В новостном потоке последних месяцев все чаще встречаются упоминания о тревожных событиях, которые, казалось бы, в России уже преодолены и остались в темном прошлом.

Так, несмотря на то, что власти жестко закручивают гайки, запрещая протестовать, несмотря на то, что политическое поле заасфальтировано и оппозиция лишена всякого влияния, люди тем не менее выходят на протестные акции. Правда, руководствуются они не политическими лозунгами, а борются за свои кровные интересы. Так протестовали строители космодрома Восточный, которым задерживали зарплату. Выходят на митинги обманутые дольщики и ипотечные заемщики. Устраивали марш протеста дальнобойщики, обложенные новым дорожным сбором. Недавно у дальнобойщиков был повод присоединиться к тракторному маршу протеста кубанских фермеров, у которых отжимают землю. В Ростовской области объявили голодовку шахтеры банкротящейся компании «Кингкоул». Митингуют, требуя повышения зарплаты, сотрудники УАЗа. Всередине сентября в Москве ожидается митинг ученых, требующих увеличения финансирования науки. И это еще не протестовали пенсионеры, которых лишили индексации пенсии.

Параллельно с этим в криминальной хронике множатся сообщения, из которых выясняется, что мафия жива, что организованная преступность вовсе не осталась в лихих девяностых, аочень активно участвует в экономических процесах. Огромный резонанс вызвало задержание в Москве криминального авторитета Шакро Молодого, участвовавшего в разборках в ресторанном бизнесе и при этом якобы связанного с высшими чинами московской полиции. А недавно в столице была задержана банда чеченских полицейских, выколачивавших долги,– это уже классический сюжет из эпохи президента Ельцина. Неужели лихие девяностые возвращаются?

С экономической точки зрения откат назад действительно есть. Ведь многие негативные явления тех лет стали более редкими просто потому, что экономический спад сменился ростом. Однако в посткрымскую эпоху экономические показатели стали напоминать прошлое – и это после того, как экономика едва оправилась от всемирного финансового кризиса. В 2014 г. экономический рост не сильно отличался от нуля, в прошлом году ВВП снизился на 3,7%, рост по итогам нынешнего года не ожидается. Когда начинает стагнировать экономика, обостряются социальные конфликты: становится больше предприятий-банкротов, учащаются задержки зарплат, растет объем невозращенных долгов и невыполненных обязательств. Как сообщил глава Федеральной службы по труду и занятости Юрий Герций, общие долги по зарплате в стране (почти 2,3 млрд руб.) растут примерно на 3% в месяц. Когда люди не могут получить законно причитающиеся им деньги, то одни смиряются, другие выходят на митинг, третьи нанимают бандитов.

Директор Центра перспективного анализа и стратегических исследований Евгений Гниломедов отмечает, что в последнее время действительно можно наблюдать рост протестных настроений, вызванных снижением реальных доходов, ухудшением положения социально незащищенных групп граждан и недовольством властями на местном уровне. Население по-прежнему лояльно, но в протестных акциях участвуют рабочие, шахтеры, аграрии. «Это и есть электорат, голосовавший на всех последних выборах за действующую власть. Однако тяжелая экономическая ситуация в сочетании с соответствующим информационным фоном привели ктому, что люди вышли на акции протеста. Это было сделано не для того, чтобы выступить против президента и потребовать его отставки, асцелью пожаловаться главе государства, которого они выбирали, на произвол местных чиновников и силовиков, не захотевших их услышать», – констатирует эксперт.

Разумеется, дополнительную напряженность вызывает предвыборная ситуация, хотя избирательная кампания идет не очень интенсивно. Тем не менее доцент Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Виктор Солнцев отмечает, что игроки предвыборной кампании используют традиционные методы обострения ситуации. «Поэтому пока это политический пиар, дешевый иединственный из доступных оппозиции, – утверждает эксперт. – Конечно, все заметные события будут замазаны и затушеваны в СМИ, чтобы случайно не вызвать неуправляемую реакцию электората». Впрочем, Виктор Солнцев вынужден признать, что передел собственности в период кризисов – обычное явление. «Обострение отношений между «крышующими» бизнес силовыми структурами – очевидный факт. Все, что раньше сходило с рук чеченским отрядам быстрого реагирования, размещенным в непосредственной близости от Кремля, в«Президент-отеле», вызывает злобу у других игроков так называемого рынка. Используются любые поводы сыграть на ослабление то одних, то других сторон, в том числе– отставки и назначения на самом верху. А 1990-е никуда и не уходили. Просто уличный разбой и грабежи сменились незаметной кабинетной работой юристов по международным сделкам в офшорных зонах», – говорит эксперт.

«Является ли социальная напряженность следствием стагнации? – задает риторический вопрос директор компании «Центр управления и права» Евгений Родин. – Конечно. Аследствием чего является стагнация? Увы, следствием бездарного руководства. Это возвращение не в 1990-е, а в начало 1880-х. Но в те годы можно было по бумажке получить гараж, и он как бы твой навеки, навсегда. А сейчас государство и его аффилированные лица пытаются «отжать» и этот маленький пирожок – жадные проглоты и жирные коты, которые не хотят умерить свои аппетиты. А власть им потворствует. Да они и сами есть власть. Как говорил Маркс: частная собственность чиновника – это государство. Иони этой собственностью пользуются».

Пока что протестные акции носят единичный характер и политической стабильности не угрожают. Важнейший вопрос – будет ли это так ив дальнейшем. Евгений Гниломедов полагает, что пример нынешних протестующих может оказаться заразительным, «и все недовольные поодиночке или группами начнут использовать данный метод». А при раскрутке массовых протестов властям придется действовать еще более жестко.

Павел Сигал,первый вице-президент«Опоры России»:

«Говорить о возвращении 1990-х, конечно же, не стоит. Экономический кризис очень часто сопровождается социальными проблемами, поэтому нет ничего удивительного в обострении ситуации. Наподобные заголовки в прессе не стоит обращать слишком пристальное внимание. Кроме того, большая часть примеров могла произойти в благополучное для экономики время, да и сейчас хватает радостных и приятных новостей. Ситуация вэкономике действительно непростая, расходы бюджета придется сокращать, азначит, будут снижаться социальные выплаты, девальвация рубля сильно ударила по кошелькам россиян, сократив реальные доходы. Но, несмотря на наличие проблем, ситуация не критична. Фактически следующий год уже будет лучше в экономическом исоциальном плане, поскольку бюджету и реальному сектору необходимо время, чтобы приспособиться к новым реалиям».

Павел Геннель,

генеральный директорАО «Русско-Европейский инвестиционный консорциум»:

«Сегодняшняя ситуация действительно похожа на начало 1990-х – экономические проблемы, особенно в бюджетном секторе, становятся все острее, уровень жизни падает, а начало необходимых институциональных реформ максимально оттягивается. Вместе с тем, есть и существенные отличия, главные из них – готовность властей жестко подавлять любые проявления недовольства и наличие рыночного сегмента экономики, из которого вслучае острой необходимости рассчитывают «выдоить» дополнительные средства. Это, скорее, похоже на двадцатипятилетней давности Китай, на который сегодня многие смотрят как на источник альтернативных концепций развития. Но нужно понимать, что китайский путь крайне опасен, так как требует, помимо репрессий, экономического роста, доказывающего правильность выбранного курса. А именно это государство сегодня и не может предложить».

Екатерина Колина,руководитель практики «Маркетинговые исследования» компании КСК групп:

«При сравнении кризиса 1990-х и современного экономического кризиса необходимо понимать, что они различны по своей природе. В1990-е произошли резкие изменения как в политической, так и в экономической сфере. Современный кризис, во-первых, был ожидаем, во-вторых, в стране имелись хоть какие-то резервы, ну и самое главное – вхождение в него оказалось более плавным для населения. Кроме того, сегодня ведется очень грамотная информационная политика, нацеленная на развитие патриотических и религиозных ценностей, что возымело свои плоды на фоне победы в Сочи, присоединения Крыма, действий страны на внешнеполитической арене и допингового скандала перед Рио-2016. Однако эйфория от перечисленных событий постепенно проходит, и основным фактором, так или иначе, останутся реальные доходы населения. Но все же до лихих девяностых нам еще далеко».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *