Люди за кадром

Вокруг ТВ-каналов давно сформировался рынок производителей контента. Во всем мире телевизионные каналы работают лишь как вещатели, их функции крайне ограничены. Рекламу для них собирают рекламные агентства и отдают ее телеканалам. Себе вещатели оставляют примерно половину для обеспечения трансляций и производства весьма узкого круга контента, в частности, новостей. Последние – вопрос политический, они нуждаются в постоянном контроле, да и очень дороги. Новостные редакции работают круглосуточно, а рекламу, выходящую в начале и в конце программы новостей, окупить продукт в принципе не может. Любые другие программы телеканалы отдают на откуп своим подрядчикам – телевизионным продакшенам, оплачивая их контент. Самостоятельно привлекать рекламные деньги ТВ-продакшены не имеют права. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), за I квартал 2014 г. телевидение заработало около 38-40 млрд руб., а значит, около 19-20 млрд руб. поделили между собой различные производители контента. Падения доходов в связи с экономической ситуацией в стране ни телеканалы, ни их подрядчики по шоу пока не ощутили. В I квартале рынок телерекламы рос примерно на 9%, по пессимистическим прогнозам, к концу года снижение может составить около 5%, а может и выйти в ноль. Производящие компании по этому поводу, похоже, не слишком переживают. Будет меньше денег – снизят качество. Оно в России и так невысоко. Например, американское телевидение, как известно, снимает сериалы посерийно, а российское использует “линейный” способ. Например, сначала снимают все сцены в квартире, которые будут в сериале, на весь сезон сразу, потом все сцены на улице, далее все это собирается, как пазл. Чем меньше мест локации, тем дешевле. Методов удешевления студийных шоу и программ множество – меньше людей, больше монологов…

В целом производство программ – весьма специфический рынок. “Мы не бизнес-структура. Мы просто делаем программы для ТВ. И получаем свои хорошие зарплаты. В целом телевизионный продакшен – это не совсем бизнес. Скорее, о бизнесе можно говорить, когда имеешь дело с кино”, – утверждает известный продюсер Мария Шайкевич. Ее компания “Кефир” (“Битва экстрасенсов”, “Интуиция”), один из лидеров ТВ-продакшена в России, в 2013 г. объявила себя банкротом в связи с налоговыми притензиями на 64 млн руб. Впрочем, творческие кадры не пропали, правоприемником “Кефира” стала “ФМП групп”, она и производит тот же самый контент.

Но коллеги Марии Шайкевич с ней не согласны. В том, что работа для ТВ – это бизнес, уверен, к примеру, совладелец другого крупнейшего производителя ТВ-контента компании Yellow, Black and White Эдуард Илоян. По большей части продакшены в России – независимые структуры, они делают программы и продают их разным телеканалам, и не только в РФ, но и в странах СНГ. Наиболее успешные проекты тех же Yellow, Black and White (“Кухня в Париже”) и Comedy Club Production (“Самый лучший фильм”, “Наша Russia. Яйца судьбы”) “преодолели” ТВ-формат и вышли на киноэкраны.

Сколько всего компаний работает на рынке и получает деньги телеканалов на производство телепродуктов, не знает никто. Есть как “монстры” с миллиардными оборотами, так и совсем небольшие “однодневки” с девизом “сделали проект и впали в спячку до нового заказа”.

Некоторые продакшены работают целых двадцать лет, а кто-то из продюсеров закрывает свои бизнес-структуры, как это произошло с одним из старейших российских продакшенов “Адамово яблоко” телеведущего Кирилла Набутова. Продакшен – это подрядчик, сколько денег он выбьет с канала, на столько и будет жить. “Кирилл Набутов – очень интеллигентный человек. Он знаком со всеми руководителями на ТВ. Но, видимо, врожденная интеллигентность не позволяла ему подойти к Константину Эрнсту и сказать: “Подпиши, пожалуйста, расширенную смету”, – комментирует руководитель одного российского продакшена.

У сегмента имеется и еще одна особенность – это довольно высокая степень лояльности телеканалов и продакшенов друг к другу. Найти подрядчика, который знает, что делать с “праймом”, и все выше поднимает рейтинги, – большая удача для канала. Продакшен против стабильного и лояльного заказчика тоже, разумеется, не возражает. К примеру, Первый канал предпочитает работать по топовым проектам с компанией “Красный квадрат” (с недавнего времени принадлежит Аркадию Ротенбергу), госхолдинг “ВГТРК” (“Россия 1”, “Россия 2”, “Культура”, “360 Подмосковье”) – с “Единой медиа группой” (продюссер Алексей Куренков), ТНТ даже купил долю в Comedy Club Production, на подобную сделку рассчитывает и компания Yellow, Black and White, дружественная телеканалу “СТС”.

“Квадратный” продакшен

Логично, что крупнейшей в этом бизнесе будет компания, работающая с Первым каналом. Хотя ТНТ, НТВ и СТС уже давно наступают “Первому” на пятки, тот уже много лет остается лидером телеэфира. По данным TNS, в 2013 г. “Первый” ежедневно смотрели 12,8% от аудитории российского ТВ в возрасте от 14 до 46 лет. А именно за эту аудиторию и платят рекламодатели. Рекламные доходы канала за 2013 г. хоть на 1%, но все-таки подросли. Оборот его основного поставщика контента компании “Красный квадрат” в прошлом году достиг 9,1 млрд руб. “Именно “Красный квадрат” сделал все знаковые проекты Первого канала. Это и “Голос”, “Минута славы”, “Большие гонки”, “Познер”, “Кто хочет стать миллионером?”, “Прожекторперисхилтон”, Yesterday Live”, – рассказывает Александр Романов, гендиректор студии “Бисер”.

По словам игроков рынка, в “Красном квадрате” работают люди, с которыми бессменный глава Первого канала Константин Эрнст проработал последние лет тридцать, и он доверяет именно им. Как структура “Красный квадрат” возник в 2007 г. на базе самого первого российского продакшена – известной всем “Телекомпании “ВИD”. Основателем “Красного квадрата” являлась бывшая гражданская жена Константина Эрнста Лариса Синельщикова. Дела у компании идут совсем неплохо. По словам участников рынка, Эрнст в последнее время увеличивал расходы на контент телеканала, чтобы не потерять рейтинги, а на контент приходится примерно 40% расходов канала.

По подсчетам KVG Research, в 2012 г. группа произвела для “Первого” 1159 часов премьерного вещания. В 2013 г. общий объем производства у “Красного квадрата” превысил 1500 часов. По словам игроков рынка, за 45 минут студийного шоу производитель получает в среднем 1 200 000 руб. и выше, прибыль может составлять более 30-40%. Хотя эти расчеты очень условны, шоу-проекты на ТВ бывают разной стоимости – как дешевые, так и дорогие. А “Красный квадрат” производит как раз таки недешевые знаковые проекты.

Главный поставщик ведущего и наполовину государственного канала страны выпускает развлекательные программы, но политика закралась и сюда. В частности, ему приходится делить с каналом все политические риски. К примеру, в 2013 г. “Первому” пришлось основательно потратиться на подготовку к Олимпиаде: в Сочи фактически перевезли несколько программ (“Новости”, “Пусть говорят” и др.), строили для них студии, готовились к вещанию. В результате убыток канала за прошлый год составил 1,03 млрд руб., выросла и просрочка в платежах главному подрядчику (до 1,6 млрд руб. по сравнению с задолженностью за 2012 г. в размере 93 млн руб.).

Актив, впрочем, показался привлекательным известному бизнесмену Аркадию Ротенбергу. В апреле 2014 г. “Красный квадрат” сообщил, что достиг договоренности о продаже предпринимателю 51% акций. Представители Ротенберга объясняли его интерес к сделке “ясным пониманием растущей значимости контента для современных медиа”. Ротенберг имеет активы в водочной отрасли, занимается дорогами, девелопментом и даже выловом рыбы. Он давно интересовался СМИ: его представители еще пару лет назад вели переговоры о возможной покупке различных медиаактивов для создания медиахолдинга. Однако до сделки тогда дело не дошло. Теперь же Ротенберг, видимо, нашел подходящий медиаактив, в общем-то, по сути, тоже в своем роде “средство массовой информации”. При этом, по мнению игроков рынка, компания прибыльная и стабильная, вряд ли ей что-то угрожает, пока у руля “Первого” стоит Эрнст. Сумма сделки не разглашалась, однако, по словам аналитиков “Финам”, скорее всего, компанию при продаже оценивали выше, чем ее годовой оборот (9,1 млрд руб.). В активе компании около 450 проектов.

Любопытно, что всем этим огромным производством телешоу на главной вещательной площадке страны руководит профессиональный психотерапевт Андрей Курпатов. Некоторые телезрители, вероятно, помнят его по программе “Доктор Курпатов”. В 2006 г. его программа ежедневно выходила на Первом канале, в 2008 г. психотерапевт стал гендиректором новосозданного “Красного квадрата”, а в 2012 г. занял должность председателя совета директоров.

Курпатов психотерапевт не только по образованию. По специальности он тоже работал, в конце 1990-х, в частности, трудился в Санкт-Петербурге в Клинике неврозов им. академика И.П. Павлова в должности врача-психотерапевта кризисного отделения, также руководил Санкт-Петербургским городским психотерапевтическим центром, который проводил исследования пограничных психических расстройств, тревожных и депрессивных состояний, а также суицидального поведения и сексуальных расстройств. По всей видимости, полученные знания Андрей Курпатов может применять и на практике, заполняя эфир Первого канала программами повеселее.

К качеству контента “Красного квадрата” в других продакшенах относятся по-разному. Некоторые говорят, что “уровень производства российских программ на ведущих каналах по сравнению с многими другими странами намного ниже”, и к “Красному квадрату” это тоже относится. Впрочем, другие, напротив, поют “Квадрату” дифирамбы. “Красный квадрат” действительно конкурентоспособнее всех. В отношении производства шоу это действительно номер один”, – подчеркивает Эдуард Илоян.

Новые армяне

Как создать компанию номер два на рынке телепродакшена с оборотом примерно в 4 млрд руб., знает Артур Джанибекян, основатель Comedy Club Production. Еще в 1994 г. он выступал в команде КВН “Новые армяне”, и, кстати, он не единственный из “находчивых армян”, сделавший блестящую карьеру. Его соратник по команде Арман Сагателян стал, к примеру, пресс-секретарем президента Армении. До того как создать свою компанию, Артур Джанибекян продюсировал программу “Новое армянское радио” на “Русском радио” и “Добрый вечер с Игорем Угольниковым” на СТС. Собственно, ничего нового Джанибекян не придумал. Просто вспомнил о том, что жанр stand-up comedy (буквально “шутить стоя”) давно популярен в США.

Американский стиль в целом очень близок главному продюсеру Comedy Club. “Виски, сигары, ноги на стол – это про него, – рассказывает один из коллег продюсера. – При встрече Артур Джанибекян может шокировать тебя рассказом о том, что якобы еще недавно он “плохо говорил по-русски” и работал чуть ли не в сельхозсекторе. Во что, разумеется, сложно поверить, зная, что Джанибекян закончил Ереванский государственный университет, а его отец, по данным “Википедии”, был партийным работником. Однако так основатель Comedy Club дает понять, что ему удалось реализовать “американскую мечту”.

Правда, партнеры отзываются о нем как о человеке, лишенном “американского демократизма”, довольно жестком и не страдающем от “ложной скромности”. По словам его же сотрудников, Джанибекян любит “указывать людям на их место”. И хотя деньги шоумен заработал именно на комедийных шоу и фильмах, со своими партнерами и подчиненными он шутит весьма редко. В комментариях для “Ко” Джанибекян отказал.

Говорят, в бизнесе ему помогла московская армянская диаспора, активным членом которой он является. Между тем именно его шоу Comedy Club подняло рейтинги ТНТ и, по сути, сделало его тем каналом, которым он сейчас является.

Однако началось все совсем не с ТВ. В 2003 г. экс-кавэнщики Таш Саркисян, Артак Гаспарян и Артур Джанибекян проводили выступления в московском кафе “Касбар” (клуб-ресторан в восточном стиле), зарабатывая на процентах от выручки. Шоу приобрело популярность, и вскоре за вход на него стали брать отдельную плату. В 2004 г. команда занялась созданием пилотного выпуска телеверсии юмористического шоу, названного Comedy Club, в московском казино Golden Palace. Весь бюджет постановки составил $22 000. С этой видеозаписью административная группа Comedy Club пришла к руководству СТС, с которым Джанибекян был уже знаком. Переговоры шли долго, однако от шоу канал отказался. Тогда Джанибекян передал видео пилотного выпуска на ТНТ, где юмор оценили. И в 2005 г. клубный проект превратился в телевизионное шоу.

Как бизнес-структура Comedy Club Production возникла в 2007 г. Комедийный проект Джанибекяна приобретал все больший размах, уходя от “камерности” американского stand-up comedy, а руководство ТНТ начало доверять компании и проекты некомедийного плана (к примеру, рейтинговый “Дом-2”, производством которого занимался сам телеканал). В 2010 г. Comedy Club Production консолидировала 74% продюсерской компании 7 Art, производителя сериалов “Интерны” и “Универ”, где изначально Джанибекяну и Гарику Мартиросяну принадлежал 51%. Comedy Club Production обросла бесчисленным количеством проектов, в том числе и сериалов, стала снимать художественные фильмы, сделала собственные теле- и радиоканалы.

В 2012 г. “Газпром-медиа холдинг”, куда входит ТНТ, купил основного поставщика контента телеканала. Весь бизнес продюсерской компании оценили в $460 млн. “Газпром-медиа холдинг” приобрел 75% минус 1 акция Comedy Club Production за $350 млн. Большая часть суммы – 7,48 млрд руб. – была выплачена акционерам компании (41% – Артур Джанибекян, 10% – Гарик Мартиросян, 49% – KC Production Ltd., зарегистрированная на Британских Виргинских островах), остальные 2,78 млрд руб. по соглашению должны выплачиваться в течение трех лет. Сумма выплат зависит от рейтингов программ, производимых компанией.

“Канал покупает продакшен не для того, чтобы заработать денег, он покупает продакшен, чтобы быть уверенным в своем будущем, – рассуждает Эдуард Илоян. – Речь идет о том продакшене, который знает, что делать с “праймом”, то есть помогает зарабатывать телеканалу деньги. Это такое хеджирование рисков, чтобы идти в разведку с проверенными людьми”. При помощи сделки канал привязывает к себе поставщика программ и сериалов, не давая ему уйти к другому, и приобретает право первым просматривать все, что придумали его “креативные мозги”.

Команда имени дружбы народов

С КВН берет начало и история еще одного крупнейшего поставщика контента для телеканалов – Yellow, Black and White. Свой оборот компания не раскрыла. Однако именно она производит такие телешоу, как “Уральские пельмени”, “Даешь молодежь!”, “6 кадров”, “Одна за всех” и пр., сериалы “Кухня”, “Братья по обмену”. “Название компании Yellow, Black and White означает три расы, три цвета кожи – дружба народов. Это было кредо сборной команды КВН “Дружбы народов”, – рассказывает Эдуард Илоян. Он говорит, что является основным владельцем компании, а остальные собственники – это ее менеджеры.

Шутки “Сборной РУДН” были связаны со стереотипами о разных народах и национальностях. Эдуард Илоян защитил диссертацию по внутренному туризму, но работа на телевидении показалась ему более привлекательной. Поучаствовав в КВН в 2005-2006 гг., молодой человек попал на СТС, где работал телепродюсером, делая такие шоу, как “Мосгорсмех” и “Случайные связи”. Однако позже он ушел с канала, создав собственный продакшен и став поставщиком.

“СТС Media” (телеканалы “Перец”, СТС, “Домашний”. – Прим. “Ко”) работает с тремя основными продакшенами – это Yellow, Black and White, GoodStoryMedia и “Амедиа”. Суммарно на них приходится около половины контента, и доли первой тройки приблизительно равны”, – сообщил представитель “СТС Media”. “Мы и СТС – стратегические партнеры”, – поясняет Эдуард Илоян. Первым шоу Yellow, Black and White на СТС стал проект “Даешь молодежь!”. Позже компания увлеклась сериалами, и на них приходится большая часть ее оборота. Эдуард Илоян отмечает, что с точки зрения оборота больше всего выгоден сериал “Кухня”, однако производить его затратно, и по прибыльности “Кухня” существенно уступает другим проектам, производимым компанией, в частности, телевизионным шоу.

Недавно развлекательный контент Эдуарда Илояна внезапно стал жертвой международной политики. Его фильм “Кухня в Париже” отказался брать украинский прокатчик, потребовавший вырезать сцену, где присутствует такой персонаж, как президент России. “В итоге мы буквально за три дня без рекламы, без ничего договорились с другим прокатчиком, и зрители все-таки увидели фильм, но, естественно, мы потеряли процентов семьдесят от возможных доходов”, – сетует Эдуард Илоян.

Впрочем, другие проекты компании на Украине идут. В целом Украина на сегодняшний день еще зависима от российского контента в большей степени, чем Россия от украинского.

После того как компания Yellow, Black and White стала самостоятельным проектом, телеканал “СТС” заключил с ней договор, по которому в течение полутора лет продюсер был обязан показывать все свои новые проекты СТС прежде, чем предлагать их другим. Обладая “правом первой ночи”, телеканал не пропустил мимо себя ни одной идеи. Однако по истечении срока договора продюсерский центр Эдуарда Илояна расширил круг каналов, с которыми работает. Его сериал “Братья по обмену” прошел уже на госканале “Россия 1”. Сейчас продюсер заявляет, что в следующем году намерен поставлять свои сериалы всем ведущим телеканалам. В данный момент его компания реализует десять проектов и планирует запустить еще столько же.

Но при этом глава Yellow, Black and White полагает, что “СТС Media”, подконтрольная совладельцу банку “Россия” Юрию Ковальчуку, все же сделает тот же ход, что и ТНТ с Comedy Club Production в 2012 г. То есть купит компанию, дабы получше привязать поставщика к себе. В “СТС Media” эти переговоры не комментируют. Пока, по словам Эдуарда Илояна, переговоры идут, но успехом еще не увенчались. Возможно, выходцы из Университета дружбы народов смогут повторить успех “Новых армян” тогда, когда компания продемонстрирует рейтинговый контент на других телеканалах.

На ТВ через Facebook

Впрочем, в эфир национальных телеканалов выходит продукция не только таких гигантов, как “Красный квадрат” и Comedy Club Production. “Проекты от каналов получает и огромное количество мелких продакшенов, большинство из них работает от проекта к проекту. Есть работа – люди собрались, нет – разбежались”, – поясняет Александр Романов. Правда, компания “Бисер”, совладельцем которой является он, по такому принципу не работает. Александр Романов рассчитывает, что его команда сможет получать проекты более-менее регулярно, и платит зарплату штату из 25 человек, когда те находятся в простое. Команда “Бисера” сформировалась из работников разных продакшен-компаний. Просто надоело быть наемными сотрудниками. Совладельцами “Бисера” стала команда из четырех человек, в числе которых сам Александр Романов (гендиректор), Галина Кисанд, Яна Жарчинская и Максим Пшенников. Компания основана в январе 2013 г.

По преимуществу продакшен и телеканал работают “по знакомству”. В целом рынок ведь очень узкий, как правило, собственные производственные структуры возглавляют люди из телевизионного мира, просто “сколотившие” свою производственную бригаду. Таковая, кстати, может зачастую физически размещаться среди кабинетов сотрудников телеканала, но юридически быть независимой.

Можно сказать, что команде Александра Романова повезло. Когда она занялась поиском собственного проекта, Галина Кисанд написала в Facebook экс-руководителю телеканала “Россия 2” Вячеславу Духину. Он согласился “протестировать” молодых людей, предложив им переделать выпуск научно-популярных новостей “Вести.Ru. Пятница”. “Пилот” Духину понравился, но вскоре он ушел из “России 2” на телеканал “360 Подмосковье”, поэтому проект так и не состоялся. Однако Романов с командой предложили свои услуги “женскому” телеканалу “Ю” (холдинг “ЮТВ”), где и делали программу “Почему он…?” о том, что заставляет мужчин бросать своих дам или, к примеру, изменять им. “В этом бизнесе важно генерить идеи, просто надо постоянно придумывать какие-то концепции”, – поясняет Александр Романов. По его мнению, “это бизнес на костях и на нервах, но не на инвестициях: на первых проектах мы получали аванс у телеканала и брали оборудование в аренду”.

На проекте с телеканалом “Ю” “Бисер” ничего не заработал, так как по требованию канала по пять раз переснимал свое шоу, что съедало почти все доходы. Год команда не получала зарплаты, каждый жил на доходы со стороны, так как все заработки вкладывались в аренду помещения, оплату наемных сотрудников и покупку оборудования. Однако за полтора года в активе у команды Романова собралось 134 выпуска телепрограмм и документальных фильмов (“Добыча” – ТВЦ, “Имя Победы” – “Россия 1”, “Суперферма” – “360 Подмосковье”, “Два с половиной повара” совместно с “ФМП групп” – ТНТ и пр.) и 13 презентационных фильмов и рекламных роликов для коммерческих структур. Такой работой не брезгует никто из телепродакшенов: за это можно получить хорошие деньги. Если же говорить о телепроектах, то молодой компании не приходится продавать свои услуги слишком дорого (по сравнению с коллегами), закладывая прибыль примерно в 10-15%. Доход составил порядка 16 млн руб. В этом году “Бисер” планирует выйти на 35-40 млн руб.

Пару месяцев назад руководящий состав наконец-то начал зарабатывать. Команда получила зарплаты и работает без убытков.

По мнению Эдуарда Илояна, новой маленькой компании не так уже сложно пробиться на рынке и найти себе место среди “гигантов”. Вопрос в том, насколько качественную идею шоу или программы команда способна предложить и реализовать. “Количество профессионалов на рынке у нас ничтожно мало”, – подчеркивает эксперт. “Люди-то, конечно, есть, проблема в том, что мало тех, кто может предложить действительно стоящие идеи”, – резюмирует Александр Ильин, директор по маркетингу Yellow, Black and White.


Show Must Go On

Сколько стоит создание студийного шоу (по типу “Пусть говорят” Андрея Малахова) на российском телевидении

Общая стоимость – 1 200 000 руб. за 45 мин.

Из них:

Расходы на съемку – 500 000 руб.

Расходы на редакторскую группу, включая зарплаты ведущих – 300 000 руб.

Аренда павильона – 50 000 руб.

Постстудийная работа (монтаж и пр.) – 100 000 руб.

Аудитория (массовка) – 30 000 руб.

Административные и прочие расходы – 70 000 руб.

Прибыль продакшена – 150 000 руб.

Источник: компания “Бисер”


Рейтинг
( Пока оценок нет )
webnewsite.ru / автор статьи
Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: