Ресторанный холдинг «Г.М.Р. Планета гостеприимства» разводится с американским партнером Sbarro, мастер-франшизу которого развивал в России 19 лет.

Владелец холдинга, вице-президент Евразийского еврейского конгресса Мераб Елашвили, винит во всем несговорчивых владельцев франшизы, которые отказались изменить рецептуру блюд и меню: 70% ингридиентов приходилось закупать за границей, что стало слишком дорого исложно из-за санкций. Версия американской стороны – «продолжавшиеся нарушения соглашения». В итоге 54ресторана «Сбарро», открытых «Планетой гостеприимства», «потеряют» имя и могут быть перебрендированы, еще 34 точки, работающие по субфраншизе, будут развиваться без участия холдинга.

О проблемах в российском «Сбарро» стало известно в конце прошлого года. В декабре сотрудники компании вышли на акции протеста – долги по зарплате достигли 15 млн руб., и, по сообщениям профсоюза, начались массовые сокращения. Руководство «Бразерс и компания» (юрлицо, управляющее брендом «Сбарро») отмечало, что средний чек сократился на 20–30%, уменьшился поток покупателей. То, что заокеанской пиццей наелись и менеджмент не собирается исправлять ситуацию, стало очевидно и банкам, которые отказались перекредитовывать компанию, развивающую сеть «Сбарро», ее долговая нагрузка стала расти. По итогам 2014г. она превышала 5 млрд руб. «Последние несколько лет в глобальной сети «Сбарро» наблюдались сложности, – отмечает Екатерина Сойак, гендиректор компании EMTG, член совета директоров Российской ассоциации франчайзинга.– Бренд действительно устарел, и это не могло не отразиться на точках, открытых в России. Текущая экономическая ситуация и санкции послужили своего рода катализатором». Сам Мераб Елашвили признает, что с закрытием низкомаржинальных точек затянули на год, накопили долги, и теперь холдинг ищет инвесторов, а его «планетарное» будущее должно проясниться в конце 2016 г. По итогам 2015 г. выручка всего холдинга, который владеет 300 ресторанами под брендами «Елки-палки», «Восточный базар», Viaggio и «Маленькая Япония», лапшичными YamKee и кафе «Кафесто», сократилась на 27%, до 5,5 млрд руб.

На протяжении последних двух лет на фоне снижения экономической активности российский рынок фастфуда – один из немногих, где наблюдается оживление. Появляются новые российские игроки, в том числе некоторые отечественные бренды переходят на систему франчазинга в тех сетях, которые до недавнего времени предпочитали оставаться в рамках корпоративного развития. К российскому рынку, по мнению Екатерины Сойак, есть высокий интерес со стороны иностранных компаний – так, в 2016 г. на российский рынок выходит хорватская франшиза сегмента фастфуд Surf’n’Fries и молдавская концепция Tucano Coffee. На фоне потепления отношений между Россией и Турцией не исключено появление на рынке сети Bursa Kebap Evi. Более того, в этом году в выставке франшиз BUYBRAND Expo впервые примет участие компания Burger King, что означает ее готовность к более активному развитию по франчайзингу. В свою очередь, американская Yum! Brands начинает продажу франшизы на бренд Pizza Hut, и даже McDonald's, который на протяжении более 20 лет не развивался по франчайзингу в России, пересмотрел свою политику и начал продавать франшизу крупным рестораторам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *