уже на автомобиле болгарского посольства, куда растерянный министр позвонил, не обнаружив машины израильской стороны. Советник же премьера Израиля по национальной безопасности Узи Арад из-за забастовки в МИДе вообще не смог улететь с визитом в Москву, как планировал. Его просто никто не подготовил. 

Потому-то Нетаньяху и решился прибегнуть к альтернативным помощникам. Сотрудники Моссада премьера не подвели. Двухдневный визит Нетаньяху в Грецию прошел без сучка и задоринки. Но за это Моссад получил не только премьерскую благодарность, но и негодование МИДа – дипломаты обиделись на разведчиков за испорченную забастовку и не преминули отомстить новоявленным конкурентам.

Месть настигла Моссад в виде циркуляра, разосланного МИДом в израильские посольства за рубежом. «Наша миссия за границей состоит в анализе политической ситуации. Раз нас исключили, их [агентов Моссада — Newsweek] это не обойдет стороной. Никаких отчетов, которые мы обычно пишем, они больше не получат», — пригрозил один из его авторов Ханан Годар. Кроме того, всем дипломатам строго-настрого запретили оказывать сотрудникам разведки какое-либо техническое содействие — будь то выдача виз или организация зарубежных визитов сотрудников Моссада. Теперь то же самое грозит военным.

Сменить гнев на милость – и то в виде большого исключения — МИД пообещал только в случае, если речь пойдет «о вопросе жизни или смерти». Источник в МИДе Израиля полагает, что реакция начальства закономерна: «Большинство дипломатов считают поведение Моссада недружественным жестом. Представьте, другое министерство затеяло бы забастовку, а МИД попросили его подменить, и МИД бы согласился. Это было бы нехорошо, неколлегиально что ли».

Центральный офис МИДа в Иерусалиме соседствует со зданием центрального Банка Израиля, сотрудники которого могут похвастаться одной из самых высоких в стране зарплат. Если заглянуть на подземную стоянку внешнеполитического ведомства, контраст становится еще очевидней: столько старых автомобилей не припарковано ни у одного из соседних зданий. Автопарк министерства финансов, расположенного всего в 300-400 метрах от МИДа, куда лучше. Что уж говорить об элитном Моссаде. 

Бюджет Моссада засекречен, но дипломаты уверены, что разведчики получают вдвое больше их. «Статус израильского дипломата сильно уступает статусу сотрудников министерства обороны или израильских спецслужб, — сетует Newsweek глава отдела «Евразия-1» (Россия, Украина, Беларусь) Яаков Ливне,  работающий в МИДе четверть века и являющийся наиболее высокопоставленным сотрудником внешнеполитического ведомства из числа выходцев из бывшего СССР. – А работа израильского дипломата за рубежом порой бывает не менее опасна». Ливне перечисляет серию инцидентов в Египте, Иордании, странах Африки, в которых пострадали израильские дипломаты. «Из-за нападений на дипломатов на Ближнем Востоке начинались целые войны. Вспомните нападение на посла в Великобритании в 1982 году», — напоминает дипломат. Все это, по его логике, подтверждает, что дипломаты достойны как минимум такой же зарплаты, что и бойцы невидимого фронта.

Находящийся в загранкомандировке израильский дипломат, просивший не называть его имя, своей зарплатой за рубежом в целом доволен. Чего не скажешь о его окладе по возвращению на родину. После шести лет работы в МИДе и при ранге первого советника в Израиле он будет получать всего $1500. «Это объективно мало. Средняя зарплата в Израиле около $30 000 в год. К тому же, не забывайте, что в обычных израильских семьях работают и жены. А супруг дипломатов работодатели брать не хотят, зная, что это только на полтора-два года», — расписывает он не радужную картину.

Своих подчиненных даже открыто поддержал министр иностранных дел Авигдор Либерман. Впрочем, его собственная зарплата никак не связана с их доходами. У израильских министров зарплаты примерно одинаковые.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *