Крупнейшие концерны, локализовавшие производство бытовой техники в России, думают о том, как не потерять инвестиции в условиях потребительского спада и насыщения внутреннего рынка. Логичным решением становится наращивание экспорта. Фокус в том, чтобы сделать продукцию, произведенную в России, конкурентоспособной на глобальном рынке.

Падение продаж на российском рынке действительно ощутимое. По результатам 2014 года, которые озвучила группа компаний Bosch, внутрироссийский оборот компании составил 652 млн евро, что на 8% меньше, чем в 2013 г. (в рублевом эквиваленте рост 15%).

Если брать только сегмент холодильников, то объем продаж в целом по рынку сократился на четверть. «Имы в русле рынка», – говорит Хакан Мандалы, гендиректор ООО «БСХ Бытовые приборы».

Между конъюнктурой и стратегией

В течение года группа Bosch прогнозирует дальнейшее снижение спроса и готова к тому, что уровень продаж в регионе в 2015 г. будет ниже, чем в предыдущем. «Однако мы рассматриваем рынок СНГ с точки зрения долгосрочной перспективы и хотим быть во всеоружии к моменту выхода из кризиса. Экономический рост в регионе вновь приобретет динамичный характер не ранее 2017 г. – при условии стабилизации в политической сфере», – уверен член правления Robert Bosch GmbH Уве Рашке. А для этого, по его мнению, необходимо учесть экономическую конъюнктуру и сделать акцент на локализации производства и оптимизации логистики.

Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) оценила совокупный объем российского рынка крупной и мелкой бытовой техники (без учета посудомоечных машин) по итогам 2013 г. в 232,3 млрд руб. При этом в ассоциации отмечают, что данный рынок еще год назад был близок к насыщению. Сейчас в России делается около 95% продаваемых в стране стиральных машин, 92% телевизоров и 80% холодильников.

В стране есть отечественные производители холодильников. ВУссурийске, например, продолжают выпускать холодильники «Океан», в Красноярске – «Бирюсу», в Саратове и Смоленске делают одноименные холодильники, а в Великих Луках производят «Морозко». Но они могут составить хоть какую-то конкуренцию иностранным брендам только в низшем ценовом сегменте.

Начиная завоевание российского рынка, крупные концерны открыли свои представительства и заводы в России. Кто-то подсуетился с еще советскими производственными мощностями, например Indesit, который основал производство на липецком заводе «Стинол», другим осталось новое строительство. Кпримеру, Samsung открыл завод в Калужской области, где производят телевизоры, мониторы и стиральные машины, общий объем инвестиций в производство составил $250 млн. LG построил производственные цеха в Рузе, сейчас здесь собирают телевизоры, мониторы, домашние кинотеатры, холодильники, стиральные машины и комплектующие– суммарно инвестиции превышают $360млн. А рядом с Петергофом, под Санкт-Петербургом, обосновался концерн Bosch. Питерская локализация стоила концерну $160 млн.

Строительство завода началось в марте 2005 г., после подписания инвестиционного соглашения между концерном и администрацией Санкт-Петербурга, в рамках которого было предусмотрено создание производственно-логистического комплекса впромышленной зоне «Нойдорф-Стрельна», по символическому для концерна адресу – на улице Карла Сименса.

Первая линия цеха холодильников мощностью 250 000 приборов в год исклад площадью 10000 кв.м заработали летом 2007 г. Виюле 2010 г. стартовала вторая очередь предприятия, благодаря этому мощность цеха и площадь склада удвоились. В 2012 г. там же, в Стрельне, был запущен второй завод концерна в России – по производству стиральных машин. Его мощность – 450 000 приборов в год, а логистический центр в том же 2012 г. расширен до 30000 кв. м.

На сегодняшний день Bosch может производить на собственном заводе под Питером 500 000 холодильников и 450 000 стиральных машин в год. В планах российского производственного подразделения на ближайшие годы– довести суммарную мощность обоих заводов до 1 млн приборов в год. Осторожно говорят и о планах по освоению оставшейся площади – в том числе предполагается строительство завода посудомоечных машин, но это вряд ли произойдет в ближайшее время.

Российские холодильники на экспорт

Начиная с сентября 2013г. предприятие работает не только на обеспечение нужд российского рынка, но и на экспорт. Стиральные машины российского производства экспортируются в страны ЕврАзЭС (с января 2015 года – ЕАЭС) и Евросоюза, включая Германию, Францию и Италию, Скандинавию, атакже Восточную Европу, Турцию и Гонконг. Суммарный объем экспорта в 2014 г. составил 50 000 приборов, ав2015 г. его планируется увеличить практически вдвое – до 90000 приборов. В 2015 г. практичные немцы начали экспорт холодильников в страны Восточной Европы.

«Экспорт нашей техники, стартовавший первой пробной партией стиральных машин в Польшу в 2013 г., растет огромными темпами, и это является лучшим доказательством высоких стандартов российского производства и самой большой наградой для всех сотрудников завода. Наша производственная площадка сегодня имеет все шансы для того, чтобы стать одним из ключевых производственных узлов для концерна в мире и внести свой вклад в повышение репутации товаров российского производства на международном рынке», – комментирует коммерческий директор российского производственно-логистического комплекса BSH Йенс-Дитер Альтманн.

Негативной репутации техники, произведенной в России, в компании не боятся. Предвзятое отношение есть, скорее, у самих россиян, кроме того – российские заводы самые молодые, а значит, самые высокотехнологичные из всех производственных площадок концерна. Но журналисты на пресс-конференциях упрямо интересуются, удастся ли поддерживать планку немецкого качества. Топ-менеджерам концерна остается только кивать на графики.

В период обесценивания рубля произведенную в Санкт-Петербурге бытовую технику стало очень выгодно продавать в Европе и Азии. По этим причинам «БСХ Бытовые приборы» наращивает выпуск стиральных машин и холодильников. «В среднесрочной перспективе, примерно за три года, мы планируем довести экспорт до 20% в совокупной выручке. Ожидаем дальнейшего динамичного роста и планируем расширить географию в самом ближайшем будущем», – заявлял ранее экс-гендиректор ООО «БСХ Бытовые приборы» Симон Хаузер. Одним из ключевых факторов стабильно высокого спроса на приборы, произведенные в России, становится цена, которая обратно пропорциональна локализации. Насегодняшний день удалось довести локальную долю добавленной стоимости до 50% как за счет создания производства комплектующих на собственных площадях, так и за счет развития сети поставщиков материалов и компонентов в странах ЕАЭС.

Локализация идет и в кадровой политике. Всего на предприятии в промышленной зоне «Нойдорф-Стрельна» работают около 900человек, и только 1% из них– экспаты. Конкурентная борьба на российском рынке очень ощутима: пока Bosch удается сохранять одни из лидирующих позицийв России в сегменте крупной бытовой техники с долей рынка более 17% и в сегменте малой бытовой техники.

Сейчас на российском рынке возможен рост за счет премиального сегмента, считают в компании. Доля BSH на российском рынке в категории холодильников среднего ценового сегмента (до 40 000руб.) также значительно выросла в течение года– с 7,3 до 23,5%. Рыночная доля компании в категории холодильников высокого ценового сегмента (более 70 000 руб.) выросла за год с 3,7 до 10,5%.

В перспективе – Интернет вещей

В ближайшие три года BSH планирует стать игроком рынка Интернета вещей. В компании обещают дополнить ассортимент реализуемой продукции инновационными приборами с беспроводным интерфейсом, благодаря которому существует возможность их подключения к сети Интернет для дистанционного управления с помощью мобильного приложения на смартфоне или планшете. С 2016 г. концерн BSH планирует выпуск крупной бытовой техники с функцией Home Connect в каждой товарной категории на глобальном уровне. Российские потребители смогут начать общаться с холодильниками не ранее 2017 г., обещает Хакан Мандалы, и это будут товары импортируемые.

Но российский рынок второсортным не считают. «У нас большие планы на российский рынок, – заявляет генеральный директор ООО «БСХ Бытовая техника» Бюлент Айяр.– Концерн BSH всегда верил в Россию – мы основали российскую дочернюю компанию в 1996 г., а уже в 1998 г. стали первым иностранным производителем бытовой техники, открывшим здесь локальное производство. На сегодняшний день Россия является одним из крупнейших рынков для концерна и, в отличие от большинства других рынков, обладает огромным потенциалом роста. Для нас не стоит вопрос, продолжать ли инвестиции в Россию, – это долгосрочное решение принято много лет назад, и мы никогда не были в нем так уверены, как сегодня».

Уверенности, с одной стороны, способствуют потуги властных кругов привлечь производителей, а за ними инвестиционные миллионы в Россию. Вот, например, для стимуляции локализации предлагаются законодательные преференции в закупках государственными и муниципальными учреждениями, за счет которых могут быть компенсированы затраты на локализацию. Законопроект внесен правительством РФ.

С другой стороны, в условиях санкционного противостояния европейские компании все-таки рискуют. Совфед РФ готовит в Генпрокуратуру список из более чем 20западных фондов для проверки на соответствие закону о нежелательных организациях. В списке этом есть и Фонд им. Роберта Боша – главный акционер концерна Bosch. На данный момент он является обладателем порядка 92% акций компании. При этом уже осенью фигуранты списка могут быть включены в реестр нежелательных организаций, чья деятельность на территории РФ будет запрещена. Повлияет ли включениеФонда им. Роберта Боша в «стоп-лист» на деятельность концерна Bosch и локализованных заводов, пока не известно. В список первых 12«запрещенцев» фонд не попал. В2014г. корпорация из Германии увеличила объем инвестиций в регион до 56млн евро, это на 20% больше, чем в прошлом году. Ежегодные инвестиции в питерские заводы остаются на докризисном уровне – порядка 8 млн евро. Эти средства идут на модернизацию оборудования, внедрение новейших технологий и управленческих практик, а также наращивание объемов российского производства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *