торговля

Когда вы приходите в магазин, вы кто? В смысле самоопределения, разумеется.

Вы в первую очередь покупатель, специалист по ИТ, заботливая жена или муж, решающий судьбы мира? Гуру рекламы, критически оценивающий вывески и ценники или крутой HR-служащий, по глазам продавца дающий прогноз годовой текучки персонала? Или вы просто ворчите, что опять нет вашего цвета, размера, да и вообще вокруг одно растиражированное барахло по бешеной цене, в то время как неумолимо хочется чего-то прекрасно-индивидуального, отвечающего вашему вкусу – но чтоб по карману? Если совокупность этих терзаний вам не знакома – собственника предприятия розничной торговли вам не понять. Ну а если в голове у вас звучат все эти голоса одновременно, то вам пора. Пора открывать свой магазин.

Книга Джима Диона и Теда Топпинга «Розничная торговля: как открыть собственный магазин», недавно вышедшая в издательстве «Альпина Бизнес Букс», посвящена раскладыванию процесса торговли на цепочку алгоритмов и, таким образом, может рассматриваться как методическое пособие для потенциального основателя предприятия розничной торговли. Бесценна для того, чтобы понять, насколько «оно вам надо».

Авторы предлагают вам работать со своей книгой как минимум три года. Первый год отводится на планирование, второй – знаменуется открытием магазина («его вам предстоит прожить методом проб и ошибок и открыть для себя, насколько расходится практический опыт организации дела с образом, существовавшим в вашем сознании».) Ну, а если все получится, «вы сможете провести третий год, занимаясь делом примерно так, как это описано в данной книге».

Возможное стремление к перфекционизму пресекается в корне (рядовому покупателю этого не понять, а вот ритейлеры эту здравую мысль разделят): «вокруг слишком много толковых и агрессивно настроенных розничных торговцев, предлагающих покупателям альтернативные возможности приобретения товаров, в которых решительно доминирует один из аспектов бизнеса: ассортимент, цены или качество обслуживания при конкурентоспособных показателях по двум последним». Стратегии большого ассортимента и низких цен авторы для начинающих исключают и констатируют, что читатель остается «наедине со стратегией высокого качества обслуживания».

В первой главе кратко изложены основы розничной торговли. Далее следуют главы, посвященные мерчандайзингу (правда, авторы раскрывают это понятие в, мягко говоря, непривычном для российской розницы ракурсе – от «выяснения у клиентов, что они собираются покупать у нас» и «применения специального метода бухгалтерского учета в розничной торговле» до «применения тактики снижения цен»), закупке товаров, персоналу, управлению продажами, применению компьютерных технологий, а также обслуживанию покупателей.

Книга снабжена бланками рабочих документов, наполнена рамочками «Есть идея», значками «Информация к размышлению» и упражнениями «Посчитаем» с колоссальным количеством расчетных таблиц и формул (авторы признают: «Если вы не отличаетесь математическим складом ума, вид такой таблицы может показаться устрашающим.»). Призыв «Взять на заметку» отмечает последний раздел каждой главы и дает читателю возможность решить, что следует делать дальше: отказаться от открытия собственного магазина или приступить-таки к практическим действиям в указанных направлениях. В случае, если вы не готовы морочить себе голову всеми этими деталями, но открыть свой магазин все-таки хочется, да еще так, чтобы в эпоху интенсивного развития сетевой розницы оказаться в выигрыше – попробуйте почитать предложения о франшизе уважаемых вами розничных операторов. Уже хотя бы потому, что рецензируемая книга будет учить вас математике розничной торговли, в то время как для открытия своего первого магазина вам понадобятся еще как минимум отвага пирата, дыхание йога и способности к капоэйре (афро-бразильскому боевому искусству, сочетающему борьбу с танцем).

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *