Яблоки, что были вчера, стоили пять монет, но это вчера. А сегодня они уже по три, хотя ничем не хуже вчерашних. Виноград вкуснее яблок, но сегодня он стоит пять и вчера тоже стоил пять. Тут какой-то подвох. Вот если бы виноград подешевел, тогда, конечно, мучиться с выбором не пришлось бы. А так придется на все деньги брать яблоки, хоть они и кислые. Так частенько рассуждают в гастрономах недалекие домохозяйки. Точно так же вели себя мартышки-капуцины во время эксперимента профессора Кейта Чена. На распродажах все приматы суетятся.


Люди всегда считали законы экономики плодом своего интеллекта. При чем тут природа? «Никому никогда не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой», — написал 230 лет назад Адам Смит. Первые сомнения в правоте великого политэконома появились несколько лет назад — тогда зоологам удалось доказать, что в животном мире существует «разумный альтруизм», помогающий выживать в стае. А совсем недавно исследователи из Йельского университета окончательно доказали, что экономика — такая же естественная дисциплина, как физика и биология. Когда обезьян научили пользоваться деньгами, те немедленно принялись воплощать в жизнь экономические законы, придуманные их разумными дальними родственниками.


Ситуация, когда в охоте участвует вся стая, а добыча достается только самому сильному и проворному, обычна для многих видов животных. Вожак получает все. Тем удивительней было ученым из Университета Эмори, которые вели в джунглях Амазонки наблюдения за мартышками-капуцинами, обнаружить совершенно иную модель поведения. «Мы не поверили своим глазам, когда увидели, что та обезьяна, которая первая схватила жертву, делится добычей с остальными участниками охоты, — рассказывает руководитель этих исследований профессор Франс де Вааль. — Оказалось, что принцип “ты — мне, я — тебе”, присущий человеческому обществу, справедлив и в стае обезьян».



В ходе серии длительных опытов один лаборант показывал обезьянам один фрукт, второй — два. Первый всегда отдавал приманку подошедшей обезьяне. Второй чаще всего отдавал один фрукт, но иногда мог наградить и двумя. И редко-редко вообще ничего не давал. Успех первого экспериментатора был оглушительный — к нему за фруктами походили почти в 90% случаев. Логика приматов понятна и человеку: лучше уж я получу свое, чем буду рассчитывать на удачу. «Мы доказали, что описанное экономистами иррациональное поведение покупателей не связано с культурой, а базируется на глубинных биологических механизмах», — говорит Кейт Чен. Классическая экономическая теория считает, что главным мотивом человеческой деятельности является стремление к максимальной материальной выгоде. Обезьяны не знают формул, но при этом тоже достигают успеха. «Пусть и бессознательно, обезьяны повторяют очень многие поступки человека. Ведь и мы чаще полагаемся на интуицию, а не на сложные математические расчеты», — согласен с американским коллегой профессор Питер Хаммерштайн из Берлинского института теоретической биологии.


Профессор Чен и его коллеги не ограничились опытами с едой. Они вручили обезьянам деньги в виде серебряных дисков, с отверстием в середине. Через несколько недель капуцины усвоили, что за эти монетки можно получать пищу. В молодости Кейт Чен, по его словам, был марксистом, но проверять, правда ли труд превращает обезьяну в человека, не стал. «Мы просто раздали им эти монетки и научили использовать их для покупок фруктов, — рассказывает он. — Правда, перед этим выяснили, кто что любит, чтобы установить для каждой из пяти обезьян свою шкалу предпочтений».


Сначала такса была единой — за кислое яблоко и кисть сладкого винограда ученые просили одинаковое количество монет. Естественно, яблоки не пользовались успехом, а запасы винограда таяли. Но картина резко поменялась, когда цена на яблоки вдвое снизилась. «После довольно долгого замешательства, — рассказывает Чен, — они решали практически полностью потратить свои монеты на яблоки. И только изредка позволяли себе полакомиться виноградом». Как тут не вспомнить поведение некоторых людей в универмагах, когда начинается распродажа.


К сожалению, ученый не захотел комментировать для Newsweekпоследующие свои эксперименты. Оказалось, неспроста. Стефан Дабнер и Стивен Левитт, которые написали книгу «Чудная экономика» (Freakonomics), упомянув в ней опыты Чена с обезьянами, поделились с корреспондентом «Русского Newsweek» рассказом о том, чем завершились исследования профессора.


Оказалось, что обезьяны часто не тратили все свои деньги на фрукты, а приносили монетки в общую клетку, где вместе жили. С течением времени запасы денег накапливались, а девать их было некуда — проносить «домой» яблоки и виноград было строго запрещено. И когда один из самцов возжелал ласки и любви, но получил отказ, он предложил даме самое ценное, что у него было, — деньги. Самка согласилась, а потом обменяла монеты на фрукты. Спустя какое-то время обезьяны стали экономить на еде, предпочитая тратить деньги на секс. Причем, расположение противоположного пола покупали не только самцы, но и самки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *