Коммунальный офис
В шестикомнатной квартире живут два человека, десять приходят сюда работать и еще энное число — проводить интервью, фотосъемки, мастер-классы, презентации. Попасть в этот «творческий бульон» можно за 6000 руб. в месяц. Инвестиций в Homework фактически не потребовалось (лишь арендная плата за квартиру), но и получать доход с проекта не планируется. В принципе, сама идея коворкинга начиналась именно с таких стихийно организующихся офисов, зачастую совмещенных с домами. Сейчас коворкинг-центрами зовут не только квартиры, которые снимают и в них работают несколько людей, но и коммерческие проекты, предлагающие свои услуги тем, кому традиционный офис по каким-то причинам не подходит. Коворкинг, как правило, бывает двух видов: с фиксированными рабочими местами (как для отдельного человека, так и для целой команды) и без. Питербургский проект Homework предлагает и fix (индивидуальные места), и flex (места общего пользования).
Схема дружеского коворкинг-центра питерцами Юрием Лифшицем и Сергеем Дмитриевым (сооснователи проекта, которые трудятся тут же) отработана. Теперь они с партнерами (их состав еще до конца не определен) обдумывают подобный коммерческий проект, сейчас — этап исследования рынка. Лифшиц уверен, что, несмотря на наличие в Северной столице трех коворкинг-центров, потребность в коворкинг-пространстве на 100-200 рабочих мест есть. Целевая аудитория таких центров не только фрилансеры, но и начинающие предприниматели, мелкие фирмы и даже большие компании, арендующие места для своих штатных, но работающих в другом городе (или удаленно) сотрудников.
Их всех пересчитали
Трудовые ценности фрилансеров (Ф) и штатных работников (Р), (%) |
||
|
Ф |
Р |
Размер оплаты труда |
80 |
96 |
Интересная, творческая работа |
72 |
66 |
Удобный график работы |
61 |
61 |
Возможность чего-то достичь |
59 |
39 |
Соответствие работы способностям, склонностям |
54 |
45 |
Возможность проявлять инициативу |
41 |
25 |
Надежное место работы |
33 |
75 |
Работа, вызывающая уважение людей |
23 |
35 |
Ответственная работа |
15 |
22 |
Не слишком напряженная работа |
13 |
24 |
Большой отпуск |
10 |
39 |
Источник: ВШЭ |
Как полагают доценты кафедры экономической социологии НИУ-ВШЭ Андрей Шевчук и Денис Стребков, проводившие перепись фрилансеров в 2008-м и 2011 г. совместно с сайтом Free-lance.ru, в России сотрудников, осуществляющих самостоятельную трудовую деятельность вне найма, примерно вдвое меньше, чем в ЕС (там, по данным Евростата, их 10,5%). Специалист по креативной экономике, основатель агентства PRG (Нью-Йорк) Илья Мерензон, сравнивая параметры рынка труда РФ с аналогичными в США, делает предположение о 4% фрилансеров в нашей стране (в США речь, согласно некоторым исследованиям, идет о тех же 10%). Он отмечает, что за границей уже сейчас существуют целые города, инфраструктура которых изменилась в связи с большими «популяциями» фрилансеров. «Например, в Портленде, где масса людей работает удаленно (одно из первых мест по этому показателю в США), инфраструктура «заточена» под фрилансеров: множество коммунальных офисных пространств, огромное количество кафе, транспорт и т.д.» , — рассказывает Мерензон. Еще один пример: в английском Лидсе девелоперы перестраивают заводы следующим образом — на нижних этажах работают галереи и мастерские художников, средние отводятся под коворкинг-центры, верхние — под корпорации. «Галереи сразу повышают статус этих мест, делают их модными. Остальные этажи тесно сотрудничают. Корпорации нередко нанимают фрилансеров, последние иногда переселяются наверх в качестве наемных сотрудников или глав собственных компаний, когда те перерастают площади коворкинг-центров» , — добавляет Илья Мерензон.
В России пока обилия и процветания коворкинг-центров не наблюдается. Открытия коворкингов, по крайней мере в Москве, зачастую привязаны не к возрастающему спросу, а к избыточному предложению в ситуации экономической нестабильности. По этому поводу, как уверяют отдельные эксперты, открывались коворкинг-центры в 2008 г.: нарезав площади, компании-арендодатели надеялись привлечь дополнительную аудиторию, в том числе уволенных сотрудников, переквалифицировавшихся во фрилансеров или считающих себя таковыми. Тот факт, что коворкинг-центры постоянно закрываются и открываются (как в Москве, так и в регионах), участников этого рынка почти не удивляет. Как и то, что точное их число сложно определить.
Коворкинг в объеме
Средний размер ежемесячного дохода российского фрилансера (%) |
||
тыс. руб. |
2008 |
2011 |
Менее 10 |
20 |
19 |
От 10 до 25 |
35 |
36 |
От 25 до 50 |
29 |
27 |
От 50 до 75 |
10 |
10 |
От 75 до 100 |
4 |
4 |
Свыше 100 |
3 |
4 |
Источник: ВШЭ |
» Если говорить именно об объемах Co-working, то, на наш взгляд, на данном этапе речь может идти о сравнительно небольших масштабах рынка — сейчас в Москве насчитывается не более двух десятков специализированных проектов (плюс единичные проекты в регионах). Это относительно узкая и очень специфичная ниша» , — комментирует аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. По его мнению, объем этого сегмента вряд ли превышает несколько десятков миллионов долларов в год.
Эльвира Хафаева, менеджер по маркетингу и рекламе проекта «Матриксофис» (ГК «Альвис» ), говорит о 24 центрах и 30 000 кв. м коворкинг-площадей в Москве: «Сюда входят офисы всех классов: от А до С-. Но в классе А обычные коворкеры сидят редко, там скорее сидят бизнесмены или же представительства иностранных компаний» . Проект «Матриксофис» родился из двух идей — бизнес-интернет-кафе и стихийного коворкинга и был реализован на территории бывшего завода. «Доля офисов до 30 кв. м в Москве сегодня занимает не более 10% рынка офисной недвижимости. А это значит, что ниша коммерческой недвижимости для малого бизнеса и фрилансеров остается практически свободной. Мелкие компании и фрилансеры, коих становится все больше в последнее время, формируют в свою очередь целевую аудиторию коворкинг-центров и подобных офисов. Как итог, потенциальный спрос на предложение отдельных рабочих мест в офисе будет оставаться стабильным» , — уверена Эльвира Хафаева.
А вот Игорь Бевзенко, основатель и идеолог офисного клуба Communist Loft, считает, что коворкинг-офисов не так много, как кажется: «Из коворкингов я знаю «Ко-Пай» , который закрылся в кризис, Communist Loft и открывающийся с нашим участием «Флакон-коворкинг» на дизайн-заводе «Флакон» . Остальное либо подобие «Регусов» , несущих совсем иную идеологию, либо желание монетизировать волшебным образом площади, висящие мертвым грузом. Забейте в «Яндекс» слово «коворкинг» и пройдите по компаниям, чьи адреса выпали на первой странице запросов. Мы так сделали в августе. Вы увидите унылые и пустые офисные пространства, мало устроенные для работы. Это не коворкинг. Почему? Потому что люди не вкладываются в обустройство площадки, не создают добавленной ценности к дешевому гипсокартону С-класса» . По словам Бевзенко, в его деле все стабильно, а в бизнесе большинства коллег, также называющих себя «коворкингами» , все средне плохо. «Прибыль в роли УК — невысокая, в роли собственников площадки — отличная. Поскольку личными площадями мы не владеем, то перешли на модель продажи франшиз и консультирования» , — рассказывает о секрете успеха Игорь Бевзенко. Стоимость первоначальных вложений в открытие коворкинга эксперты оценивают в сумму от $20 000 до $40 000, сроки окупаемости — около года.
И если «Матриксофис» говорит о своей ориентированности на фрилансеров и даже о зависимости спроса от их планов (а эти люди имеют привычку уезжать на лето из Москвы), то Communist Loft уверен, что коворкинг — для организаций, пусть и в зачаточном состоянии, или для предпринимателей-одиночек. Кроме того, по мнению Игоря Бевзенко, фрилансеров в Москве мало: «У нас есть огромное количество безработных с большими запросами, предпочитающих называть себя в процессе поиска работы фрилансерами» .
Описанный Бевзенко фрилансер не слишком похож на среднестатистического фрилансера, выявленного в результате уже упомянутого проекта ВШЭ и Free-lance.ru. Итоги «переписи» фрилансеров говорят, по мнению исследователей, о формировании «нового среднего класса» — успешных, хорошо зарабатывающих (27% получают от 25 000 до 50 000 руб. в месяц, у 18% совокупный доход превышает 50 000 руб. в месяц), молодых (71% не старше 30 лет), образованных (82% с высшим и незаконченным высшим образованием), мотивированных на работу и самореализацию людей. «При сравнении самозанятые профессионалы выглядят вполне успешными работниками на фоне не только населения России в целом, но и своих коллег из офисов» , — рассказывает доцент кафедры экономической социологии ВШЭ Андрей Шевчук. Правда, только 4% из опрошенных «удаленных» работают вне дома (в кафе, на выезде, в дороге и т.п.) и лишь некоторые фрилансеры-предприниматели имеют личный офис. Если учесть и тот факт, что две трети представителей «нового среднего класса» живут в регионах, то покажется, что скорее в стандартных офисах рабочие места станут незакрепленными (есть и такой тренд), нежели инфраструктура столицы будет походить на Портленд или Лидс. Впрочем, реальность немного сложнее.
Пошел в третье место
Специализация российских фрилансеров (%) |
||
|
2008 |
2011 |
Разработка и поддержка веб-сайтов |
34 |
29 |
Программирование |
18 |
20 |
Дизайн/Графика |
44 |
38 |
Фото |
9 |
9 |
Аудио/Видео |
4 |
5 |
Тексты/Копирайт/Переводы |
21 |
33 |
Реклама/Маркетинг/ Консалтинг |
11 |
12 |
Инжиниринг |
2 |
5 |
Другое |
1 |
3 |
Источник: ВШЭ |
Еще несколько лет назад дизайнеры заговорили о феномене «третьего места» — о пространстве, которое не является офисом и домом, но где можно и отдыхать, и работать. И список «третьих мест» оснащенными Интернетом кафе или коворкинг-центрами не заканчивается, речь идет о куда более глобальном тренде.
» Когда появились беспроводные сети, произошла своего рода революция в работе. Возможно, она пока не слишком заметна, но ее влияние как на инфраструктуру городов, так и на бизнес, обслуживающий тех, кто работает удаленно, неоспоримо. Очень скоро разговор о специфических бизнесах для фрилансеров перестанет быть актуальным, потому что сегодня мобильными становятся все. Работать удаленно от офиса стало обыденным. Кто не проверял почту на телефоне в пути или в кафе? Кто не работал с ноутбуком в ожидании авиарейса?» — задает риторические вопросы директор по рекламе Solo Office Interiors Владислав Аксенов. В качестве примера «третьего места» он называет открывающийся в ноябре клубный офис Cabinet Lounge (учредители Solo Office Interiors входят в состав учредителей Cabinet Lounge). Здесь можно как работать (он выполняет функции коворкинг-центра), так и приглашать заказчиков для проведения небольших встреч и крупных презентаций (представительские функции являются одними из основных). Cabinet Lounge рассчитан преимущественно на тех, кому по каким-либо причинам не подходит проведение встреч в гостиницах, ресторанах и кафе и кто по этому поводу нуждается в специальном рабочем пространстве, представительском офисе в центре Москвы. Но и фрилансеры с соответствующими доходами (стоимость ежемесячной карты начинается от 900$) могут стать его клиентами. «Мы просто заполняем потребности рынка. После того как отработаем модель, планируем открыть подобные клубные офисы в других крупных городах России и СНГ» , — говорит Владислав Аксенов.
По мнению Ильи Мерензона, коворкинг-центры и бизнес-клубы имеют перспективы. Но в регионах. «В Москве непростая ситуация с недвижимостью. Активно развиваться коворкинг-центры (как и другие сегменты рынка, рассчитанные на фрилансеров) будут в Петербурге, Новосибирске, Перми. Причем формироваться они станут вокруг университетских городков. В Москве зачастую выгоднее работать в офисе, чем удаленно. В регионах же фрилансер имеет возможность сотрудничать со столичными и международными компаниями, у него есть преимущество перед теми, кто работает в региональном офисе» , — рассказывает Мерензон. И указывает еще на один тренд на мировом рынке недвижимости: строительный сектор медленно разворачивается в сторону «мобильных» и «удаленных» . Девелоперы начинают предлагать квартиры с совмещенными офисами. «Именно такую я себе присматриваю» , — признается Мерензон. Правда, дом, совмещенный с офисом, Илья ищет не в России.