Законопроект об инсайдерской информации российские чиновники разрабатывают уже более 10 лет. За это время мошенники сколотили на инсайде и манипулировании рынком целые состояния и приступили к освоению нового инструмента обогащения – фондового спама.

Участники рынка неоднократно обращали внимание на весьма странное поведение отдельных акций накануне знаковых выступлений чиновников: бумаги начинали падать, если заявления не сулили компании ничего хорошего, и, напротив, – расти, если выступление было позитивным. Но все это происходило еще до обнародования позиции государственных мужей. Складывалось такое ощущение, что кто-то заранее знал о том, что скажет чиновник. Такая «прозорливость» объясняется достаточно просто: большинство выступлений чиновникам готовит их аппарат, в который входят различные эксперты и спичрайтеры. Естественно, у отдельных «помощников» или самих чиновников возникает соблазн заработать, если грядущее заявление может серьезно сказаться на стоимости отдельных бумаг. Наиболее ярким примером последнего времени является «дело ЮКОСа». Многие участники рынка отмечали, что аккурат накануне выступления очередного представителя Генпрокуратуры акции нефтяной компании начинали заранее отыгрывать грядущий позитив или негатив. То же самое можно сказать и о топ-менеджерах компаний, выступления которых также серьезно сказываются на стоимости акций. Участники рынка не исключают, что данные годовых отчетов отдельных компаний начинают отыгрываться значительно раньше их публикации. Но до сих пор регулирующим органам не удавалось никого поймать за руку, поэтому предположения о том, что кто-то на российском рынке играет с использованием инсайдерской информации, так и остаются предположениями.

Беззаконие

Проблема инсайда появилась отнюдь не в России. Уже много лет с недобросовестными игроками борются регулирующие органы Европы, США и ряда азиатских стран. Однако по сравнению с российскими коллегами у них есть серьезное преимущество – законодательная база, которая и помогает ловить инсайдеров и время от времени их судить. Так, в октябре 2006 года в США к 24 годам тюрьмы был приговорен 52-летний бывший исполнительный директор энергетической компании Enron Джеффри Скиллинг. Он был признан виновным в мошенничестве, торговле инсайдерской информацией и предоставлении ложных сведений аудиторам. В марте 2005 года французский апелляционный суд оставил в силе приговор трехлетней давности, вынесенный известнейшему международному финансисту Джорджу Соросу. Его оштрафовали на 2,2 млн евро. Речь шла об использовании инсайда в ходе приватизации французского банка Societe Generale. В 1987-м к двум годам тюрьмы был приговорен Деннис Ливайн: благодаря инсайду он за считанные дни заработал на фондовом рынке $12 млн.

В России дела с этим обстоят пока «слегка» хуже – законопроекты о борьбе с использованием инсайдерской информации кочуют из одного чиновничьего кабинета в другой на протяжении уже более чем 10 лет. Последний законопроект, направленный на борьбу с инсайдом (рабочее название – «О злоупотреблениях на организованных финансовых и товарных рынках»), разработан Федеральной службой по финансовым рынкам. Он был внесен на рассмотрение правительства в конце марта текущего года, получив предварительно положительную оценку Минюста. Одной из самых примечательных частей документа является положение о признании инсайдерами тех, кто получил информацию случайно, например, увидел не предназначенные ему документы. Регулирующий орган также предлагает ввести в компаниях специальную должность «контролеров за инсайдом». Они получат доступ ко всем базам данных компании и смогут проводить служебные проверки, требуя от сотрудников компании письменных объяснений. Контролеры будут подотчетны только высшему органу управления своей компании. Получается своего рода Особый отдел, если проводить аналогию с армией. Сейчас документ находится на согласовании в профильных министерствах и Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР). Насколькобудут эффективны предложенные ACAH механизмы, никто прогнозировать не берется, но участники рынка готовы поддержать документ фактически в любом виде, они устали от правового вакуума, который царит в сфере использования инсайдерской информации последние десять лет. В Госдуме обещают, что он может быть принят уже текущим летом, но надежда на это слабая: ведь махинации на фондовом рынке приносят огромные доходы, а значит, появляется возможность лоббировать свои интересы в различных властных структурах.

Мошенники пошли в Интернет

В отличие от инсайда, использование которого даже при наличии законодательной базы отследить весьма сложно, другой применяемый фондовыми мошенниками способ – манипулирование ценами акций – идентификации поддается довольно просто. В этом случае мошенники искусственно занижают или, наоборот, завышают курсовую стоимость акций с помощью рассылаемых инвесторам псевдопрогнозов и аналитических записок. Последним примером манипулирования стала рассылка сообщений якобы от имени инвестиционной компании «Тройка Диалог». В конце апреля злоумышленники отправили на электронные адреса клиентов компании, других участников рынка и журналистов письма с прогнозом о слиянии компаний «Сургутнефтегаз» и «Роснефть». В результате акции «Сургутнефтегаза» выросли примерно на 4%, а «Роснефти» – на 3%. Буквально через неделю (в начале мая) спамерская атака под прикрытием именем той же инвесткомпании повторилась: на этот раз инвесторам советовали покупать акции ОАО «Томская энергосбытовая компания».

«Рассылка указанных сообщений, имеющих характер спама, была совершена с указанием несуществующего исходящего электронного адреса, сходного с электронными адресами, используемыми компанией «Тройка Диалог», при этом в самом тексте сообщения использовался логотип «Тройки Диалог», – говорится в официальном сообщении инвестиционной компании. Таким образом, лица, причастные к рассылке, стремились создать у получателей иллюзию того, что информация исходит от «Тройки Диалог», и тем самым вызвали ажиотажный спрос на рекомендованные к покупке акции. «С учетом роста котировок и объема торгов по бумагам того же томского энергосбыта организаторы спама могли заработать от нескольких сотен тысяч до примерно миллиона рублей», – полагает руководитель отдела трейдинга инвестиционной компании «Финам» Дмитрий Ковалевский. В первый раз потенциальная добыча мошенников могла оказаться значительно больше: ведь ликвидность бумаг «Сургутнефтегаза» и «Роснефти» намного выше, чем у ОАО «Томская энергосбытовая компания».

«Тройке Диалог» ничего не оставалось, кроме как выражать свое возмущение и всем сообщать, что к распространению от имени компании спам-рассылки, содержащей рекомендации о покупке акций, она не имеет никакого отношения. Однако многие инвесторы поверили мошенникам и сразу же начали покупать акции указанных компаний, понеся в дальнейшем серьезные убытки. Неменьшие имиджевые потери понесла и сама «Тройка Диалог». Инвесткомпания даже начала расследование указанных фактов с целью выяснить, кто был заказчиком рассылки ложных рекомендаций от ее имени.

Не пойман – не вор

Опрошенные «Ко» эксперты признали, что поймать за руку мошенников, манипулирующих ценами акций на фондовом рынке, крайне сложно. «Не могу припомнить, чтобы кто-либо в России был пойман на рассылке заведомо ложной спамерской информации о ценных бумагах и был осужден за это», – говорит аналитикПромсвязьбанка Олег Шагов. Однако он все же полагает, что при желании компетентным органам удастся вычислить спамеров, тем более что в июне исполняется три года с тех пор, как вступил в законную силу первый в истории России приговор лицу, рассылавшему спам. «Найти мошенника не так сложно, как доказать его вину и наказать за это», – отмечает аналитик УК «КапиталЪ» Алексей Попов. Он считает самым надежным противодействием подобным мошенникам – информирование компанией своих клиентов о подобных случаях, а также уведомление о том, с каких адресов может прийти настоящая рассылка. «Как правило, крупные инвесторы, работающие с нашей компанией, прежде чем купить большой пакет акций в соответствии с нашими рекомендациями, перезванивают в аналитический отдел и уточняют исходные данные, – сообщил «Ко» с просьбой не ссылаться на него представитель крупной российской инвесткомпании. – Никто не вкладывает большие суммы «без оглядки», эмоциональная торговля – это удел «домохозяек».

«С заведомо ложной или недостоверной информацией, присылаемой с адресов или от имени известных инвесткомпаний, мы не сталкивались, – рассказывает Олег Шагов. – Однако спамерская рассылка с рыночными рекомендациями приходит к нам достаточно часто. Обычно ее характеризуют категоричность утверждений и отсутствие какой-либо вразумительной аргументации». «Подобные рассылки очень популярны на Западе, где в силу большого количества участников рынка мошенников сложнее отследить, да и результаты существеннее, – отмечает Алексей Попов. – В России вероятность найти при рассылке свою «целевую аудиторию» не так велика». Хотя, похоже, что в этот раз злоумышленники действовали со знанием дела: письма с рекомендациями приходили не на адреса всех пользователей mail.ru, как происходит при спаме с советом купить «очки с МР3-плеером», – рассылка была именно целевой. Поэтому остается открытым вопрос: где злоумышленники взяли базу данных с адресами клиентов «Тройки Диалог», партнеров инвесткомпании и журналистов.

В начале большого пути?

Если учесть темпы развития российского фондового рынка и отсутствие закона, вводящего хотя бы определения «инсайда» и «манипулирования», проблема мошенничества на российских фондовых площадках с каждым годом будет становиться все более острой. В той же Америке, по оценкам комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), каждую неделю по электронной почте рассылается около 100 млн сообщений с рекомендациями от псевдоаналитиков. В частности, этой весной SEC на десять дней приостановила торги акциями 35 компаний: на их ценные бумаги был создан ажиотажный спрос при помощи спама, в котором сообщалось о предстоящем росте цен на эти акции. Спамеры действуют, несмотря на то, что совершаемые ими действия попадают под статьи уголовного законодательства. «В результате одного из исследований специалисты из США и Великобритании, проанализировавшие около 75 000 электронных писем, разосланных спамерами, и сопоставившие их с котировками акций за тот же период, выяснили, что за один день спамеры увеличивали стоимость ценных бумаг на 4,9 – 6%, – отмечает Олег Шагов. – Это говорит о том, что на Западе существует целая индустрия спамерской рассылки рекомендаций по акциям, которая в России только еще начинает развиваться».

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

«Мошенники работали по КЛАССИЧЕСКОЙ СХЕМЕ, применяемой в США: выбрали относительно низколиквидные бумаги и разослали игрокам письма с «инсайдерской» информацией о том, что акции должны вырасти в цене. И ЕСЛИ В США ЛЮДИ УЖЕ НАУЧЕНЫ ГОРЬКИМ ОПЫТОМ, ТО В РОССИИ – ПОКА НЕТ. Как показала практика с «Тройкой Диалог», ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МОШЕННИКАМИ ПОДОБНОЙ СХЕМЫ ДАЛ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, а потому следует ожидать, что мошенничества такого рода повторятся еще не раз».

Семен Бирг,

аналитик ИК «ФИНАМ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *